Экологическое образование детей дошкольного возраста через музыкально - театрализованную деятельность
статья на тему

Коновалова Елена Геннадьевна

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологической, музыкальной и театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология, музыка и театр20.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 378.1

Экологическое образование детей дошкольного возраста

через музыкально - театрализованную деятельность

Ecological education of preschool children through

the music and theatrical activity

           

                                                   Е.Г. Коновалова, музыкальный руководитель

                                                   E.G. Konovalova, musical director

                                                   МБДОУ  «Детский сад № 17 «Улыбка»              

                                                   Гурьевск

                                                   МБДОУ «Kindergarten № 17«Smile»

                                                   Gurievsk

                                                   E-mail: konovalova3003@mail.ru

 

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологического образования, музыкальной и театрализованной деятельности

This article is devoted to importance of interrelation of ecological development of the musical and dramatized activity

Экологическая культура, музыкальный экологический театр, экологическое образование

Ecological Culture, Music Ecological Theater, Environmental Education

        Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного экологического образования, направленного на формирование экологической культуры. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в

осознании неразрывности с ней.

        В этой связи одним из направлений инновационной деятельности ДОО, реализуемой в рамках Пилотного проекта по образованию для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН / ЮНЕСКО) является сохранение природного и культурного наследия России.

        Взаимодействие с природой является неиссякаемым источником творчества. Существуя в гармонии с природой, человек создает уникальные художественные образы и сюжеты. Это и пейзажи известных художников, музыкальные произведения, ставшие классикой, известные театральные постановки. Потенциал искусства в формировании у детей экологической культуры в целом чрезвычайно высок. Природа это и художник, и музыкант, и виртуозный исполнитель грациозных движений:

вальсируют листики осенью, в пору листопада, кружатся снежинки зимним вечером, травинки, рыбки, птички, цветы – у всех свой особенный

танец...

        Расширению экологического мировоззрения детей способствуют познавательные беседы, чтение художественной литературы о природе, сочинение детьми сказок, рассказов, описание музыкальных образов, экологические игры, экологические акции, забота о растениях, животных и птицах. Сочетание этих методов с музыкальной деятельностью дает возможность для развития у ребенка образного мышления, эстетического отношения к окружающему миру, чувству сопереживания.

        Формами работы музыкального руководителя по экологическому  образованию являются проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы, разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников, подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения),

музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев, использование элементов фольклора в целях экологического образования.

        Особая роль в решении задач, связанных с экологическим образованием, принадлежит театрализованной деятельности. Инновационной формой экологического образования дошкольников является экологический музыкальный театр, открывающий широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о природе и эмоциональные впечатления. Задачами экологического музыкального театра являются повышение эффективности работы по экологическому образованию, развитие творческих способностей детей, привлечение их внимания к проблемам окружающей среды и вовлечение в активную природоохранную деятельность.

        В основе экологического музыкального театра лежит музыкальная сказка экологической направленности, новизна которой состоит в том, что

экологические проблемы раскрываются посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, образного слова, положительно воздействующих на эмоции детей. Музыкальная сказка экологической направленности не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом, взаимоотношениями живых организмов между собой и окружающей средой, с некоторыми понятиями экологии, дает возможность разобраться

в нравственном уроке и в поступках героев. Серьезная экологическая информация становится понятной детям, благодаря яркому языку,  фантастическим сюжетам, в которых есть и приключения, и волшебство, и

неожиданность, а ожившие сказочные персонажи помогают ощутить природу как нечто живое.

        Экологический музыкальный театр - это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются музыкальное, вокальное, литературное, пластическое и хореографическое искусство. Зрители испытывают на себе воздействие сюжета, лежащего в основе музыкальной

сказки экологической направленности. Декорации и костюмы, создающие

зрительный образ, погружает в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание усиливается литературными монологами и музыкой.

        Музыкально – театрализованная деятельность экологической направленности дает возможность выявить и развить в ребенке задатки, заложенные в нем от рождения, так как у дошкольников еще преобладают

сказочные представления о живой природе. Ребенок непроизвольно сопоставляет себя со сказочными образами, стремясь подражать им.

        В нашей методической копилке такие музыкальные сказки экологической направленности как «Экологическая сказка про то, как Дед

за елкой ходил», «Как экологи царский указ исполняли», «На помощь жителям лесным, друзьям природы, поспешим!», «ЭКО–Теремок». Эмоциональное проживание в образах волшебных героев этих сказок позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира.

        Экологический музыкальный театр, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, формирование его экологической культуры, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях с другими людьми, способствует проявлению самостоятельности, развивает фантазию, умение мыслить музыкальными образами.

        Таким образом, использование музыкально – театрализованной деятельности способствует успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания, экологического отношения к природе, растениям и животным, а значит и экологической культуры.

Литература

1.        Экологическое воспитание дошкольников в контексте концепции «Устойчивого развития» // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы Российской конференции. — М.: ВООП, 1998. — С. 12 -17.

2.        Экологическое воспитание дошкольников // Тезисы конференции «Экология Подмосковья-99». — М. — 1999,- С. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Консультация по теме: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

ull;«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги з...

Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Представлен опыт работы воспитателя по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

доклад «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...