Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
консультация на тему

Гречнева Ирина Владимировна

Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx17.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Консультация

«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

     Человек стал человеком, когда услышал

 шёпот листьев, журчание весеннего ручья,

                                                                            звон серебряных колокольчиков, песню

 жаворонка в бездонном синем небе,

 шорох снежинок, ласковый плеск волны

 и торжественную тишину ночи – услышал

 и, затаив дыхание, слушает   сотни и тысячи

 лет чудесную музыку жизни. Умей и ты

 слушать эту музыку, умей наслаждаться

 её красотой.                                                                                                                                                                           

В. Сухомлинский

Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том, чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка, воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим. И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные веяния, была и остаётся нравственность.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Мастерство и искусство воспитания гармонично развитой личности ребёнка состоит в умении педагога открыть перед каждым, даже самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем, те сферы развития его духа, где он может достичь вершины и проявить себя, заявить о своём Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым.

 Мир, окружающий нас, для детей полон вопросов и загадок. Мы должны помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. В наше непростое, неоднозначное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественное эстетическое восприятие мира.

У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру, развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать, сопереживать.

Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.»  Музыкальные занятия с дошкольниками можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя.

В последнее время наблюдается активное проникновение популярной эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные учреждения, что, несомненно, является негативным явлением. Во-первых, упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во-вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно. Если педагог предлагает детям в качестве учебного пособия дешёвую, развлекательную поп-музыку, он формирует определённые негативные предпочтения детей. Достаточно того, что дети практически ежедневно слышат такую музыку в семье. Если и в детском саду педагогам нечем поделиться с детьми в плане воспитания у них чувства прекрасного, то в дальнейшем, быть может, ребёнок так и не встретит человека, способного раскрыть ему красоту настоящей музыки.

Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно, более действенно.

Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.

В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.

Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов.

При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус, чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми.

Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у них лучшие нравственные качества.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников....

«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Проект в средней группе " Классическая музыка в детском саду"...

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника

Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка...

Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста"

Эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов...