Методическая разработка «Мастерство мотивирования ребёнка и партнерского взаимодействия с ним в процессе музыкальной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Боброва Анна Константиновна

данная методическая азработка предназначена для узыкальных руководителей детских садов!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад 143» г.Дзержинска Нижегородской области

Методическая разработка

«Мастерство мотивирования ребёнка и партнерского  взаимодействия с ним в процессе музыкальной деятельности»

Подготовила: Боброва Анна Константиновна

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

г.Дзержиснк 2018 г

Мотивация - это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка.

Поставленные перед собой цели я пытаюсь достичь при помощи методов мотивации.

Главное….нужно помнить о том, что

-мотивация должна быть экономичной, не более 2-3 минут;

-при выборе мотивации обязательно учитывать возраст детей.

-в дошкольном возрасте ребенок развивается в игре, значит, мотивация должна быть игровой.

Существуют главные правила мотивации

Желание и интерес ребёнка – самые надёжные мотиваторы. Дайте возможность ребёнку найти свой интерес, каким бы он ни был.

         Даже если хвалить ребенка не за что, найдите основание для доброго слова.

Дарите ребёнку установку на успех, что бы ни произошло. Чтобы в трудной ситуации он умел найти положительные моменты.

         Оценивайте каждое его достижение. Создайте у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности.

 Каждому дошкольному возрасту присущи определенные виды мотивов, например

В младшем и среднем возрасте дети стремятся  действовать, как взрослые, хотят быть похожи на взрослых. Происходит желание заслужить ласку, одобрение, похвалу со стороны взрослых.

Дети младшего возраста поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

В среднем возрасте так же как и в младшем дети стремятся быть похожими на взрослых, стремятся получить ласку, одобрение и поддержку взрослого.

Дети среднего возраста могут выполнить задание ради того, чтобы доставить радость другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они это делают, испытывали к ним симпатию или сочувствие.

В старшем возрасте присутствуют мотивы самолюбия, самоутверждения.

Познавательные и соревновательные мотивы.

В этом возрасте интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка. Также у детей появляется желание сделать что-то для других людей, принести кому то  пользу своими действиями.

В раннем и младшем дошкольном возрасте мотивация выступает в игровой форме предметно -манипулятивного характера, но при этом нельзя выпускать познавательное содержание. В этом возрасте нельзя отделять мотивационный блок от игровой формы, познавательный блок от игры.

В младших группах использую любимые детьми игрушки. В начале занятия игрушка неожиданно появляется то из шкафа , то постучит в дверь или произнесёт какой либо звук..а мы с ребятами отгадываем кто это мог быть! Гость - игрушка  то неожиданно начинает танцевать или петь , то загадывает загадки  или предлагает ребятам поиграть и детки с азартом во всем поддерживают гостя!

Так же игрушка может быть чем-то огорчена или обеспокоена и ребята с радостью ей помогают.

  В среднем возрасте в качестве мотивации используется ролевая игра с введением какого-либо персонажа - взрослого. Этот персонаж не должен забываться на протяжении всего занятия. Герой, который пришел к детям в гости, не должен одиноко сидеть на стуле, он должен постоянно быть включен в работу.

На данном слайде представлено фото фрагмента тематического музыкального занятия. К ребятам приходил в гости Мишка, Он с детьми весело играл, танцевал ,а ребята с удовольствием исполнили лесному гостю песенку.

Следующий фрагмент с элементами экологии. К ребятам приходил доктор Айболит. Дети пели песни про полезные овощи, играли на музыкальных инструментах, водили хороводы и участвовали в  «Здоровой викторине»

 В старшем дошкольном возрасте в качестве мотивации выступает проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме.

В этом возрасте главное в мотивации не персонаж, а сюжет: часто используются письма, карты, эксперименты, путешествия, поисковая деятельность.

В качестве мотивации я люблю использовать сундучок, который принесла ребятам на занятие Василиса Премудрая. На сундучке висит 5 заколдованных золотых замочков. Каждый замочек дети могут открыть, следуя подсказкам  Василисы. В результате все замочки были открыты, и дети прочитав волшебное слово- открыли сундук, где находился сюрприз.

Любое музыкальное занятие условно можно разделить на этапы проведения с учетом мотивационного компонента

Любое занятие я начинаю с приветствия, чаще это легкая попевочка "доброе утро". Она ребятам очень нравится и на мой взгляд  она расслабляет и эмоционального располагает каждого ребенка.

Далее включается мотивационный компонент, например:   ребятам по скайпу звонит смешарик  Копатыч, у него необычным образом  пропали все овощи на грядках.

И ребята решили помочь Копатычу и разыскать пропавшие овощи.

А чтобы Копатыч не грустил, для него мы исполнили песенку про овощи, естественно хорошо разогрев свой голосовой аппарат. Для этого я использую различные музыкальные скороговорки В.Емельянова, песенки-распевочки, вокальные тараторочки Л.Хайтовича, речевые игры.

Мы с ребятами отправляемся  на поиски пропавших овощей, а помогали нам в этом письма-подсказки, где указаны были задания ,которые нужно выполнить детям, чтобы найти следующую подсказку.. Так следуя подсказкам мы с ребятами играли на музыкальных инструментах, водили хоровод овощей, играли в музыкально-дидактическую игру.

Последняя подсказка привела нас в зимний сад, куда мы отправились, выполняя музыкально-ритмическое упражнение. После небольших поисков, пропавшие овощи найдены под большим цветущим папоротником! Мы с ребятами вернулись в музыкальный зал.

И тут у детей возник вопрос, как передать его Копатычу? Чтобы решить возникшую проблему, дети предложили отправить ему овощи посылкой. Копатыч от всей души поблагодарил детей за найденные овощи.

Ребята очень обрадовались, что им удалось помочь смешарику. И они  исполнили веселый танец с шуршалками.

Вот и наступили заключительные этапы занятия, которые основаны на рефлексии.

Мы с ребятами провели беседу, где выяснили следующие вопросы: Как мы решили проблему? Удалось ли нам все-таки помочь Копатычу?  Что ребятам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?

 На заключительных этапах я интересуюсь, чем бы дети хотели позаниматься на следующем занятии и  подвожу итог работы

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем вместе

- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

- Какие молодцы! (Если 100% успех)

- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…

- Я горжусь вами!

- У вас хорошо получается!

- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

- Мне понравилось, как вы справились с заданием.

- Я вам благодарна за ваше настроение!

- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Ваш поступок привел меня в восхищение!

- Мне кажется, вы можете сделать лучше.

- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

- Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

- Я расстроилась из-за вашего поступка…

- Как вы думаете, почему я расстроилась?

- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)

- Как вы думаете, почему мы мало сделали?

Мальчикам

- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

- Ты сегодня герой дня!

- Как ты сегодня смело поступил!

- Ты сегодня был очень отзывчив!

- Ты сегодня совершил мужественный поступок!

- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие- то действия)

- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

- Ты настоящий: герой,  рыцарь, защитник!

- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

- Ты очень любознательный!

- Ты настоящий капитан!

- Какой же ты сегодня джентльмен!

- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

- Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

- Мне кажется, твой поступок не очень красив…

- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

Девочкам

- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

- Твой рассказ меня тронул…

- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

- Как хорошо, что ты  помогла своей подруге!

- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

- Какая ты сегодня эмоциональная!

- Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

- Твоя скромность очень украшает тебя!

- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

- Ты у меня самая лучшая помощница!

- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

 Оценивая эффективность мотивации я опираюсь на следующие показатели

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (проявления интереса; положительный эмоциональный фон);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов и предложений детей)

В заключении хотелось бы добавить, что конечно сейчас, в век высоких технологий, можно придумать огромное количество интересных и разнообразных методов и способов для мотивирования детей, но самое главное чтобы сам педагог был увлечен этим процессом, чтобы у педагога горели глаза и тогда этим светом зажгутся дети! Мотивируйте своих воспитанников!

Список литературы:

1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель» 2005. – №1.

2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994. – № 2.

3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010 г. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД "Весёлый гномик" (применение метода наглядного моделирования в процессе образовательной деятельности)

Методическая разработка НОД в логопедической группе, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: является обобщение знаний у детей, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. ...

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Выступление музыкального руководителя на педагогическом совете "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в процессе взаимодействия со свзрослыми и сверстниками"...

Методическая разработка «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

laquo;Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»....

Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...

Методическая разработка. Развитие познавательного интереса детей подготовительной группы ЗПР в процессе экспериментальной деятельности. Лаборатория «Любознайка»

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объеденить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...