Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) на 2014 - 2015 учебный год
рабочая программа (средняя группа) на тему

Проценко Дарья Максимовна

Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) на 2014 - 2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp2014-2015.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №71

Рабочая программа

средней группы (от 4 до 5 лет)

на 2014 -2015 учебный год

 

Программа разработана воспитателями

Аппа С.Н.

Руденко Д.М.

Санкт-Петербург

2014 год


Содержание

Пояснительная записка.......................................................................................................................................................................3

Основная часть......................................................................................................................................................................................5

  • Организация жизни и воспитания детей. Виды совместной организованной образовательной деятельности детей среднего

возраста и взрослого...............................................................................................................................................................................5

  • Примерный режим дня...............................................................................................................................................................6
  • Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.................................................7

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»...............................................................................17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: «Развитие речи детей средней группы в дидактических играх»............................................................................................................................................................................24


Пояснительная записка.

        Рабочая программа средней группы ГБДОУ детский сад №71 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

        Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами, для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 4 -5 лет определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом  требований нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» N 237-ФЗ от 29.12.2012
  2. Конвенция о правах ребенка 1989
  3. Концепция дошкольного образования
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ  СанПиН2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении введении в действие ФГОС  дошкольного образования»


         Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
        В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:

  • содержательные условия;
  • организационные условия;
  • технологические условия (принципы, методы, приемы);
  • материально-технические условия (развивающая среда);
  • социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами);

        Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.

        Необходимость корректировки и введение данной рабочей программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

        Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

        Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

        В структуре рабочей учебной программы отражены образовательные области 1) «Социально-коммуникативное развитие» (чтение художественной литературы), 2) «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная)деятельность, формирование элементарных математических представлений), 3) «Речевое развитие (формирование целостной картины мира)», 4) «Физическое развитие» (физическая культура), 5) «Художественно-эстетическое развитие» (лепка, рисование, аппликация, музыкально-художественная деятельность), количество недель в год, длительность непосредственно-образовательной деятельности, объем.

Задачи:

  1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
  3. Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
  4. Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
  5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.

        Рабочая программа учитывает особенности психического и физического развития детей (тревожное поведение, пассивность, гиперактивность и т. д., II и III группа здоровья, дети, имеющие проблемы со зрением).

Основная часть

Виды организованной деятельности

Кол-во

Познавательное развитие:

Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира

2

Коммуникация. Чтение художественной литературы

1

Художественное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

1

0,5

0,5

Физическое развитие

3

Музыкальное развитие

2

                                                                                                                                                                                Общее количество

10

        Виды совместной организованной образовательной деятельности детей среднего возраста и взрослого.

        Понедельник

1. Музыка

2. Художественное творчество Лепка / Аппликация

        Вторник

1. Познание. Формирование элементарных математических представлений

2. Физическая культура

        Среда

1. Коммуникация. Чтение художественной литературы

2. Физическая культура на прогулке

3. Вечер досуга

        Четверг

1. Музыка

2. Художественное творчество. Рисование

        Пятница

1. Познание. Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность / Формирование целостной картины мира

2. Физическая культура

        Примерный режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак  

8.30 – 9.00

Игры, подготовка к совместной

образовательной деятельности

9.00 – 9.15

Совместная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.15 – 9.35, 9.40 — 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Игры, подготовка к прогулке

10.10 – 10.15

Прогулка, возвращение с прогулки

10.15 – 12.15

Обед

12.15 – 13.00

Дневной сон

13.00 – 15.10

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры

15.10 – 15.40

Полдник

15.40 – 16.00

Игры, досуг, самостоятельная деятельность  

16.00– 16.40

Прогулка

16.40 – 18.40

Игры, уход домой

до 19.00

        Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами нормативами нагрузку.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

        

«Физическое развитие»

        «Содержание образовательной области „Физическая культура" "направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

        Формировать правильную осанку.

        Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

        Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.

        Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.

         Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

        Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.

         В прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Формировать умение прыгать через короткую скакалку.

         Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

        Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др.

        Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д.

        Закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу.

        Совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

        Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

        Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

        Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

        Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.

         Один раз в месяц проводить физкультурные досуги продолжительностью 20 минут; два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) продолжительностью 45 минут.

        Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

         Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

        Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

        Приучать к выполнению действий по сигналу.

        Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

         «Социально-коммуникативное развитие»

Чтение художественной литературы

        «Содержание  направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

        •  формирование интереса и потребности в чтении, приобщение к словесному искусству;

        •  развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

        • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Формирование интереса и потребности в чтении

        Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

        Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

        Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

        Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

        Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

         Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

        Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

        Способствовать развитию любознательности.

        Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

        Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

        Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика;

одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника.

        Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что

его любят).

        Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

 

«Познавательное развитие»

        Содержание  направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

        •  развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

        •  формирование элементарных математических представлений»*

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

        Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

        Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

        Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие,

крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

        Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

        Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах.

        Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

        Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учит использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Исследовательская деятельность.

        Развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создавать условия для ее презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.

Формирование элементарных математических представлений

 Количество и счет         

        Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих—меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

        Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

        Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

        Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» пли: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало гоже 2, Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2).

        Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

         На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина

        Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длиннее. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равны (одинаковые) по ширине, высоте, толщине.          Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего).

        Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма

        Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

         Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

        Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

        Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

         Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве

        Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

        Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени

        Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь).         Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

«Речевое развитие»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

        Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

        Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

        Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет,

теплоход).

        Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

        Формировать первичные представления о школе.

        Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

        Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.

        Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Ознакомление с природой

        Расширять представления детей о природе.

        Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

        Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним  видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

        Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

        Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

        Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

        Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь,

синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

         Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных,

растений (воздух, вода, питание и т.п.).

        Развивать умение детей замечать изменения в природе.

        Рассказывать детям об охране растений и животных.

         Сезонные наблюдения

        Осень.

         Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, ) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливат простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли : бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

         Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.

        Зима.

        Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний.

        Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

        Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

        Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

        Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

        Весна.         

        Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

        Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

         Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

        Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

        Лето.

        Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

        В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка,

воды, камней и глины.

        Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у

животных подрастают детеныши.

 «Художественно-эстетическое развитие»

        «Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);

• музыкально-художественная деятельность».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

        Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в

соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

        Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, каможно получить эти цвета. Развивать тмение смешивать краски для получения нужных цветов

и оттенков.

        Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

        Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок использовать их при создании изображения.         Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

         Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование.

        Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоиовских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться

вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить с городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи.

Лепка

        Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый

шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

        Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для

получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

        Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.         Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор,

скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

        Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем округления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов,

ягод, цветов и т.п.

        Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы,

животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

        Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

         Поощрять проявления активности и творчества.

        Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций

Музыкально-художественная деятельность

Слушание

         Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания

о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

        Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать

произведение до конца).

        Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.         Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения

(тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение

        Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

        Песенное творчество

        Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»).

        Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения

        Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

        Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

        Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

        Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная»,спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

         Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

        Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах

        Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.



Приложение 1

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта:

 «Экспериментирование с детьми среднего дошкольного возраста как средство развития познавательных способностей»

Средняя группа 2014 – 2015 уч.год.

Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.

   Цель: Развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и проч.), об основных физических свойствах и явлениях (воды, снега и льда и т.п.) по внешним характеристикам и проч.
  • Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  • Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  • Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  • Создавать положительно-эмоциональный настрой детей.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

1. Создание предметно-развивающего пространства в опытно-экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Формы работы:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные экспериментирования.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 - май 2015 года.

Участники проекта:

- дети средней группы.

- педагоги группы.

Месяц

Тема

Содержание

Материал и оборудование

Сентябрь

“Знакомство с “волшебной” коробочкой”

“Как человек измеряет?”

Дидактические игры: “Определи на ощупь, “Угадай на вкус”, “Узнай предмет по звуку”, “Узнай по описанию”

“Чем можно измерять?”

Эксперименты

Беседа с детьми для чего человеку нужны те или иные предметы.

 

Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира “от себя”: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т.п.

Измерить стол, ковер в группе с помощью различных систем мер: с помощью локтей, ладоней, пальцев. Сформулировать почему результаты оказались разными (величина рук. ладоней, пальцев у разных людей отличается, поэтому и результат у всех разный).

1.Формировать представления детей о мерке как способе измерения длины и веса.

2.Познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов).

3.Научить способам использования измерительных приборов.

4.Обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

  •  1.Пользуясь линейкой, измерим длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги.
  • 2.Используя весы и разновесы узнать вес кубика, куклы, машинки.

Линейка, сантиметровая лента, весы, термометр,часы песочные,и прочие предметы.

Художественная литература: Г. Остер “38 попугаев”.

Предметы для проведения  дидактических игр

“Определи на ощупь” (кубик, мячик и т.д.), “Угадай на вкус” (яблоко, лимон, лук, огурец и проч.), “Узнай предмет по звуку” (колокольчик, бубен, свисток и др.), “Узнай по описанию”.

Линейка, измерительная лента, весы с разновесами (стрелочные, электронные).

Октябрь

“Термометр и температура”

Опыты

“Часы и время”

Исследовательская деятельность.

1. Познакомить детей с понятием температура.

2.Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре.

3.Сравнить разные виды термометров.

4.Формировать навыки безопасности при определении температуры.

5.Пополнить активный словарь детей новыми понятиями: “градус”, “шкала”, “температура”, “термометр”.

Рассмотреть, как устроен термометр. Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.

  • Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.
  • Измерить температуру тела человека в группе и на улице, сравнить показания.
  • Измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а второй воду налили из теплого чайника. сравнить показания.

1.Познакомить детей с древними и современными способами измерения времени.

2.Формировать представления о единицах измерения времени - секундах, минутах, часах, сутках и т.д.

3.Формировать представления о необходимости рационального использования времени в течение дня: на игру, занятия, сон, физическую активность и т.п.

4.Совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

  • Рассмотреть разные виды часов: древние и современные.
  • Изготовить вместе с детьми песочные часы.
  • Засечь время продолжительностью 1-2 мин на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека, 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой).

Часы песочные, механические, электронные, картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Ноябрь

“Твердое тело:материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металлы)

Познавательная деятельность с детьми

1.Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло и проч.).

2.Познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их значением.

  • Рассмотреть, взвесить предметы из стекла и пластмассы. Определить свойства этих предметов. Вспомнить, где они используются в жизни, в сказках, придумать собственные варианты их применения (реальные и волшебные).
  • Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные). Определить их свойства и назначения.
  • “Что тяжелее? Тонет - не тонет” - игра-эксперимент.

Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов.

Для игры-эксперимента:

- ёмкость с водой

 ( тазик или миска).

- предметы из различных материалов (пластик, дерево, металл, поролон и т.д.).

Декабрь

“Воздух”

Беседа с детьми о воздухе

Серия опытов с воздухом

1.Дать общие представления о воздухе: прозрачный, невидимый, легкий, находится везде.

2.Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

  •  В стакан с водой дуем через соломинку - появляются пузырьки (мы дышим воздухом).
  • “Пластилин в газировке”. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.
  • Опустить пустую бутылочку в воду - из нее выходит воздух в виде пузырьков.
  • Воздух находится везде. Как в этом убедиться? Можно помахать веером (листком) у лица и тогда почувствуешь легкий ветерок - это и есть воздух.
  • Вспомнить, где используется свойство воздуха (надувной спасательный круг, спасательный жилет - не дает утонуть человеку).
  • Надуть воздушный шарик. Они тоже наполнены воздухом. Игры с воздушными шариками.

Пластилин, вода, вода газированная, 2 стакана, бутылочка. тазик или миска с водой, вееры (листы бумага, бумажные вееры) по количеству детей, воздушные шарики по количеству детей.

Январь

«Водичка–  водичка, умой моё личико…»

«Чудесница вода»

Что мы знаем о воде?

1.  Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть, запах и т.д.).

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Иллюстрации:

«Кому нужна вода»

«Где живёт вода»…

Опыты с водой:  

1)«жидкая»

2)«тёплая – холодная »

1. Развивать желание экспериментировать.

2. Познакомить со свойствами воды: холодная – тёплая.

- Ёмкости для переливания воды.

- Вода.

- 2 тазика с холодной и тёплой водой.

Игра- эксперимент на выявление прозрачности воды.

1. Развиваем любознательность, мышление и речь детей.

2. Учим детей высказывать свои предположения, делать выводы.

3. Вызываем интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

   Налить в один стакан молоко, в другой - воду. Кидать в стакан с молоко разные пуговицы, затем тоже самое проделать со стаканом с водой. В стакане с водой пуговицы видны, а в стакане с молоком - нет, следовательно вода - прозрачная.

2 стакана: один с водой, другой - с молоком,  пуговицы разной формы и цвета.

Февраль

«Снег – снежок, словно беленький пушок» Свойства снега: липкий – рассыпчатый

1. Познакомить детей со свойствами снега (липкий, рассыпчатый, белый, холодный, искрящийся, скрипит и т.д.).

2. Развивать тактильное восприятие (снег холодный).

3. Воспитывать чувственность и интерес к неживой природе.

- Снег.

- Лопатки, формочки, ведёрки.

Опыт на прогулке «Лепится – не лепится?»

1. Учить употреблять качественные прилагательные (липкий, рассыпчатый, холодный, белый).

2. Мотивировать детей к лепке снеговика.

3. Создание эмоционально-положительного настроения – радоваться снегу, зимним пейзажам.

- Снег.

Наблюдение

«Таяние снега»

1. Закрепить знания детей о свойствах снега.

2. Подвести детей к тому, что снег тает в тепле.

-Ведёрко со снегом.

Март

«Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд)

Свойства льда

1. Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

3. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.

4. Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

-Снеговик (игрушка). -Стеклянная миска.  

-Иллюстрации с изображением зимних детских забав.

-Снежный комок (муляж).

 -Две красивых жестяных банки.

-Сосулька.

-Кубики льда.

-Подносы.

-Салфетки (по количеству детей).

-Цветные льдинки.

Познавательная деятельность «Разноцветные льдинки»

Познакомить детей, что лёд получается из воды (образуется  в холоде), в воде растворилась краска, поэтому получились цветные льдинки. Закрепление цвета

-Стаканчики.

-Формочки.

-Краска.

-Вода.

Эксперимент – наблюдение  «Превращение льда в воду»

Вместе с детьми внести в группу лёд в ведёрке для того, чтобы определить что лёд – это вода в замёрзшем состоянии. Подведение итогов: снег и лёд – это вода.

-Лёд.

-Детское ведёрко.

Апрель

Наблюдение

“Огород на окошке”

Посадка лука.

Отмечаем, что лук - овощ (живой организм), нуждается в воде, свете, тепле.

Устанавливаем связь с неживой природой.

Наблюдаем за изменениями строения лука (появились корни, зеленые стебли)-”вершки-корешки”.

Зарисовываем изменения.

Лоток с землей, прозрачные стаканы, лук, вода, инвентарь для ухода за растениями ( лопатки, грабли, лейки и проч.), блокноты и карандаши по количеству детей.

Май

“Волшебное зеркало”

Эксперименты:

“Отражение”

“Кривые зеркала”

“Заколдованное письмо”

Игра-забава “Солнечные зайчики”

1.Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей (в зеркале отражается все “наоборот”).

2.Познакомить детей с понятиями “свет”, “отражение” и их свойствами.

  • 1. Рассмотреть отражение предмета в зеркале, в начищенном металлическом подносе. Как отражаются правая и левая сторона предметов (куклы, мишки, зайца, кубика, шара и проч.)?
  • 2. Кривые зеркала. Детям предлагается посмотреть на свое отражение в зеркалах разной формы и почувствовать изменение своего внутреннего состояния в зависимости от формы зеркала.
  • 3. С помощью зеркала “расшифровываем” письмо. Большинство, а может быть, даже все буквы оказались перевернутыми.
  • С помощью предметов с блестящим покрытием (например, плотная фольга) направить на солнечный свет.

Зеркала различной формы и размера, предметы с блестящим покрытием (по количеству детей),

1 металлический поднос, “зашифрованное” письмо.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта:

«Развитие речи детей средней группы в дидактических играх».

Средняя группа 2014-2015 учебный год.

Автор проекта: Руденко Дарья Максимовна.

Цель: Повышение уровня развития речи детей через дидактические игры.

 Задачи:

  • Обеспечение количественного накопления слов, необходимых для содержательного общения;
  • Активизация словаря, знание слов, введение их в практику общения;
  • Обеспечение овладением значения слов на основе их соотнесения к объектам окружающего мира, особенностям и отношениям;
  • Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
  • Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.

Предполагаемый результат:

  • Значительное повышение коммуникативных способностей детей среднего возраста.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной творческой личности

Формы работы:

  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Постепенный переход к самостоятельной игре

Сроки реализации проекта: октябрь-май 2014-2015 гг.

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Месяц

Тема

Содержание

Оборудование

октябрь-ноябрь

Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; Активизация мышц губ. Развитие речевого дыхания.  Произношение определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» в словах и слогах;

«Капитаны».

«Пузырь».

«Отгадай и назови».

учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

декабрь-январь

Активация словаря по темам: одежда, ягоды, деревья, грибы, транспорт. Сравнение и установление сходств и различий предметов по форме.

«Гардероб для куклы Маши»: дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник).

«Что лежит в лукошке?»: карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет.

«Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.

Домино «Полезные машины»: сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении.

учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

февраль

Изучать свойства и признаки предметов, развивать сенсорное восприятие

Задачи на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Развивать логическое мышление. Продолжать активизацию словаря.

«Чудесный мешочек»: на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.

«Кто что ест?»: карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому.

«Варежки»: две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок.

«Что делает зайчик»: сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т.д. Составление разрезных картинок.

предметы по теме игры, картинки, художественная литература

март-апрель

Образование существительных множественного числа, уменьшительно-ласкательных. Развитие диалогической речи. Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных. Активация словаря по темам. Развитие связанной речи.

«Один-много»: найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.

«Разговор по телефону»: в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог.

«Магазин»: два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.).

«Кошкин дом»:

«Что деревянное, что резиновое?»: предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.

«Далеко-близко»: определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.).

«День рождения куклы Алёны»: описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит.

учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

май

Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

«Новая кукла»: описать куклу, рассказать, чем она отличается от остальных игрушек.

«Найди предмет по описанию»: выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.

«Когда это бывает?»: взять карточку с явлением природы и рассказать, когда оно бывает и почему.

учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) на 2014 - 2015 учебный год...

Рабочая программа (проект) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего возраста 2014- 2015 учебный год

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физи...

Рабочая программа средней группы № II-2 на 2014-2015 учебный год

В программе представлены режимы дня воспитанников, планы занятий с детьми средней группы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 года) НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 года)НА  2017 - 2018   УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности «Карусель» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программасредней группы компенсирующей направленности «Карусель»на 2020 – 2021 учебный год...