Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО.
статья

Гурылева Надежда Васильевна

Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гурылева Н. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №23 Василеостровского района

Санкт-Петербурга.

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций воспитанников.

При реализации программы в группе может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она производится в рамках педагогической диагностики. Педагогическое наблюдение производится воспитателем с целью оценки индивидуального развития ребенка, для оценки эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. 

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

   Педагоги наблюдают за детьми для того, чтобы:

- определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

 - получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их

 - получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий

В связи с этим, педагог вносит необходимые изменения в план, преобразует развивающее пространство группы, осуществляет работу с семьей, выстраивает план индивидуальной работы.

                 Различают несколько видов наблюдений:

- Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

- Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.

- Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс, за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.

- Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом - применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.

Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.

- Определение цели - например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.

- Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день педагог меняет детей и, таким образом, все дети смогут попасть в его поле зрения.

- Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения. Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо.

Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.

   Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.

Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании

Данный материал поможет старшим воспитателям донести до педагогов сущность педагогического наблюдения, поможет разобраться в оформлении документов, фиксации наблюдений....

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

Педагогическое наблюдение в мониторинге - оценка индивидуального развития детей...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО.  Предлагаю  разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...

Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Педагог...

«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»

laquo;Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...