Доклад для педагогов: «Инновационные технологии в работе музыкального руководителя и их использование»
методическая разработка

Зенифе Эдемовна Камилова

Доклад для педагогов:

«Инновационные технологии в работе

музыкального руководителя и их использование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_doklad_dlya_pedagogov.docx136.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Радуга» городского округа Судак

Доклад для педагогов:

«Инновационные технологии в работе

музыкального руководителя и их использование»

http://ds336.omsk.obr55.ru/files/2019/04/1-1.jpg

Подготовила:

музыкальный руководитель

Камилова З.Э.

Судак, 2022

Цель: познакомить педагогов с инновационными технологиями музыкального руководителя в плане развития речи дошкольников, показать значимость инновационных технологий для применения на практике.

Введение в тему.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

Применение инновационных технологий на музыкальных занятиях.

1. Здоровьесберегающие технологии.

Формами работы на музыкальных занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

5. Информационно - коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. При применении в работе ИКТ мы не забываем о том, что использование технических средств ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей. 

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске;
  • процесс создания новых вариантов моделей;
  • радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников.

Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни работаю по нескольким направлениям:

1) повышаю мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;

2) активизирую заинтересованность детей для повышения результативности музыкально-художественной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии на практике.

1) Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Занятия по системе Стрельниковой превосходно помогают при заболеваниях органов дыхания, позволяют излечиться от различных сердечно-сосудистых болезней и многих других недугов.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Задачи.

1. Учить детей делать короткий, шумный вдох.

2. Учить детей выполнять произвольный выдох, лучше выдыхать через рот.

3. Учить детей сочетать вдох с движением в ритме строевого шага.

Освоение комплекса упражнений Стрельниковой дыхательной гимнастики необходимо начинать с первых трех упражнений: «Ладошки»«Погончики», «Насос», делать не более 4 шумных вдохов, затем пауза – отдых – 3–5 секунд, и снова 4 шумных вдоха. Повторить 8 раз.

2) Артикуляционная гимнастика перед пением, используемая на музыкальных занятиях в детском саду

Например.

Гармошка (На мелодию «Вправо шаг, влево шаг и немножко покружись»)
На гармошке мы играем,
Рот пошире открываем.
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты смотри, не ошибись.

Качели
Эх, раз, ещё раз.
Мы качаемся сейчас.
Вверх-вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

Барабан
В барабан мы бьём
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук,
Слышен звонкий стук.

Лошадка
Скачем, скачем на лошадке,
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,

язычок им помогает.

3) Ритмопластика

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.

4) Логоритмика

Особое место в работе над речью детей я отвожу музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка.

5) Пальчиковая гимнастика

В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6) Психогимнастика

Для этого я применяю релаксацию: снятие эмоционального напряжения, упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера.

Игровые технологии.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Интеллектуальное, физическое, психическое, социальное развитие ребенка происходит через игру.

Музыкальная игра является инструментом педагога музыки, с помощью которого дети осваивают основные музыкальные понятия и виды деятельности. Большая роль среди игр для дошкольников отводится музыкально-дидактическим играм. В работах Н.А. Ветлугиной, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР (1980), основное внимание отводится разделению музыкально - дидактических игр для развития музыкально-сенсорных способностей на: настольные, подвижные и хороводные. Продолжателем ее работы стала А.Н. Зимина, она разделяла игры в зависимости от задач на 3 вида: спокойное музицирование, подвижные игры и хороводные игры.

Поскольку главной задачей музыкального образования детей является развитие музыкальных способностей, важно классифицировать музыкально-дидактические игры по следующему принципу:

  • игры для развития музыкально-слуховых представлений;
  • игры для развития ладового чувства;
  • игры для развития чувства ритма.

Спокойное музицирование. Здесь у детей развивается умение вслушиваться в музыку, различать свойства и характер музыкального звучания. Этот вид включает в себя игры-пособия (музыкальное лото, нотная лесенка и т.д.) и игры с пением и движением. Этот тип игр является наиболее распространенным. Суть этих игр заключается, в основном, в соревновании, кто быстрее и точнее сможет определить заданный музыкальный элемент на слух. Часто дети делятся на небольшие подгруппы (команды).

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые; подвижные; настольные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма; на развитие тембрового слуха; на развитие диатонического слуха; на развитие памяти и слуха; на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения; в процессе слушания музыки; в процессе ритмических движений; в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Технология «Синтез искусств».

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающего музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектная деятельность.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего
дошкольного возраста. Прежде всего, это, конечно, 
творческие игровые проекты:
-игры в День рождения (именинником может быть любой сказочный
персонаж, любая игрушка, время года - Весна, лето и т.д.);
-игры - путешествия (можно связать с сюжетами сказок, различными
познавательными темами).
Виды игр-путешествий: маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета.

Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной
деятельностью. 
Форма продукта творческого проекта: концерт, утренник,
произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, театрализация сказки, выставка, газета.

ИКТ технологии.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя. Это:

1. Средство подготовки выступлений,
2. Источник учебной, музыкальной информации,
3. Наглядное пособие,
4. Методические копилки: «Консультации» «Работа с родителями», «Стихи», «Музыка», «Презентации »; «Фотоальбомы» и др.
5. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг).

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствов...

Доклад " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольника является музыкальное воспитание детей....

ДОКЛАД Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДОКЛАД Использование инновационных технологийв работе музыкального руководителя...