«Роль музыки в формировании основ экологической культуры».
методическая разработка

 Фоменко Надежда Александровна

Роль музыки в формировании основ экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_muzyki_v_formir_osnov_ek_kultury.docx17.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД РАМОНСКОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Сообщение на педсовете:

«Роль музыки в формировании основ экологической культуры».

Подготовила:

музыкальный руководитель

Фоменко Н.А.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.

Основными задачами являются:

1. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной);

2. Знакомить детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц, но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек;

3. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;

4. Формировать активную позицию родителей в экологическом образовании детей.

Для решения поставленных задач использую следующие методы и средства:

1. Наблюдение, наглядный иллюстрационный материал. (Пример: иллюстрация и фото)

2. Беседы с детьми.

3. Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы. (Пример)

4. Звуки природы без музыкального сопровождения в записи. (Пример)

5. Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи. (Пример)

При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.

Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радость, ощущение прекрасного при одновременном использовании наглядного материала.

Например, слушая сборник фортепьянных пьес «Времена года» П. И. Чайковского. Сборник состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года.  Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

Музыкально-слуховая игра для педагогов:

  1. Как вы думаете, какое это время года, месяц?
  2. Что вы услышали в музыке?
  3. Почему вы считаете, так?

 Тематические праздники, тематические недели не проходят без музыки (Пример: песня «Листья кружатся», хоровод «У калинушки», песня «Елочка заблести огнями», муз. игры с показом движений животных).

Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

На занятиях дети поют распевки и песенки о животных. Из музыкальных образов они узнавали, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят. Как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя и т.д.)

Анализируя свою работу, хочется отметить, что благодаря использованию методов, различных способов и форм в музыке, экологическое воспитание проходит более успешно и продуктивно. Дети любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы, танцевать, импровизировать.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.

В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Т. о., роль музыки в формировании основ экологической культуры очень велика.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

"Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного ...

"Роль музыки в формировании основ экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного ...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

«Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры».

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только эколог...