«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему

Ежова Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема: «Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность. Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия. Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО:

-имеет богатый содержательный и методологический аспект, для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, несет потенциал развития личности, мотивации и способности дошкольника в различных видах деятельности, представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ.

Музейная педагогика позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически организованной воспитательной среды. Деятельность музея способствует интегрированному восприятию и обобщению знаний, значительно расширяет кругозор воспитанников, развивает интеллектуальную, эмоциональную, творческую сферы личности. Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-педагогических программ в образовательный процесс дошкольников является актуальным и своевременным шагом

Новизна данной технологии заключается в наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного замещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Важная особенность - участие в создании мини-музеев не только детей, но и родителей. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей -результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками и поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Таким образом, Музейная педагогика в ДОУ - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает и развивает художественный вкус.

Работа по организации музея именно в нашей группе началась с привезенного в подарок всем ребятам сувенира из Египта. Большую роль сыграл познавательный интерес и инициатива детей. Ребят удивил необычный сосуд с непонятно как попавшей внутрь картинкой.
Еще большее удивление вызвало то, что картинка внутри оказалась из песка.

У ребят сразу возникло множество вопросов: откуда взялся песок, почему он разного цвета, зачем нужен песок, сможем ли мы сами сделать такие поделки и много – много других.
В итоге, было принято решение – непременно найти ответы на все вопросы.

Таким образом,  возникла идея организовать мини музей, название которого - «Чудесный песок» придумали сами ребята.

Цель: Формирование представлений о песке, как объекте неживой природы

Задачи:

- систематизировать знания о природном происхождении песка и его свойствах

- познакомить с использованием песка, как природного ресурса, в деятельности человека

- познакомить с природно-климатической зоной «Пустыня»

- формировать интерес к исследовательской деятельности

Вместе с детьми, мы выяснили, что песок входит в состав почвы и является полезным ископаемым. Ветер, вода и солнце разрушают твердые породы, так в природе образуется песок. Просматривая презентации, ребята узнали, что в природе множество видов песка – морской, речной, карьерный, пустынный и даже искусственный.

В итоге мы организовали первый раздел нашего музея -  «От камня до песчинки», в котором представили макет слоев Земли, схематичное изображение происхождения песка, виды песка, с которыми познакомились.

Рассматривая в лупу песок, ребята узнали, что он состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. Пересыпая  сухой песок из одной емкости в другую, узнали, песок – сыпучий, рыхлый, под воздействием ветра – движется. Определили, что песок впитывает и пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды,

может  приобрести форму.

Таким образом, был сформирован второй раздел  «Мини - лаборатория», куда поместили картотеку опытов с песком, емкости разного размера, песочные часы, воронки  для определения сыпучести песка, материалы  для фильтрации воды, лупы, микроскоп и др.

В беседе  с ребятами мы  пришли к выводу, что больше всего песка в пустыне.

В ходе тематических занятий дети познакомились с природно-климатической зоной - Пустыня. Узнали о растениях и обитателях песчаных пустынь и создали свою «пустыню в коробке». А соответственно – следующий раздел нашего музея – «Пустыня»

Но больше всего, безусловно,  понравилось ребятам играть в игры с песком:

«Песочные прятки», «Кто к нам приходил?», «Кто больше назовет?»,  «Положи фигуру правильно», «Узоры на песке», «Песочные строители», «Рисуем на песке».

Дети много рисовали, самостоятельно создавали картины из песка.

Все наши работы мы поместили в раздел: «Играем, строим, творим», который дополнили наборами для творчества, материалами для изготовления поделок, картотекой игр с песком настольными играми, энциклопедиями, иллюстративным материалом, родители сделали нам песочницы для игр с песком, рисования и макетирования.

И получился такой Мини – музей «Чудесный песок»

В ходе работы по организации музея у нас собралась мини коллекция предметов из стекла, в изготовлении которого тоже используется песок.

Что стало одной из перспектив развития музея наряду с такими, как

- Пополнение раздела «От камня до песчинки» кварцевым песком

- Оформление раздела «На дне морском»

- Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалы

- Поиск и пополнение фондов музея  новыми экспонатами, представляющими интерес для музея

Вывод: В процессе создания нашего мини-музея дошкольники получили знания о природном происхождении песка и его свойствах, познакомились с использованием песка в деятельности человека, у детей сформировались навыки сотрудничества в парах и мини группах, дети проявляли личную изобретательность при выполнении разнообразных работ.

В свою очередь родители расширили аспекты сотрудничества с детьми и ДОУ, принимая активное участие в организации и оформлении мини-музея. Совместная работа способствовала единению детско-родительского и педагогического коллектива.

Список литературы:

  1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
  3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М. ТЦ «Сфера», 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....

Доклад "Игры с песком в условиях тёмной сенсорной комнаты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает возможность получения высокого воспитательного и образовательного эффекта. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, э...