Доклад на августовскую конференцию "Куклотерапия-современная технология в работе музыкального руководителя"
учебно-методический материал на тему

Онищенко Динара Рагимовна

Доклад и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_doklad.docx28.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» С.ЧАПАЕВО

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Куклотерапия - современная технология в работе музыкального руководителя

      Музыкальный руководитель

    МБДОУ «Тополек» с. Чапаево

Онищенко Динара Рагимовна

                                               2018 год

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

               С самого рождения ребёнка окружают яркие игрушки, погремушки, пупсы, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональны и выразительны в своём исполнении.

Малыш реагирует на эту игру слова, мелодии и движений; повторяет за взрослым, быстро запоминает несложный репертуар и очень любит исполнять в игровой ситуации.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

Куклотерапия — это метод  коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении

Для меня, как для музыкального руководителя, куклотерапия  выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать  и раскрепощать его, снижать эмоциональное напряжение и творчески настраивать на музыкальный лад.

Что такое кукла в руках ребёнка? Это ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребёнка игрушка – наперсник, а с равным общаешься без напряжения. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо небольших сценках. Ребёнок может скрыться за ширму и вести диалог от лица куклы.

Данная технология даёт возможность открыть своё «Я», помогает поверить ребёнку в свои силы. Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.).

Цели: 

  • Показать актуальность Куклотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях. 

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, познавательный интерес.
  • Развивать речь, обогащать активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  • Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:
  • • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);
  • • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

 

Виды кукол.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

  • куклы–марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
  • куклы с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
  • куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).
  • Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися
  • куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

                   Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных плоскостных кукол-ромашек с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребёнок одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит заданные взрослым фразы. В своей работе я называю это- «театр эмоций»

                   Какие проблемы решает методика куклотерапия?

Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Инструмент - это кукольный театр,где есть ширма и куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Моя  задача -  научить их быть артистами,»вжиться» в роль куклы, помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

              Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по куклотерапии, в том числе:

-Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

-Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

-Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,.

 

Куклотерапия эффективно используется для формирования креативных качеств личности. 

  Активно  включая сказки в занятия с детьми, мы, развиваем фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учим малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

  1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

  1. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Это  помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведенийМузыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности

Исполнениемузыкального произведения должно быть высоко- 
художественным; рассказывать и петь нужно обяз
ательно на память, 
чтобы 
-дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою 
очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ
музыка.

Перед началом слушания музыки  хорошо сделать 
небольшое вступление, показать куклу например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через 
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку 
и песни
можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям. 
После прослушивания музыки и песен дети о
хотно слушают сказку еще раз.

  1.  Кукольный театр.

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

 Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).

 Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

  1. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

В моей практике основные задачи «куклотерапии»:

  • повышение внимания детей на занятиях,
  • развитие эмоциональной отзывчивости,
  • развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования куклотерапии  можно применять методы и приёмы: релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование.

Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Реализуя принципы ФГОС ДО, мы ставим игру, как естественную и основную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а так же, меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специально обучающих упражнениях.

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

Результаты внедрения данной методике в практику.

  1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
  2. Сделала коллекцию аудиоспектаклей
  3. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
  4. Подобрала материал для консультаций воспитателей и родителей

             6.Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актёрские способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

 Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

Сообщение из опыта работы "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ"

   С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствов...

Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....

ДОКЛАД Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДОКЛАД Использование инновационных технологийв работе музыкального руководителя...

Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя и их использование»

Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работемузыкального руководителя и их использование»...