Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника"
консультация по теме

Молчанова Татьяна Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Для воспитателей МАДОУ «Детский сад №5»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников»

Подготовила и провела: музыкальный  

руководитель первой квалификационной

категории МАДОУ «Детский сад №5»                        

                                    Молчанова Татьяна Михайловна

г. Гусев

октябрь, 2016 г.

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновывали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова считают, что именно эмоции составляют "корень эстетики" музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.

В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:

  • свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.;
  • эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;
  • показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Что касается эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка развития эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.

У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке.

В процессе исследования путей развития эмоциональности у младших дошкольников были выделены задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства. Так, дошкольникам могут быть предложены различные способы "моделирования" характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру музыки, что выражается в пластике рук, мелкой моторике, эмоционально-окрашенном слове. Эффективно в этом возрасте тактильное уподобление, которое представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера. Вокальное уподобление - "выведение голосом" мелодии, чтобы побудить дошкольника подпеть.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко поддаются развитию эмоциональной отзывчивости к музыке. Однако это не означает, что в старшем дошкольном возрасте подобную работу проводить не нужно. По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально-мотивированную оценку.

Эмоциональная отзывчивость выступает показателем развития интереса, вкуса, эмоционально-оценочного отношения к музыке, выразительности исполнения, творческой активности. В результате развития всех этих компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценочное отношение свидетельствует о значимости музыкального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник может назвать любимые произведения, напеть, повторить. Таким образом, важно обеспечить динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке - от эмоциональной оценки в младшем возрасте к мотивированной оценке посредством мышления и воображения в старшем.

Положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных видах музыкальной деятельности. Накопление впечатлений формирует его как личность. На взгляд ученых, эмоционально-оценочный компонент отношения у старших дошкольников в значительной степени обогащается интеллектуально-оценочным. Их соотношение, равновесие или преобладание одного над другим будет зависеть от уровня музыкального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих музыкальных проявлений: от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до формируемого музыкального мышления и воображения как важнейших психических процессов.

Исследования ученых в этой области составляют основу интегрированных занятий с воспитанниками нашего детского сада. Педагоги используют классическую музыку, позволяющую ребенку пережить эмоции, которые он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни.

Основная задача педагогического коллектива - добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов-классиков стали привычными, узнаваемыми детьми.

Система подбора репертуара, методы творческой работы, поставленные задачи предусматривают развитие взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления, воображения, внимания дошкольников, активизацию проявлений творчества. Так, я как музыкальный руководитель детского сада использую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», цель которой - формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.

Темы занятий могут быть разнообразными, но изучаются параллельно. Например, тема "Природа и музыка" включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. В работе педагога-психолога по теме "Чувства в природе" используются психогимнастические упражнения в сопровождении классической музыки, проигрываются образы природы: грустный дождик, веселый ручеек, хмурое небо и контрастные по характеру образы (дождливый и солнечный день, дерево радости и грусти). Итогом этой работы стал интегрированный досуг "Полон красок и чудес осенью волшебный лес".

На занятиях по музыкальному воспитанию дошкольники сравнивают произведения с одинаковыми названиями, определяют, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую или злую. Учатся различать смену настроений, образов в одной сказке. С помощью игрушек би-ба-бо, используя психогимнастику, игры в сопровождении классической музыки, педагог-психолог помогает детям глубже прочувствовать эмоции сказочных персонажей, творчески и осмысленно передать его образ. Итогом данной работы стала музыкальная игра-сказка "История года" для детей старшего дошкольного возраста и музыкальная игра-сказка "Теремок" для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".

Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей

Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,  способствует общему инте...

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....

Методическая разработка "Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через цветовосприятие"

laquo;Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодич...

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Восприятие музыки (слушание), как путь развития эмоциональной отзывчивости дошкольников и формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству

Данная работа представляет собой педагогический опыт музыкального руководителя в разделе "Восприятие музыки". Здесь представлены фрагменты занятий , музыкальных досугов и развлечений по...