Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании
презентация на тему

Смолякова Наталья Викторовна

Данный материал поможет старшим воспитателям донести до педагогов сущность педагогического наблюдения, поможет разобраться в оформлении документов, фиксации наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_nablyudenie.pptx483.08 КБ
Файл tekst_soobshcheniya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 154» Смолякова Наталья Викторовна

Слайд 2

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4) • При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . • Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:  1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) ;  2) оптимизации работы с группой детей

Слайд 3

Что такое педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение призвано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий. Наблюдение – это метод сбора данных с целью последующего анализа. Наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.

Слайд 4

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора . Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой . Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона) .

Слайд 5

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы лучше понять, что происходит с ребенком определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени внести изменения в развивающую среду определить моменты, вызывающие озабоченность, найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации - получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их - получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий внести изменения в план получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители дать возможность родителям больше узнать о своих детях

Слайд 6

НАБЛЮДЕНИЕ включенное непосредственное опосредованное невключенное открытое закрытое Непрерывное Дискретное

Слайд 7

Алгоритм действия при наблюдении Определение цели и задач Способ фиксации результатов наблюдений Определение ситуации наблюдения Определение объекта наблюдения

Слайд 8

Наблюдения в разных видах деятельности В ситуациях применения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; В ситуациях игровой деятельности; На прогулке; В образовательной ситуации; При экспериментировании; В уголке природы; В ОД; При выполнении поручений; Во время проведения детских праздников; При общении детей с родителями; И т.д.

Слайд 9

Формы записи педагогических наблюдений и другие способы сбора информации Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки (дают фактическую информацию: кратко, не оценочно) Карта психологического фона. docx схема наблюдения. docx лист педагогического наблюдения. docx Детское портфолио карта наблюдений отрицательный пример. docx Индивидуальная карта воспитанников. doc Анализ педагогических наблюдений по усвоению темы.docx

Слайд 10

Принципы наблюдения

Слайд 11

Преимущества и недостатки метода педагогического наблюдения Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, представляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребенка. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов Оперативность получения информации На результаты наблюдений могут повлиять: Настроение наблюдателя Его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу) Его усталость (в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях) + -

Слайд 12

1. Высказывание гипотез в форме утверждений (окончательная, единственно верная версия); 2. Формулирование гипотез, исходя из стереотипов , собственных представлений о морали, социальных предпочтений, личного опыта); 3. Упрощение переживаний ребенка; 4. Подгонка понимания ребенка под какую-либо теорию; 5. Однозначность в высказываниях. Ошибки наблюдающего

Слайд 13

Без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает педагогическое наблюдение (мониторинг) реализовать ФГОС ДО невозможно Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

1 слайд

       Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу боле подробно рассмотреть такую форму мониторинга в ДОО, как педагогическое наблюдение и разобраться в том, для чего оно необходимо и как его осуществлять и фиксировать.

2 слайд

      Федеральный государственный стандарт ДО не предусматривает определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов, сравнение воспитанников в степени освоения программы является грубейшим нарушением закона.  

Вы скажете, зачем же тогда мы говорим о мониторинге?

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится с целью определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

В каждом дошкольном учреждение разработана система осуществления педагогического мониторинга, существуют необходимые положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей, специалистов. Я не буду останавливаться на этих аспектах. Понятно, что без учета мониторинга освоения программы, воспитательно-образовательный процесс будет строится формально, как и осуществление индивидуального сопровождения ребенка.

3 слайд

       Что же такое педагогическое наблюдение?

Определение Вы можете видеть на слайде.

Многие опытные воспитатели часто говорят о том, что педагог, находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка, замечает особенности поведенческих реакций, предугадывает возможные проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.

   Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы  затрудняется.

      Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

4 слайд

Чем же руководствоваться при проведении наблюдений? Являются ли они обязательными?

     В каждой образовательной программе ДОУ этот вопрос озвучен, и методисты должны информировать воспитателей о методах, формах отчета.

    Необходимо отметить, что педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения.       Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется, как я уже упоминала,  Программой.

5 слайд

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

 - получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их

 - получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий

В связи с этим,  вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.

6 слайд

Различают несколько видов наблюдений. Это

Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.

Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.

Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом - применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.

Другие виды педагогического наблюдения вы видите на слайде. Их названия говорят сами за себя.

7 слайд

Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.

- Определение цели - например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.

- Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

- Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.

8 слайд

Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.

9 слайд

  Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.

Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.

      Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.

Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, воспитатель должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников (гиперссылка) и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим воспитателям в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.

Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.

Хочется отметить, что при выборе оптимального способа фиксации наблюдений, следует внимательно изучить содержание карт, которых множество в интернете. При подготовке к выступлению, я просмотрела много вариантов. На глаза попалась карта, которую хочу вам показать. Такое ощущение, что цель этого документа в кавычках, найти все отрицательное в ребенке, здесь даже не указаны параметры положительной оценки. Поэтому целесообразно рассмотреть варианты вместе с методистами или авторитетными для вас коллегами.

   Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.

    Именно здесь педагогическое наблюдение поможет воспитателю проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка. Наблюдение за игрой, в процессе поручений, в режимные моменты можно фиксировать, используя карты психологического фона.

     Вы скажете, что это больше психологическая диагностика. В какой-то степени я соглашусь, но в большинстве детских садов нет педагога-психолога, но даже если он и есть, то все-таки именно воспитатель ответственен за эмоциональный фон в детском коллективе, ему и содействовать комфортному пребыванию ребенка в группе.

10 слайд

  • Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса

11 слайд

Как и любой метод мониторинга, педагогическое наблюдение имеет положительные и отрицательные стороны. Вы можете проанализировать их, глядя на слайд. Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:

  • Настроение наблюдателя
  •  Его предубеждение
  •  Усталость

12 слайд

Поэтому нельзя дать однозначного ответа, важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие вас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты

    Стереотипы, собственные представлений о морали зачастую мешают адекватно проанализировать данные наблюдения.

13 слайд

Подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что мониторинг никуда не делся, он присутствует в нашей педагогической деятельности, но в несколько иной интерпретации.

Хочется пожелать вам успеха в работе с детьми, желания, энтузиазма  и отдачи от приложенных сил, времени, нервов.

Здоровья вам и вашим семьям.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основополагающие подходы к педагогической диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, оценка образовательных результатов.

Обзор проблемы порядка осуществления мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ....

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

Педагогическое наблюдение в мониторинге - оценка индивидуального развития детей...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО.

Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательн...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Педагог...

«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»

laquo;Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...