Доклад на тему "Детская инициатива"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Конюхова Анна Павловна

Вопросы
поддержки детской инициативы
в рамках реализации ФГОС
ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_initsiativa.pptx432.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы поддержки детской инициативы в рамках реализации ФГОС ДОО Воспитатель: Конюхова А.П

Слайд 2

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора . В ФГОС ДОО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Слайд 3

Целевые ориентиры , определенными ФГОС: - участник образовательного процесса проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - способен к волевым усилиям; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - способен к принятию собственных решений.

Слайд 4

Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» 4 сферы инициатив : - творческая - целеполагания и волевого усилия - коммуникативная - познавательная .

Слайд 5

Инициатива Вид деятельности Творческая Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная Целеполагания и волевого усилия Трудовая Коммуникативная Общение Познавательная Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы Двигательная деятельность

Слайд 6

Т ри уровня творческой инициативы 1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями .

Слайд 7

2-й уровень Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», « Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Слайд 8

3-й уровень Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Слайд 9

Для инициативной личности характерно : произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Слайд 10

Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Инициативная личность развивается в деятельности! В едущая деятельность дошкольного возраста ИГРА

Слайд 11

В условиях ДОО распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом: Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Слайд 12

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Слайд 13

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей . содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. н е все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Слайд 14

Оказание не директивной помощи детям Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. В ажно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Слайд 15

Групповой сбор Задачи группового сбора : формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта ; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; формирование мотивации к предстоящей деятельности; представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах; Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Слайд 16

В течение дня групповых сборов может быть несколько . Целесообразно проводить: -1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности; -2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов; -3-ий — после дневного сна.

Слайд 17

В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды . О рганизуются Центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов.

Слайд 18

Проектная деятельность Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности .

Слайд 19

Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Воспитатели отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.

Слайд 20

Развивающая предметно-пространственная среда По мнению доктора психологических наук С.Л. Новоселовой : «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка ».

Слайд 21

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: возрастного состава малышей ; психологической характеристики группы ; количественного соотношения мальчиков и девочек ; социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; окружающей социальной практики.

Слайд 22

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"

Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"...

Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 4-5 лет на тему: Поддержка детской инициативы через трудовую деятельность

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Доклад: Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Доклад:  Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....