Классическая музыка в эстетическом воспитании старших дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Дементьева Светлана Павловна

В статье рассмотрены подходы  эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через слушание классической музыки в детском саду. Умение   чувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке. Акцентировать внимание не только на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klassicheskaya_muzyka_dlya_doshkolnikov.docx27.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая музыка в эстетическом воспитании старших дошкольников.

В статье рассмотрены подходы  эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через слушание классической музыки в детском саду. Умение   чувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке. Акцентировать внимание не только на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей.

Мир вокруг для детей полон загадок, надо сделать так, чтобы малыши не только внимательно смотрели, но и внимательно слушали. В наше время цифровой  технологии, поток  информации огромен.   Людям  не хватает времени не только слышать, но и слушать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

С помощью музыки легко можно воспитать эстетические чувства маленького человека, развивая его эмоции и воображение, учить замечать прекрасное в окружающем мире: удивляться первому весеннему дождю, грустить с опадающими листьями, радоваться морозному дню. От интереса и потребностей детей протягивая ниточку к их развитию, надо искать такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка и   «…пробуждали тихой музыки светлые ноты…». [О. Вартанян]

Как это прекрасно – знакомить детей с музыкой! Необходимо начинать  работать с детьми в возрасте от двух лет,  систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомство с той музыкой, которую можно назвать искусством. Музыка, художественное слово, видео,  должны стать для детей доступным средством выражения чувства, настроений, мыслей. Большой опыт работы  в детском саду подсказал, что уделяя внимание воспитанию эстетических чувств через ознакомление с классической музыкой, поможет детям усвоить  такие понятия как: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, а так же сформировать доброжелательное отношение к животным, чувство прекрасного  уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

В наше время технологический процесс на высоком уровне позволяет создать самостоятельно видеоклипы на любую тему самостоятельно. Что помогает детям не только слушать, но и видеть.

Когда знакомишь детей  с   вокальной и инструментальной музыкой, надо пытаться исполнить её так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно, чтобы увлечь, заинтересовать  детей игрой и вокальным исполнением, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, чтобы ребенку было понятно, дошло до его сердца, было бы осмысленно, прочувствованно им.

Классическая музыка – это особый мир, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное дать почувствовать настроения, переживания, передаваемые в музыке. Поэтому, надо обязательно опираться на три взаимосвязанные между собой темы:

  • «Какие чувства передает музыка?»,
  • «О чем рассказывает музыка?»,
  • «Как рассказывает музыка?».

Эту схему желательно использовать на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и далее средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. [5,с.36].Надо учить детей не только акцентировать внимание на своих чувствах, но и понимать и принимать точку зрения других людей «…размышлять вместе с музыкой в такт…». [О. Вартанян]

Одним из любимых произведений детей старшей группы стало произведение композитора  А. Лядова «Кикимора».  Прослушав пьесу, они увидели в музыке образ Кикиморы, которая  представилась им «колдуньей с молодым лицом», но когда она шла колдовать, надевала черный плащ и становилась старой, и некрасивой.  А  в «Шутке» И. С. Баха они услышали  «ангелочков», которые прыгали по облачкам и играли в догоняшки…

Музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства: нежность, веселье, грусть, тревогу. Слушая пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке: «Весело – грустно» Л. Бетховена, «Ласковая просьба» Г. Свиридова. Музыка может очень похоже, передавать и черты характера человека. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, все, конечно, знают. Помнят и сказку про Царевну – Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны – несмеяны встречаются и в жизни.   [3,с.58]. Сколько разных оттенков, чувств, сплетено в 40-ой симфонии В. А. Моцарта – и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость, дети очень любят слушать это произведение. [5,с. 22].

Беседы о музыкальных инструментах, включая образцы звучания духовых, ударных, клавишных и струнных, в том числе старинных, редких (орган, арфа, клавесин) расширяют их представления о самой музыке, ее языке, выразительных и изобразительных возможностях, способствуют формированию основ музыкальной и общей культуры. Получая знания и накапливая ценный опыт слушания и музыки. [2,с.1].

Учить  сравнивать контрастные музыкальные произведения одного или разных жанров, определяя их сходство или различие по характеру звучания,  способу исполнения (вокальное, инструментальное).

 Прием оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, т. к. объединяет его отдельные разделы – слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность – ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (одни оркеструют, другие инсценируют). Необходимо активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки, прежде всего в музыкально-ритмических движениях. Тогда у детей формируется ценностное отношение к музыке. В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Отход от стереотипной структуры придает занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу.

        Слушая музыку с фрагментами из опер, балетов великих композиторов П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса: помогает детям передавать характер в движении, танце. Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк», сочиненную С. Прокофьевым для ознакомления с инструментами, можно разыграть по ролям.  Роли:  Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников, нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей группой). Заговорила Птичка  – помашем «крылышками»; появляется  Дедушка  – руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя – марш с помощью «барабанных палочек, ударяющих в барабан» – по два пальца каждой руки. Закрякала Утка  –  руки к плечам – получились короткие крылья; мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, – это палят в сказке храбрые Охотники.

Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения. Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой. [2, с. 3].

Сколько звучит прекрасной, выразительной музыки! Знакомство с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях.  В нем много близких и понятных им картинок и образов. [3, с. 22].

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой. [4, с. 58].

        …и, пусть они не все станут в будущем певцами и танцорами, пианистами и актерами, но я глубоко верю, что первые музыкальные знания  помогут им в дальнейшем любить и понимать прекрасное,  а человек с красивой душой совершает только красивые поступки!

Список литературы

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1984.
  2. Радынова О. П. «Беседы о музыкальных инструментах» учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» М. / «Гном-Пресс», Москва 1999г.
  3. Радынова О. П. «Настроения, чувства  в музыке» Серия «Музыка для дошкольников» издательством «Гном и Д» Моска 2000г.
  4. Радынова О. П., Груздова И.В., Комиссарова Л. Н., «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников» / ИЦ «Академия» 1999г.
  5. Радынова  О.П. «Слушание музыки» / Дошкольное воспитание №3 /стр.36

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОУ"

Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольниковчерез восприятие классической музыки...

"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"

Консультация для музыкальных руководителей  "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"...

ПРОЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБДОУ Д/С «Радуга» с. Троицкое «МУЗЫКА В ГОСТЯХ У ДЕТСКОГО САДА»

Творческий проект «Музыка в гостях у детского садика» направлен:- на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников;- на приобщении старших дошкольников к музыкальной культуре и ...

Консультация "Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка"

Консультация о влиянии классической музыки на развитие ребенка...

Консультация для родителей: «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание дошкольника»

Консультация для родителей: «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание дошкольника»...