Конспект интегрированного тематического музыкального занятия «Как на ярмарке веселой…»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Интегрированное тематическое музыкальное занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_na_yarmarke_veseloy.docx283.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель заведующего по УВР

________________  Е.М. Кулик

Конспект

интегрированного тематического музыкального занятия

«Как на ярмарке веселой…»

Г. Стрежевой, 2016 год.

Конспект интегрированного тематического музыкального занятия

«Как на ярмарке веселой…»

Вид - музыкальное занятие.

Тип – интегрированное тематическое (занятие-путешествие).

Форма – групповое.

Группа – подготовительная (6-7 лет).

Тема – «Ярмарка».

Цель: - формирование у детей целостного представления о   ярмарочных гуляниях на Руси средствами  музыки, фольклора, живописи.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представления детей о традициях, обычаях русского народа;
  • закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства;
  • развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения;
  • упражнять в  ритмическом исполнении игры на детских народных музыкальных инструментах;
  • закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
  • продолжать работу над исполнением песни нежного, ласкового, доброго, веселого, задорного характера, учить петь выразительно, без напряжения  и легким звуком в подвижном темпе.
  • способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание;
  • продолжать обучать детей координации речи и движения;
  • продолжать знакомить детей с русским игровым фольклором, передавать в игре эмоционально-образное содержание.

Развивающие:

  • обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии живописи и фольклора;
  • развивать музыкальное восприятие, память, слух, фантазию, мышление;
  • развивать танцевально-игровое творчество (формировать навыки художественного исполнения образа при инсценировании  игровой песни; учить детей импровизировать, самостоятельно придумывать вариации плясовых движений и варианты образных движений в игре).

Воспитательные:

  • прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;
  • развивать умение сотрудничества и сотворчества  в коллективной музыкальной деятельности;
  • воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Методы и приемы:

  • Наглядные: слайдовая презентация, рассматривание предметов народного промысла;
  • Наглядно-слуховые: музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения, сопровождающее просмотром слайдов репродукций картин по теме;
  • Словесный: рассказ, беседа, вопросы, пояснения, задания;
  • Практические: исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций; музыкально-ритмические  упражнения; народная игра.

Оборудование:

- Фонограммы:

  • Фонограммы русских народных песен: «Пойду ль я выйду ль я да», «Светит месяц», «Барыня»,
  • Песня  «Ярмарка» -  Аранжировка и слова Л. Волокитиной (-);
  • Русская  народная игровая песня «Как на тоненький ледок» - обр. М. Иорданского(-);
  • Песня «Наша бабушка» - Е. Лучникого;
  • Музыкальная  картинка «На ярмарке»,  Н.П. Будашкиного.

- Проектор:

  • Слайдовая презентация по теме;
  • Презентация репродукции картины художника Б.М. Кустодиева.

- Декорация «Карусель»;

- Русские народные инструменты;

- фуражка, лошадка на палочке и два платка.

Оформление музыкального зала: 

- На столах («прилавках»)

  • Самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами;
  • Гжельские и хохломские изделия,
  • Изделия из бересты;
  • Дымковские игрушки;
  • Детские русские народные костюмы для девочки и мальчика;
  • Ширма с Петрушкой;  
  • Овощи и фрукты в корзинах и др.

Предварительная работа: 

  • слушание фольклорной музыки: «Барыня», «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов; «Камаринская» в обработке П.И.Чайковского, М.И.Глинки;
  • знакомство с русскими народными пословицами,  потешками, играми, хороводами и другими образцами народного творчества;
  • обучение игре на детских народных музыкальных инструментах;
  • рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства (дымковских игрушек, хохломских и гжельских изделий, изделий из бересты);
  • беседы о культуре и быте русского народа;
  • рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.

Ход занятия:

- Вход детей. /Track №1/.

М.Р.  Присядьте, пожалуйста.  

- Музыкальное приветствие.

М.Р.  Сегодня мы с вами отправимся в большое путешествие на ярмарку.

Восп. Ребята, вы знаете, что такое ярмарка?

Дети. Ярмарка – это рынок, базар, где все продается и покупается. /СЛАЙД №1/.

Восп. Ярмарки на Руси длились по нескольку дней. Там люди не только торговали разными товарами, но и развлекались. /СЛАЙД №2/.

Восп. Всё это время в городе был настоящий праздник: звучала музыка, пели песни, водили хороводы, играли в народные игры. /СЛАЙД №3/. 

Восп. Работали аттракционы, карусели, горки, качели. /СЛАЙД №4/. 

Веселили народ скоморохи, Петрушки. /СЛАЙД №4/. 

Восп. Давайте рассмотрим с вами картину художника Бориса Кустодиева «Ярмарка». /СЛАЙД №5/

- Рассматривание репродукции картины.

Восп. Что же изображено на этой картине?

Дети. Люди покупают и продают разные товары /овощи, фрукты, вёдра, валенки, грабли, корзины, деревянные ложки, горшки, рубахи, сарафаны, игрушки, сладости/. Все разговаривают, торгуются, ходят, рассматривают товар.

Восп. Ярмарка русская - это незабываемая картина.

М.Р. Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, играми, шутками,  так, как раньше было на Руси. Хотите? /ответ детей./

М.Р. Ну, тогда, предлагаю всех вас покататься на карусели.

/Ставится «карусель» - шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку  передвигаются по кругу./

М.Р. Поехали!

- Музыкальные ритмические движения. /Track №2/.

М.Р.

- идем хороводным шагом;

- топающим шагом;

- побежим на носочках;

- снова побежим на носочках;

- пойдем топающим шагом;

- хороводным шагом;

М.Р. Вот и приехали.

М.Р. Покатались на карусели, давайте немного отдохнем, и восстановим дыхание. 

- Дыхательное упражнение.

Восп. Я предлагаю пройтись по ярмарке, рассмотрим, что там есть.

/Дети рассматривают  изделия на прилавках./

Восп. Есть ли на ярмарке посуда из Хохломы? А почему вы так считайте?

Восп. Какие изделия из бересты находятся на прилавке?

Дети: корзиночки, туески, коробы.

Восп. Покажите, пожалуйста, на каком прилавке находятся изделия гжельских  мастеров? Как вы догадались? 

Восп. А эти дымковские игрушки,  все узнали? Посмотрите, какими яркими красками  украшены фигурки.

М.Р. Подойдите к этому столику. Что вы видите?

Дети: На лавочке самовар, оладушки, пышки, пирожки, ватрушки.

М.Р. Ребята, в какой песне поется о родном человеке, который нам печет блины, оладушки, булочки. Эту песню мы с вами хорошо знаем.

Дети. Песня называется «Наша бабушка».

М.Р. Я предлагаю спеть песню. Но, чтобы голос стал звонким, чистым и красивым перед пением нужно распеться. Исполним распевку «Музыкальное эхо». Я начинаю петь, а вы мне отвечайте эхом.

- Распевка.

М.Р. А сейчас давайте поиграем вот так. Поем распевку, и одновременно прохлопываем ритмический рисунок.

- Распевка без аккомпанемента.

М.Р. Какие вы молодцы, хорошо справились с заданием.

М.Р. А сейчас можно исполнить песню о бабушке. Как мы будем петь песню, песня, какая по характеру?

 Дети: Нежная, ласковая, добрая, веселая, легкая.

М.Р. Надо петь выразительно и без напряжения голоса.

- Песня. /Track №3/.

М.Р. Повернитесь, пожалуйста, сюда.

М.Р. На этой лавочке русские народные музыкальные инструменты,  они  ударные шумовые. Вам знакомы эти инструменты? Назовите их.

Дети:

- колотушка;

- рубель;

- коробочка;

- трещотка на веревке и круговая;

- ложки;

- погремушки;

- бубен.

М.Р. Кроме инструментов, на лавочке лежит палочка. А для чего эта палочка, кто скажет?

Дети. Эта дирижерская палочка.

М.Р. Кто такой дирижер?

Дети. Дирижёр – это музыкант, руководитель оркестром или хором.

М.Р. Возьмите по одному инструменту и садитесь на стульчики.

/Дети садятся./

М.Р. У вас в руках музыкальные инструменты, значит вы кто?

Дети. Музыканты. 

М.Р.  Если  в руке палочка, значит он или она кто?

Дети. Дирижер, будет, руководит оркестром.

М.Р. Сегодня Злата будет дирижером? Выходи, вставай перед детьми.

М.Р. Музыканты,  внимательно смотрите на дирижера. Когда он дирижирует  двумя руками, вы играете вместе – в оркестре, когда одной рукой - играет только один музыкант, на кого указывает, значит, звучит только один инструмент.

- Игра в оркестре. /Track №4/.

/Собираем инструменты./

М.Р. Сейчас, ребята, я вам спою такую же живую, яркую песню, как эта картина. Песня называется «Ярмарка». Послушайте.

- Слушание. /Track №5/. 

 

М.Р. Дети, вам понравилась песня? Какой характер у этой песни?

Дети. Весёлый, яркий, радостный, танцевальный.

М.Р. А что вам хочется делать, когда слушайте эту песню?

Дети. Плясать, танцевать, веселиться.

М.Р. Ну, тогда встаньте, возьмитесь за руки, сделайте круг и приготовитесь танцевать.

М.Р. Но прежде чем вы начнете танцевать,  вспомните, пожалуйста, основные танцевальные движения русского народного танца.

Дети:

Позиции ног:

- присядка;

- полуприседание с выставлением ноги на носок, на пятку;

- притопы;

- выбрасывание ног вперед;

- бег с захлестом;

- поскоки;

- бег с высоким подъемом ног;

- приставной шаг;

- Ковырялочка.

Положение рук:

- ладонями или кулачком на поясе;

- плавные движения;

- полочка;

- лодочка;

- хлопки.

- Творческий танец. /Track №5/.

М.Р. Настроение у нас хорошее? /ответ детей/.

М.Р. А когда настроение хорошее, что люди делают?

Дети. Поют, танцуют, играют.

М.Р. А давайте, поиграем в игру «Как на тоненький ледок». Ваней сегодня будет………. , /надеть фуражку и дать лошадку на палочке/, его подружками будут - ………………. , /набросить на плечи платки/-

 - Игра. /Track №6/. 

М.Р. Наше путешествие по ярмарке подошло к концу.

М.Р. Что понравилось больше всего? Расскажем по очереди.

Муз. Рук. Вы сегодня все активно пели, танцевали и играли. Молодцы!

- Музыкальное прощание.

- Выход детей. /Track №1/.


Самоанализ к музыкальному занятию

«Как на ярмарке веселой…»

     Было предоставлено занятие по музыкальному воспитанию с детьми подготовительной группы. При планировании занятия была поставлена цель: - формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси средствами  музыки, фольклора, живописи.  

На  занятии   решались следующие задачи:

Образовательные:

  • расширить представления детей о традициях, обычаях русского народа;
  • закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства;
  • развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения;
  • упражнять в  ритмическом исполнении игры на детских народных музыкальных инструментах;
  • закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
  • продолжать работу над исполнением песни нежного, ласкового, доброго, веселого, задорного характера, учить петь выразительно, без напряжения  и легким звуком в подвижном темпе.
  • способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание;
  • продолжать обучать детей координации речи и движения;
  • продолжать знакомить детей с русским игровым фольклором, передавать в игре эмоционально-образное содержание.

Развивающие:

  • обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии живописи и фольклора;
  • развивать музыкальное восприятие, память, слух, фантазию, мышление;
  • развивать танцевально-игровое творчество (формировать навыки художественного исполнения образа при инсценировании  игровой песни; учить детей импровизировать, самостоятельно придумывать вариации плясовых движений и варианты образных движений в игре).

Воспитательные:

  • прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;
  • развивать умение сотрудничества и сотворчества  в коллективной музыкальной деятельности;
  • воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.   

     

     На протяжении всего времени проведения данного занятия  прослеживалась интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».

«Социализация».

     

     Данное занятие было построено на единой тематической линии, поэтому по типу его оно тематическое. По структуре – традиционное.

     По требованию ФГОС:  занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня. Для проведения  занятия, музыкальный зал был разбит на СЕКТОРЫ:

- для слушания – восприятия музыки и просмотра изображений;

- для музыкально-двигательных упражнений, игр и пляски;

- для размещения  наглядностей;

- для распевания и пения;

- для музыцирования.

Пространственная среда  помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

    Развитие музыкальности  детей прошло через всё занятие, через все основные виды музыкальной  деятельности:

- музыкально-ритмические движения,

- слушание,

- распевание,

- пение,

- музицирование,

- игре на музыкальных инструментах,

- пляска,

- игра.

     Я построил занятие так, чтобы виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия. Так пение сменилось игрой на  музыкальных инструментах, слушание музыки на творческий танец,  музыкальные ритмические движения на дыхательные упражнении и т.д. Занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. Постоянная смена деятельности вовлекала детей в наше путешествие. Детям было интересно узнавать, а что же будет дальше на нашей Ярмарке.

     Музыкальный руководитель и воспитатель выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали упражнения, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.

      При планировании данного  занятия, я постаралась показать культуру слушания музыки, способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку, любовь детей к игре, пению, валеологических распевок. 

     Большое значение для решения задач я отвожу подбору репертуара. Главное любого произведения его содержание, доступное пониманию детей. На занятии я использовала классическую, русскую народную и музыку современных русских композиторов.

Репертуар………..

     Качество фонограмм и репродукций соответствовало программным задачам и уровню развития детей. Кроме того я постаралась исполнить произведения на фортепиано хорошо, предварительно отработав их.

На занятии я реализовал следующие принципы федерального государственного образовательного стандарта:

Методы и приемы:

  • Наглядные: слайдовая презентация, рассматривание  предметов народного промысла;
  • Наглядно-слуховые: музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения, сопровождающее просмотром слайдов репродукций картин по теме;
  • Словесный: рассказ, беседа, вопросы, пояснения, задания;
  • Практические: исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций, музыкально-ритмические  упражнения, народная игра.

     Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, на мой взгляд, они хорошо справились с описанием картины, были эмоциональны и раскрепощены. Дети  с удовольствием исполняли все музыкальные задания: слушали музыку, пели распевки и песни, танцевали, исполняли инструментальные композиции и музыкально-ритмические движения,  играли в народную игру, использовали дыхательные упражнении.

     На занятии я старалась выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность.

           Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. Я старалась создать у детей эмоциональное, радостное  настроение. Думаю, что моим детям сегодняшнее занятие было интересным.

     Спасибо воспитателе Татьяне Романовне за оказанную помощь и организацию детей. В заключении, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать  свое профессиональное  мастерство.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздничного тематического музыкального занятия "Благодарим, солдаты, вас!"

Занятие направлено на формирование патриотических чувств, чтобы дети гордились победой прадедов, уважали ветеранов, слушали и понимали смысл песен о войне....

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Конспект сценария тематического музыкального занятия  «Что такое хорошо и что такое плохо?»Подготовила Литошко М.В., музыкальный руководитель ГБДОУ №51 Невского района г.Санкт-Петербурга.Цель: Во...

Интегрированное, тематическое музыкальное занятие «Зайка заболел».

Образовательные области: «Художественно-эстетическое», «Коммуникативное», «Развитие речи», «Познание».Участники: Дети 1младшей группы.Оборудование: Плоскостные ели.Программное содержание: приучать дет...

Конспект интегрированного тематического музыкального занятия "Парк развлечений" Средняя группа.

Музыкальное тематическое занятие для воспитанников среднего дошкольного возраста "Парк развлечений". Интеграция слушания, логоритмики, музыкально-ритмических движений, игр и пения. Зональное...

Конспект интегрированного открытого музыкального занятия по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи» в подготовительной группе

     Представленное занятие вносит в воспитание детей нравственно-духовное развитие, а взаимодействия педагога и детей прививает эстетический вкус и творческую инициативу. Интегр...

Конспект комплексно-тематического музыкального занятия с элементами логоритмики

Цель:Развитие в детях способности видеть прекрасное в произведениях искусства, находить аналогию в жизни и природе.Программные задачи:Образовательные:1 Продолжать учить понимать и любить музыку, разли...