"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

ПОДОСИННИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Консультация для музыкальных руководителей  "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassich_muz_starsh_doshko.docx30.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

        Классическая музыка как фактор

художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Подготовила И.Н. Подосинникова,

музыкальный руководитель МДОУ д/с КВ № 9 «Солнышко»

2016 год

Классическая музыка как фактор

художественно-эстетического воспитания

старших дошкольников

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. 

Необходимым условием формирования  основ музыкальной  культуры детей является  накопление  опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства. Развивая эмоции, интересы, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их  последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать  опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем  успешнее его развитие. Восприятие произведений  музыкального искусства ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств.

 Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать.
      Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.  

 Поэтому  воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей.

Знакомясь   с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других  дети постепенно приобщаются  к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармоничной личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов  Интонационно-образный строй современной классической  музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывают  художественный вкус.

 Программа воспитания и обучения  в детском саду под ред. М.А Васильевой,  Т.С. Комаровой   по разделу «Слушание»  имеет конкретные задачи:

-  знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкальную восприимчивость детей;

- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

- знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм);

-жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов;

Исходя из поставленных задач видно, что  программная   установка   системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении  направлена   на развитие,  расширение   и углубление художественно-эстетического воспитания дошкольников.

         Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей и мой собственный показал, что   зачастую предлагаемые методы и приемы организации  восприятия музыки дошкольниками по программе М.А. Васильевой,  нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.  Поэтому, организуя свою работу по  музыкальному воспитанию,   наряду с  программой  М.А Васильевой,  я     использую  программу дополнительного образования О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».  В   данной  программе музыкальные произведения систематизированы по принципам: тематический, концентрический, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Эти принципы  обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

Также программа О.П. Радыновой предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

     В работе над развитием художественно-эстетического чувства дошкольников ставятся следующие задачи:

 -расширять знания детей о музыке,   накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

-вызывать сопереживание музыки, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (рисунках, пластике, инсценировках);

- побуждать к оценке музыки;

Организацию восприятия классической музыки реализуются в ходе музыкального воспитания по  следующим этапам:  

 1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

 2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

 3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

  4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

  5 этап – контрольно-аналитический.

 На 1 этапе   работа  направляется  на создание музыкального центра для слушания музыки.

  - в первую очередь всегда настроенный музыкальный инструмент, обеспечивающий чистоту звука при исполнении музыкальных произведений;

-наличие и использование  современной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения;

-видеотехника  дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой;

-видеозаписи позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей, развивают познавательный интерес  детей, расширяют их зрительные, музыкальные и слуховые образы;

- создание  атмосферы зрительного зала (погашен свет,  зажжены свечи,  музыка может звучать в записи, в исполнении педагога или  учащихся детской музыкальной школы.

  Этот приём дети очень любят, использование этого приёма благоприятно влияет на усвоение детьми прослушанной музыки, повышает интерес к процессу восприятия музыки.
- наличие и использование
дидактического, демонстрационного материала;

 2 этап  осуществляю  через проведение традиционных и   доминантных   музыкальных занятий.  

 В процессе слушания   учим  детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

Работу с детьми на этом этапе осуществляют через проведение интегрированных , тематических занятий,  праздников, развлечений, театрализованных представлений, музыкальных досугов, вечеров встреч.

     Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыка, рисование, живопись, поэзия.  

   Дети очень любят занятия, на которых слушание музыки объединяется с рисованием.  Прослушав сказку С.Прокофьева «Петя и волк», дети с удовольствием изображают героев сказки в своих рисунках. 

4 этап- организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности : игровой, художественной, двигательной.

     Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

   Часто  сюжеты сказок,  положенные в основу   музыкального произведения, становятся  воплощением замысла   и его реализации  через   сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры- драматизации и развлечения.  После ознакомления с музыкой и персонажами из балета П.И. Чайковского  «Лебединое озеро»  девочки  с удовольствием через движения  передают  образ   прекрасной Царевны –Лебедь,  познакомившись  с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»  мальчики отражают в своих играх образы  храбрых, сильных богатырей.

Важным условием  для организации самостоятельной  деятельности  дошкольников является  содержательная музыкальная предметно-развивающая среда  в группах,  включающая пособия и оборудование, которое можно разделить на два типа:     

1) требующие участия педагога - аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи, диски) , технические (магнитофон, телевизор, DVD),  портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин;

2) используемые детьми самостоятельно – инструменты (металлофоны, арфы, триолы, цитры и т.д),  настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты.

Успешная организация самостоятельной деятельности дошкольников – это умело спланированная и организованная  совместная работа музыкального руководителя и воспитателя.

5 этап

Мониторинг эстетического воспитания детей осуществляется  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий, индивидуальной работы, бесед с  детьми, муз-дидактических игр.

Методика проведения исследования детей по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой включает три этапа:

1. обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. выявление особенностей музыкальных представлений и отношения к музыке;

3. диагностика музыкальных предпочтений детей.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей.  

 – дети стали более увлеченно слушают классическую музыку:

появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;

 – дети  умеют внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

 –  умело подбирают теплые и холодные цвета красок  к прослушанной музыке, отображают   в своих рисунках;

 – создают  пластические этюды и танцевальные композиции;

 –  научились находить яркие тембровые краски и инструментировать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

    Также проводится планомерная работа с родителями.

 Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:

  1. повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи);
  2. пропаганда музыкального искусства (возможность пользования фонотекой, организация презентаций);
  3. вовлечение в музыкально-образовательный процесс(открытые занятия, участие в них);
  4. совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

 Таким образом, можно сделать вывод,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется  в результате планомерно выстроенной работы и выполнения   поставленных задач на всех этапах  работы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....

"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОУ"

Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольниковчерез восприятие классической музыки...

Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»

Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника

Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка...

Классическая музыка в эстетическом воспитании старших дошкольников.

В статье рассмотрены подходы  эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через слушание классической музыки в детском саду. Умение   чувствовать настроения, переживани...