Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»
статья (младшая группа) на тему

Татьяна Михайловна Полякова

Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poljakova-statja.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Особенности использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста»

Раннее детство – особый период становления органов и функций головного мозга. Доказано, что функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих дальнейшее развитие организма. На раннем этапе начинается социализация ребенка.

Задачи умственного воспитания: развитие речи, формирование психических процессов, развитие умственных, познавательных способностей ребенка. Данные задачи реализуются посредством эмоционально – делового общения взрослого с ребенком во время его самостоятельной деятельности; специального обучения ребенка на занятиях в детском саду; самостоятельной практики ребенка в быту, играх, общении.

Психологи Л. С. Выготский, А.В. Запорожец утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности: игровую, учебную, трудовую.

Ранний возраст является оптимальным для развития речи – одной из задач умственного развития ребенка. Актуальность этой темы обусловлена тем, что у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи; хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми.

Эффективность процесса обучения детей развитию речи зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Поэтому при работе с детьми следует уделять внимание:

- познавательному развитию ребенка;

- накоплению впечатлений;

- расширению чувственного опыта;

- формированию системы знаний об окружающем мире.

Важнейшим средством формирования речи является обучение на занятиях. Главное место на занятиях занимают наглядность и игровые приемы.

При рассматривании картинок следует обращать внимание на состояние и настроение действующих лиц. Например, плачет – значит, замерз, испугался, кушать хочет; радуется – подарили куклу, пригласили на веселый праздник.

Расширяя в доступных пониманию малышу пределах значение слов, следует формировать умение высказывать элементарные суждения. Существенную роль играют вопросы: кто, что делает, почему, как ты думаешь. Вопрос – ведущий прием активизации речи и мышления на занятиях.

Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения. Например, рассматривая картинку, дети говорят: «Этот мальчик вытирает лицо». Важно при этом задавать вопросы: где, когда, почему, для чего. Ответы свидетельствуют о понимании временных, причинных, целевых отношений.

При ознакомлении с окружающими предметами следует формировать понимание обобщающих слов: одежда (рубашка, платье, юбка); посуда (чашка, тарелка, ложка); мебель (кровать, стол, стул); транспорт (машина, автобус, самолет).

Дидактические игры способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Такие игры, как «Накормим Машу обедом», «Кукла заболела», «Искупаем куклу», способствуют формированию бережного отношения ко всему живому, воспитанию чувства доброты, сопереживания, взаимопомощи.

Игры с зеркалом помогают открыть себя, вызывают желание общаться: «Это я!», «Я улыбаюсь».

Интересен показ действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание, следует начать поиграть с куклой, объединив при этом три сюжета, доступных пониманию малышей: «Разогреваю кашу на плите», «Накормлю куклу», «Укладываю ее спать». Дети внимательно наблюдают за педагогом, а затем сами словесно продолжают ход действий.

Ранний возраст благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Умение правильно пользоваться интонацией, средствами выразительности речи следует отрабатывать при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко, быстро, медленно.

Дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье» способствую развитию воображения детей. Эффективны показы инсценировок с куклами, игрушками – животными: «Как машина зверей катала», «Собака», «Далеко – близко».

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов обеспечивает:

- решение задач личностного развития детей;

- формирование познавательных интересов и творческого мышления;

- сохранение здоровья детей.

Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребенка. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения.....

Использования наглядности в работе по формированию познавательных особенностей детей раннего возраста.

Особый период становления органов и функций головного мозга – это раннее детство. В результате взаимодействия организма с окружающей средой  развиваются функции коры голо...

Формирование познавательной активности детей раннего возраста через использование дидактических игр и упражнений.

Одним из эффективных приемов и методов в работе по формированию познавательной активности у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения. Реализация принципа активности в обучении и...

Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».

        «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в           нем творческое начало, творчес...

Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....