Консультация «Использование наглядности для формирования связной речи».
методическая разработка по теме

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором разработан методический материал по использованию наглядности для формирования связной речи в помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

                   структурное подразделение «Детский сад «Солнышко

       Консультация «Использование наглядности

               для формирования связной речи».

Речь  – это важнейшая творческая психическая  функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими.

Это – основное условие дальнейшего успешного обучения. Ведь через речь совершается развитие мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т.п.) создает проблемы общения ребенка с детьми и взрослыми. По  мнению ученых, развитие связной речи в дошкольном детстве, является процессом многоаспектным по своей природе.        Основная  её функция коммуникативная, осуществляемая в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики и формирования.

Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет основными характеристиками речи являются связность, последовательность, протяжённость речевых высказываний, логико-смысловая организация.

Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. При рассказывании дети в основном используют короткие малоинформативные фразы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Поэтому при развитии связной речи мы преследуем цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.

Говоря о роли наглядности в обучении, К.Д.Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным словам, он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».

Современные психологи (А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитием восприятия, образной памяти. К наглядным средствам, которые активно используются для развития связной речи, относятся игрушки, предметы, картины, модели и схемы.

 Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы:

1.Наглядные:

Непосредственные: наблюдения, экскурсии, рассматривание предметов.

Опосредованные: рассматривание изобразительной наглядности.

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказ.

3. Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Игрушка должна отражать настоящие признаки реального предмета (цвет, форму, соотношение частей, деталей), чтобы у детей сформировалось правильное представление об окружающих предметах. Для детей младшего возраста используют на занятии одну-две игрушки, так как внимание детей неустойчиво и легко переключается с одного объекта на другой. В средней группе можно использовать две однотипные игрушки для составления сравнительного рассказа. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут составлять сюжетный рассказ по набору игрушек, так же можно предложить детям выбрать игрушку из ряда предложенных для придумывания своего рассказа или сказки.

Реальные предметы, используемые для обучения детей рассказыванию, должны вызывать интерес у ребенка, вместе с тем они должны быть знакомы детям по функциям, по назначению. Составить рассказ ребенок сможет только о том, что хорошо знает. Например, предметы посуды, одежды, обихода (часы с кукушкой). При сравнении предметов необходимо направить детей на выделение сходных признаков и обобщение предметов в определенные группы (посуда, одежда).

Для обучения детей рассказыванию в детском саду используют предметные и сюжетные картины на темы, близкие опыту ребенка: «В детском саду», «На улице», «Времена года», «Домашние животные» и др. Кроме того, для составления детьми рассказа-повествования, начиная со среднего дошкольного возраста, используются серии сюжетных картин – это 3-5 картинок, объединенных одним сюжетом. При организации занятий по обучению детей рассказыванию по картинам следует учитывать возрастные особенности восприятия картин дошкольниками. Особенность восприятия картин детьми младшего дошкольного возраста заключается в том, что они не понимают перспективного изображения (уменьшения размеров удаленных предметов на заднем плане картины). Только к 5-6 годам дети осознают специфику изображения удаленных объектов. С возрастными особенностями восприятия связано и количество предметов (объектов) на картине: чем меньше ребенок, тем меньше объектов на картине.

Структура занятия традиционно включает три части.

В первой части занятия дети знакомятся с наглядными средствами. Очень важен момент появления перед детьми игрушки, предметов или картины. В основной части занятия проводится последовательно работа по рассматриванию наглядных средств и по обучению детей составлению рассказов. В третьей части занятия подводят итог работе: здесь может быть оценка рассказов детей в целом, выделение наиболее интересных высказываний детей, оценка рассказов самими детьми (для старших дошкольников). Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

Вашему вниманию предлагается несколько игр и упражнений.

                                               «Мнемотаблица».

Её назначение- с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок смог с опорой на такой вид наглядности его декодировать, вспомнить, воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. Детям читают произведение, находят соответствующий графический символ каждого фрагмента текста, объясняя, почему такой символ использовался. Затем, опираясь на мнемотаблицу, дети пересказывают текст сказки.

                                   «Предметно-графический план».

Детям предлагается «записать» прослушанный текст не словами, а картинками. Вначале такая работа проводится совместно с взрослым. Предлагая графический план необходимо детям объяснить значения всех элементов: «Первый квадрат обозначает слово, далее стрелка - другое слово. Всё вместе - это предложение». Подсчитывается количество предложений в рассказе. Так постепенно, картинка за картинкой возникает образная схема содержания текста.

              «План-схема для составления описательного рассказа».

В практической логопедии уже много лет используются картинки, которые позволяют составить описательный рассказ, наиболее сложный из всех видов рассказывания, практически о каждом предмете окружающего мира. В них графически представлены такие свойства предметов, как: цвет, форма, величина, вкус, запах, какой на ощупь, из чего сделан, части предмета, польза; для живых существ: где живёт, чем питаются, названия детёнышей и т.д.

              «Творческая сказка по силуэтным изображениям».

     Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

                           Литература и интернет-источники.

1.https://studfiles.net/preview/1725332/page:16/

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

3. Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи / Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. №. 4

                                                                            Выполнил: воспитатель

                                                                                                Чубаева Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...

Картотека игр по формированию по формированию связной речи.

Дидактические игры способствуют:- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явл...