Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
материал (младшая группа) на тему

Главинская Елена Анатольевна

Главинская Е.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №34 Приморского района

Санкт-Петербурга

 

«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»

 

       Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу боле подробно рассмотреть такую форму мониторинга в ДОО, как педагогическое наблюдение и разобраться в том, для чего оно необходимо и как его осуществлять и фиксировать.

      Федеральный государственный стандарт ДО не предусматривает определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов, сравнение воспитанников в степени освоения программы является грубейшим нарушением закона. 

Вы скажете, зачем же тогда мы говорим о мониторинге?

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится с целью определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

В каждом дошкольном учреждение разработана система осуществления педагогического мониторинга, существуют необходимые положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей, специалистов. Я не буду останавливаться на этих аспектах. Понятно, что без учета мониторинга освоения программы, воспитательно-образовательный процесс будет строится формально, как и осуществление индивидуального сопровождения ребенка.

      

Что же такое педагогическое наблюдение?

Определение Вы можете видеть на слайде.

Многие опытные воспитатели часто говорят о том, что педагог, находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка, замечает особенности поведенческих реакций, предугадывает возможные проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.

   Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы затрудняется.

      Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

Чем же руководствоваться при проведении наблюдений? Являются ли они обязательными?

     В каждой образовательной программе ДОУ этот вопрос озвучен, и методисты должны информировать воспитателей о методах, формах отчета.

    Необходимо отметить, что педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения.       Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется, как я уже упоминала,  Программой.

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

 - получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их

 - получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий

В связи с этим, вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.

Различают несколько видов наблюдений. Это

Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.

Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс, за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.

Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом - применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.

Другие виды педагогического наблюдения вы видите на слайде. Их названия говорят сами за себя.

Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.

- Определение цели - например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.

- Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

- Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.

Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.

  Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.

Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.

 

      Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.

Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, воспитатель должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников (гиперссылка) и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим воспитателям в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.

Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.

Хочется отметить, что при выборе оптимального способа фиксации наблюдений, следует внимательно изучить содержание карт, которых множество в интернете. При подготовке к выступлению, я просмотрела много вариантов. На глаза попалась карта, которую хочу вам показать. Такое ощущение, что цель этого документа в кавычках, найти все отрицательное в ребенке, здесь даже не указаны параметры положительной оценки. Поэтому целесообразно рассмотреть варианты вместе с методистами или авторитетными для вас коллегами.

   Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.

    Именно здесь педагогическое наблюдение поможет воспитателю проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка. Наблюдение за игрой, в процессе поручений, в режимные моменты можно фиксировать, используя карты психологического фона.

     Вы скажете, что это больше психологическая диагностика. В какой-то степени я соглашусь, но в большинстве детских садов нет педагога-психолога, но даже если он и есть, то все-таки именно воспитатель ответственен за эмоциональный фон в детском коллективе, ему и содействовать комфортному пребыванию ребенка в группе.

  • Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса

Как и любой метод мониторинга, педагогическое наблюдение имеет положительные и отрицательные стороны. Вы можете проанализировать их, глядя на слайд. Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:

  • Настроение наблюдателя
  •  Его предубеждение
  •  Усталость

Поэтому нельзя дать однозначного ответа, важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие вас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты

    Стереотипы, собственные представлений о морали зачастую мешают адекватно проанализировать данные наблюдения.

Подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что мониторинг никуда не делся, он присутствует в нашей педагогической деятельности, но в несколько иной интерпретации.

Хочется пожелать вам успеха в работе с детьми, желания, энтузиазма и отдачи от приложенных сил, времени, нервов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главинская Е.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №34 Приморского района

Санкт-Петербурга

«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»

       Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу боле подробно рассмотреть такую форму мониторинга в ДОО, как педагогическое наблюдение и разобраться в том, для чего оно необходимо и как его осуществлять и фиксировать.

      Федеральный государственный стандарт ДО не предусматривает определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов, сравнение воспитанников в степени освоения программы является грубейшим нарушением закона.  

Вы скажете, зачем же тогда мы говорим о мониторинге?

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится с целью определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

В каждом дошкольном учреждение разработана система осуществления педагогического мониторинга, существуют необходимые положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей, специалистов. Я не буду останавливаться на этих аспектах. Понятно, что без учета мониторинга освоения программы, воспитательно-образовательный процесс будет строится формально, как и осуществление индивидуального сопровождения ребенка.

       

Что же такое педагогическое наблюдение?

Определение Вы можете видеть на слайде.

Многие опытные воспитатели часто говорят о том, что педагог, находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка, замечает особенности поведенческих реакций, предугадывает возможные проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.

   Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы затрудняется.

      Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

Чем же руководствоваться при проведении наблюдений? Являются ли они обязательными?

     В каждой образовательной программе ДОУ этот вопрос озвучен, и методисты должны информировать воспитателей о методах, формах отчета.

    Необходимо отметить, что педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения.       Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется, как я уже упоминала,  Программой.

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

 - получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их

 - получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий

В связи с этим, вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.

Различают несколько видов наблюдений. Это

Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.

Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс, за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.

Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом - применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.

Другие виды педагогического наблюдения вы видите на слайде. Их названия говорят сами за себя.

Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.

- Определение цели - например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.

- Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

- Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.

Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.

  Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.

Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.

      Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.

Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, воспитатель должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников (гиперссылка) и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим воспитателям в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.

Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.

Хочется отметить, что при выборе оптимального способа фиксации наблюдений, следует внимательно изучить содержание карт, которых множество в интернете. При подготовке к выступлению, я просмотрела много вариантов. На глаза попалась карта, которую хочу вам показать. Такое ощущение, что цель этого документа в кавычках, найти все отрицательное в ребенке, здесь даже не указаны параметры положительной оценки. Поэтому целесообразно рассмотреть варианты вместе с методистами или авторитетными для вас коллегами.

   Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.

    Именно здесь педагогическое наблюдение поможет воспитателю проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка. Наблюдение за игрой, в процессе поручений, в режимные моменты можно фиксировать, используя карты психологического фона.

     Вы скажете, что это больше психологическая диагностика. В какой-то степени я соглашусь, но в большинстве детских садов нет педагога-психолога, но даже если он и есть, то все-таки именно воспитатель ответственен за эмоциональный фон в детском коллективе, ему и содействовать комфортному пребыванию ребенка в группе.

  • Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса

Как и любой метод мониторинга, педагогическое наблюдение имеет положительные и отрицательные стороны. Вы можете проанализировать их, глядя на слайд. Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:

  • Настроение наблюдателя
  •  Его предубеждение
  •  Усталость

Поэтому нельзя дать однозначного ответа, важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие вас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты

    Стереотипы, собственные представлений о морали зачастую мешают адекватно проанализировать данные наблюдения.

Подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что мониторинг никуда не делся, он присутствует в нашей педагогической деятельности, но в несколько иной интерпретации.

Хочется пожелать вам успеха в работе с детьми, желания, энтузиазма и отдачи от приложенных сил, времени, нервов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании

Данный материал поможет старшим воспитателям донести до педагогов сущность педагогического наблюдения, поможет разобраться в оформлении документов, фиксации наблюдений....

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

Педагогическое наблюдение в мониторинге - оценка индивидуального развития детей...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО.  Предлагаю  разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО.

Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательн...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Педагог...

«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»

laquo;Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...