Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"
консультация по теме

Симуковская Анна Геннадьевна

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Консультация для воспитателей

 «Влияние музыки на развитие

эмоциональной отзывчивости дошкольников»

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную функцию, поэтому очень важно, чтобы первое общение ребенка с музыкой в дни раннего и дошкольного детства окрасилось для него светлой радостью, вызвало положительные эмоции, потребность новой встречи с прекрасным.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру музыки. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Известный русский психолог Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается такое большое значение.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи. В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражниковой, Н.А. Ветлугиной, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку.  Он отмечал, что «центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку. С ее помощью происходит эмоциональное и личностное познание себя и других людей; осуществляется художественное познание окружающего мира; реализуется индивидуальный творческий потенциал».

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. 

Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Вся эта доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.

Воспитатель, любящий музыку, использует аудиозаписи, поет детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение.

Практика показывает, что в такие моменты создается особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринужденная задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми своих мыслей, впечатлений, желаний; укрепляются дружеские чувства.

Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном мире ребенка, несомненный ресурс в становлении эмоциональной сферы личности, который может стать неотъемлемой частью его жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".

Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей

Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,  способствует общему инте...

Методическая разработка "Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через цветовосприятие"

laquo;Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодич...

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Восприятие музыки (слушание), как путь развития эмоциональной отзывчивости дошкольников и формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству

Данная работа представляет собой педагогический опыт музыкального руководителя в разделе "Восприятие музыки". Здесь представлены фрагменты занятий , музыкальных досугов и развлечений по...