Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми.
материал на тему

Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_rabota_s_muzykalno.docx23.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ№18 Трубиной Н.А, «Подснежник» г. Канска

 РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

                                                              Актуальность

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

Одной из главных задач  в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.

Исходя из этого, музыкальный руководитель должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, и родителей.

Я хочу рассказать о своём опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Наш детский сад открылся всего два года, и в группы к нам пришли в основном «домашние» дети, которые прежде не посещали детский сад. Каждодневное наблюдение за детьми на занятиях, в свободной деятельности в группе, на улице, беседы с родителями помогли  постепенно отметить  детей, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании. В младшей группе таких детей оказалось еще мало:  Мосензова Ева, в средней:Перепечко А, Кирилов К, в старшей группе таких детей было трое – Бенедицкая В Щепеткова М. и София З.

Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала индивидуальную работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.

Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей. Было отмечено, что все дети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.

На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план индивидуальной работы и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.

А также выделены задачи работы:

  • создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
  • помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
  • работа над сценической пластикой, мимикой.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: дидактический материал по распевкам, мульти медиа материал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;

– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи. 
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).

Были определены методы  достижения поставленных задач:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

  • Расширение диапазона;
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
  • Усиление насыщенности звука;
  • Полетность;
  • Улучшение вибрато;
  • Большая певучесть звука;
  • Свобода;
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

  • Голосоведение;
  • Метроритм, темп;
  • Тембр;
  • Динамика;
  • Фразировка.

4. Тренировка слуха

  • Распевки;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Творческое сочинение мелодий;

5. Техника исполнения мелодии

  • Применение дирижёрского жеста;
  • Сольфеджио;
  • Вокализы.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы:

  1. Системность занятий.
  2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
  3. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
  4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
  5. Креативность и эмоциональность педагога.
  6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
  7. Преемственность в работе с другими специалистами.
  8. Связь с семьей.

Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).

Занятия вокального кружка проводились два раза в неделю по 25 минут. И через четыре месяца была проведена диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой).

Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.

В прошлом учебном году две солисткт из нашего детскогосада принимали участие в вокальном  конкурсе «Песенка, звени». И заняли  1 место!!!.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».

Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. У одной из солисток Маши В. мама очень любит петь и с удовольствием поддержала инициативу дочери спеть вместе с ней на празднике в детском саду. Для Марии это было очень сильной мотивацией выступить особенно хорошо. С ними была выучена песня «Доченька моя» и, несмотря на волнения мамы, дуэту рукоплескал весь зал.

В ходе беседы с родителями Маши им было предложено после окончания детского сада продолжить развитие вокальных способностей девочки в одном из городских учреждений культуры. И сейчас она успешно там занимается.

Заключение

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом,   испытывает величайшее счастье тогда,  когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.

Список использованной литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009
  2. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»
  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство

«Планета музыки», 2007.

  1. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)

В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...

Организация образовательной работы музыкального руководителя с одаренными детьми в ДОУ

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация ...

Опыт использования нестандартного оборудования в работе музыкального руководителя

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ       Эффективность коррекционно - образовательной деятельности достигается осуществлени...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Использование  в повседневной работе музыкального руководителя многообразия нестандартного оборудования способствует  повышению результативности образовательной деятельности...

Опыт работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир...