"Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников"
статья на тему

Бекетова Ольга Владимировна

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beketova_o.v.docx20.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников».

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№12   Бекетова О.В.

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Задачи экологического воспитания:

- формирование у детей соответствующего по этой проблеме сознания;

- усвоение знаний в живой природе;

- гуманное отношение к ней включаются и в музыкальную деятельность детей.

На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная с первого квартала учебного года (осенний период), музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания детей. Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например:

Слушание + музыкально – ритмические движения

(услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц)

Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.

Другой вид музыкальной деятельности  - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Например, игра «Музыкальный котик» - в этой игре сочетаются и пение и движение.

Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня Дубравина «музыка в лесу», в припеве дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» песню, где  каждый инструмент подражает своему персонажу: песня птицы (Чиви – чиви) -  её можно озвучить на треугольники; песня пчелы (жу-жу) – обыграть её на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки лева», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети смогли проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление  об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

Слушая музыкальные произведения, изображающие животных, птиц

( «Улетают журавли» муз. Лившица, «Слоновый балет» муз. Чебакова) дети  подготовительной группы находят в музыке характерные черты образа, опираясь на средства музыкальной выразительности ( темп, регистр, интонации звуковедения). Если слон большой и неуклюжий – то и звучит музыка тяжело в нужном регистре. А прощальное курлыканье журавлей передает мелодия нежного, печального характера с повторяющимся мелодическим рисунком в минорном ладу.

В средней группе, инсценируя песню «Приключение в лесу» муз. Филиппенко, дети не только различают оттенки настроений, характеры образов (зайчик трусливый, лиса хитрая, охотник храбрый). Они умеют передавать в образных движениях и интонацией голоса черты и характер персонажей, участвующих в музыкальном произведении, у них формируется положительно – эмоциональное отношение, т. е. любовь к живому существу и стремление его защитить.

В песне «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой формируются навыки пения и закрепляются знания детей о подготовке животных к зиме. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в природе, жизни и музыке, помогают другие виды искусств (поэзия, живопись).

Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа, как заинтересовывающий и обучающий момент, использую художественное слово, иллюстрации (т.е  прослеживаются межпредметные связи). Допустим, слушание музыки программного содержания «Осенний дождь» - читаю стихотворение русского поэта «Стекают с веток капли дождевые, как будто плачет каждый лист…»Музыкальные произведения перекликаются с этим поэтическими строками, выражающими грусть. На занятиях закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью,; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?..» - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие, далее переходящие к слушанию музыки, соответствующей погодным явлениям за окном (дождь, листопад  т. д.). Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др.), где музыка играет ведущую роль. Окружающий мир, воплощенный в музыке -  это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир – мне хотелось бы этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного ...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

«Роль музыки в формировании основ экологической культуры».

Роль музыки в формировании основ экологической культуры...