Учебно – тематический план на тему « Русские народные сказки»
методическая разработка на тему

Миняева Елена Владимировна
Учебно – тематический план
 
3-4 года
 
Сказка Тема
«Репка»
Общее дело, значимость малой помощи
«Колобок»
 
Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность,             хвастовство – лень.
«Теремок»
Умение жить дружно
«Кот, петух и лиса»
Дружба, взаимовыручка, послушание
«Гуси – лебеди»
 
Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность
«Лиса и заяц» Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство,             осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ромодановского муниципального района  Республики Мордовия  

Учебно – тематический план

 на тему « Русские народные сказки»

(соответствует возрасту детей)

для детей дошкольного возраста

Миняева Елена Владимировна

воспитатель

высшей квалификационной категории

2014год

Учебно – тематический план

3-4 года

Сказка

Тема

«Репка»

Общее дело, значимость малой помощи

«Колобок»

Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность,             хвастовство – лень.

«Теремок»

Умение жить дружно

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Гуси – лебеди»

Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Лиса и заяц»

Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство,             осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

4-5 лет

Сказка

Тема

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Зимовье»

Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность,  взаимная любовь, заботливость, терпение 

«Стойкий оловянный солдатик»

Стойкость и мужество, любовь и верность

«Колосок»

Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

«Привередница»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

5-6 лет

Сказка

Тема

«Сивка - бурка»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому  человеку. Любовь – чудо.

«Никита Кожемяка»

О служении Отечеству

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Хаврошечка»

Трудолюбие, терпение

6-7 лет

Сказка

Тема

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

О зависти

«Василиса Прекрасная»

О любви к родителям

«Сказка  о золотом петушке»

О совести

Басня  И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

О жадности, милосердии, милостыне

«Айога»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Беляночка и Розочка»

Трудолюбие, терпение


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ромодановского муниципального района  Республики Мордовия  

Тематическое планирование

 на тему « Русские народные сказки»

(соответствует возрасту детей)

для детей дошкольного возраста

Миняева Елена Владимировна

воспитатель

высшей квалификационной категории

2014год

Тематическое планирование

Возраст

Тема

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная детско-родительская

деятельность

3-4 года

Тема: Общее дело, значимость малой помощи.

Сказка «Репка»

Пословица «Там, где дружат – живут, не тужат»

Развивать умение:  откликнуться на просьбу;  принимать помощь даже самую малую. Учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

Лепка «Репка»

Составить творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи

Тема:  Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность,             хвастовство – лень.

Сказка «Колобок»

Пословицы «Лесть без зубов, а с костьми съест», «Не задирай носа – споткнешься»

Посредством сказки дать детям понять почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию.

Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести. Учить детей быть осторожными в поступках. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия.

Рисование колобка

 Придумать у данной сказки хороший конец, игра «Рассказываем сказку вместе»

Тема: Умение жить дружно

Сказка «Теремок»

Пословица

«В тесноте, да не в обиде»

Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.

Аппликация «Теремок»

Нарисовать рисунок «Моя дружная семья»

Тема: Дружба, взаимовыручка, послушание

Сказка «Кот, петух  и лиса»

Пословицы “Друг познается в беде”, “Без друга в жизни туго”.

Учить детей дружить, помогать друг другу.

На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Учить детей быть внимательными и осмотрительными

Театрализация отрывка из  сказки

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Тема: Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

Сказка «Гуси-лебеди»

Пословица «Придет беда – не купишь ума»

Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Учить детей быть послушными, приветливыми.

Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси улетают».

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.

Тема: Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство,             осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Сказка «Лиса и заяц»

Пословица «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше» вставай, да  свой затевай»

На примере сказки учить детей  мудрости  и осмотрительности в своих поступках. Учить детей анализировать поступки  героев сказки.

Драматизация сказки

Семейный проект «Цветочек доброты»

4-5 лет

Тема: Простота – хитрость, доверчивость – обман

Сказка  «Лисичка-сестричка и волк»

Пословицы «Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься».

Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дать детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Игра «Сравни героев сказок»

Изготовление атрибутов для драматизации данной сказки

Тема:  Дружба, согласие

Сказка «Зимовье»

Пословицы

«Согласного стада волк  не берет”, “В согласии жить - никто не одолеет»

Дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми.

Учить детей дружить, мирно и согласованно выполнять общую работу

Лепка животных

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом (о дружбе и согласии)

Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность,  взаимная любовь, заботливость, терпение 

Сказка   «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен»

Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми.

Мероприятие «Вырастим цветы для мам и бабушек»

Семейный проект «Машина времени»

Тема: Стойкость и мужество, любовь и верность.

Сказка «Стойкий  оловянный солдатик»

Пословицы «Каков есть, такова и честь»,

«Живи для людей, поживут и люди для тебя»

Дать нравственно-этические представления  о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей; никем нельзя пренебрегать

Формировать представление о воине как воплощении верно­сти, стойкости и мужественности.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение

Игра "Скажи наоборот"

(подобрать синонимы к качествам личности главного героя)

С родителями или с прародителями вспомнить о тех людях, которые были верны, мужественны (участники воин, например, ВОВ)

Тема: Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

Сказка «Колосок»

Пословица «Что потопаешь, то и полопаешь»

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

«Помоги ближнему своему» (предложить оказать помощь детям младшей группы убрать игрушки)

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Привередница»

Пословица «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать»

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

Этюд «Помощник»

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков)

5-6 лет

Тема: Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

Сказка «Сивка – бурка»

Пословицы «За добро добром платят»,  «Храброму смерть не страшна»

Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика (сивка-бурка). Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.  Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Викторина по сказкам, где герои обладают данными качествами

Совместное сочинение сказки, используя данные качества этих героев

Тема: Послушание  -непослушание, ответственность, смелость, любовь

Сказка «Царевна-лягушка»

Пословицы «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

Формировать нравственные представления таких качеств, как послушание-непослушание, любовь-эгоизм, ответственность

«Мозаичный ковер»

Прочтение сказки на подобную тему

Тема: Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому  человеку. Любовь – чудо.

Сказка «Цветик - семицветик»

Пословицы  «Для милого дружка и сережка из ушка»

«Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго»

Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. На примере сказки показать пример верного выбора друга –выбора сердца. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души.

Этюд "Потерянная варежка"

Составить рассказ о знакомом человеке, доброта которого тебя поразила

Тема: О служении

Сказка «Никита Кожемяка»

Пословица «Горе горюй, а руками воюй»

Раскрыть понимание нравственного качества: служения людям, свидетельствовать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность самим служить другим людям

Мероприятие «Помоги ближнему своему»

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Кукушка»

Пословица «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

«Вырастим цветы для мам и бабушек»

Составить рассказ о том, как члены  семьи помогают дома друг другу

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Хаврошечка»

Пословица

«Терпение и труд все перетрут».

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Рисование по сказке

«Как бы я помог Хаврошечке»

Изготовление атрибутов к сказке

6-7 лет

Тема: О зависти

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пословицы «Где счастье там и зависть», «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна  или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

С помощью родителей ответить на следующие вопросы: как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Тема: О любви к родителям

Сказка «Василиса Прекрасная»

Пословицы « Кто родителей почитает, тот век счастливым живет», «Без отца — бедность, без матери — сиротство», «Все купишь, а отца и матери не купишь».

Воспитывать почтительное отношение к родителям. Рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью. Раскрыть значение родительского благословения

 Изготовление «Куклы-закрутки»

Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовления простой куклы из ткани.

Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе

Тема: О совести

«Сказка  о золотом петушке»

Пословица «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совести не перемудришь»

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

Рисование по сказке

Прочтение родителями сказок с подобным сюжетом

Тема: О жадности, милосердии, милостыне

По басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Пословица «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась»

Рассказать о том, что означает быть милосердным. Свидетельствовать о том, как делать добрые дела. Воспитывать осознанное отношение к грехам бессердечия и немилосердия

Этюд "Жадный поросенок"

Семейный проект «Волшебная страна семьи»

Тема: Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Сказка «Айога»

Пословица «Умей ошибиться, умей и поправиться»

Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи

Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке

Предложить родителям подобрать вместе с детьми пословицы и поговорки об уважении, послушании, уважительном отношении к родителям

Тема: Трудолюбие, терпение

Сказка «Беляночка и Розочка»

Пословица «По труду и честь»

Формировать у детей представление о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, непраздному проведению времени

Игра «Дневник» (заводится дневник, в который дети записывают дела, порученные им с помощью условных значков)

Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

План-конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему: Русские народные сказки".

Сказка – это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, в...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....

Индивидуальный План работы по самообразованию на тему "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос нравственного воспитания детей является одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.    В нас...

План самообразования на 2022-2023 учебный год Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год         р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...