Проект "Родословная - дерево жизни"
проект

Клочкова Татьяна Михайловна

Педагогический проект по формированию духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье «Родословная — древо жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodoslovnaya-derevo_zhizni.docx242.64 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Малышок»

Педагогический проект по формированию духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье

«Родословная — древо жизни»

   

                 

   Автор:

Клочкова Т.М., воспитатель первой квалификационной категории 

п. Восточный, 2015

Информационная карта проекта

Полное название проекта

Педагогический проект по формированию духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье «Родословная – дерево жизни»

Автор проекта

Клочкова Татьяна Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории

Руководитель проекта

Осипова Татьяна Николаевна, старший воспитатель

Цель проекта

Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Участники проекта

Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели

Целевая группа

Воспитанники второй младшей группы

Задачи проекта

Задачи:

• Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии.

• Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

• Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.

• Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

• Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

• Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Срок реализации проекта

среднесрочный - сентябрь – декабрь 2015 года

Этапы реализации проекта

I этап - организационный 01.09. 2015- 30.09. 2015г.

II этап -  практический 01.10. 2015- 30.11. 2015г.

III этап - аналитический 01.12. 2015 – 11.12. 2015г.

Проблемные вопросы

  • Как появилась моя семья?
  • Кто я?
  • Кто были мои предки?

Ожидаемый результат

  • Владеть понятием «семья»;
  • знать информацию о своей семье, профессии родителей;
  • иметь представления о родственных отношениях;

 знать свои права и обязанности;

  • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

I.Пояснительная записка.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Л.Н.Толстой

            Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни, формирует навыки нравственно-патриотического воспитания. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций, формирования навыков нравственного воспитания становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Проблема, на решение которых направлен проект:

  •      Утрата семейной функции передачи воспитанникам значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

              Проект знакомит воспитанников с семьей, как с явлением общественной жизни, её назначением и особенностями на достигнутом их понимании уровне. В ходе работы над проектом воспитанники отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью; читают стихи, пословицы и поговорки, рисуют, составляют рассказы, изучают семейные альбомы, родословную. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождает у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

               Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание проекта. Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

1.2. Участники проекта

  • Воспитанники старшего дошкольного возраста;
  • Родители;
  • Воспитатели.

1.3. Тип, вид проекта

Среднесрочный, творческий.

1.4. Цель проекта

Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

1.5. Задачи проекта

  • Способствовать воспитанию у каждого воспитанника нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии.

• Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

• Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны.

• Развивать познавательные способности воспитанников в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

• Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

• Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

1.6. Формы и методы работы

  • Анкетирование
  • Изготовление семейный альбомов 
  • Сюжетно-ролевая игра 
  • Рассматривание семейных фотографий 
  • Составление творческих рассказов 
  • Дидактические игры 
  • Чтение и обсуждение произведений
  • Изготовление рисунков
  • Индивидуальные и групповые беседы
  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Разучивание стихов
  • Информационный стенды
  • Чтение стихотворений
  • Презентации
  • Выставки

II. Содержание проекта

Проект составлен с учетом интересов и возрастных особенностей несовершеннолетних.

По продолжительности проект реализуется в течение 3-х месяцев.

2.1. Срок реализации проекта

Среднесрочный - сентябрь – декабрь 2015 года.

2.2. Схема реализации проекта

Составление генеалогического древа семьи «Наши предки живут в нас!», составление генеалогического древа семьи совместно с детьми «Наши предки живут в нас!», проведение консультаций с родителями- «Роль семьи в воспитании ребёнка» папка-передвижка, экран настроения группы-эмоциональный климат семьи, сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери», рассматривание семейных фотографий, составление творческих рассказов «Моя семья», выставка рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы». 

2.3. Этапы реализации проекта.

I этап - организационный 01.09. 2015- 30.09. 2015г.

II этап -  практический 01.10. 2015- 30.11. 2015г.

III этап - аналитический 01.12. 2015 – 11.12. 2015г.

1 этап – организационный

Таблица 1 «Организационный этап»

Название этапа

Целевое назначение

Мероприятия

Организационный

этап

Организационно-методическое и программное оснащение

1.Организация условий для реализации проекта

2.Выявление поля деятельности, сбор информации

3.Методическое и программное оснащение

4.Инструктивное совещание

2 этап – практический

Таблица 2 «Практический этап»

Название этапа

Целевое назначение

Мероприятия

Практический   этап

Организация мероприятий

Реализация мероприятий проекта

  • Работа с родителями:

- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему); - «Что в имени моем?»;

-составление генеалогического древа 

семьи совместно с детьми «Наши предки живут в нас!»;

- совместное творчество детей и родителей; участие в конкурсах детского сада по изодеятельности;

- проведение консультаций с родителями- «Роль семьи в воспитании ребёнка» папка-передвижка, «Общение родителей с детьми» (рекомендации, «Микроклимат семьи», «Наши дедушки и бабушки»; «Семейные традиции, их значение в воспитании и развитии ребенка»;

- экран настроения группы-эмоциональный климат семьи;

- анкетирование на тему: «Семейные традиции»;

- изготовление семейный альбомов.

  • Работа с воспитанниками:

- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери» (в течении всего срока проектной деятельности);

- рассматривание семейных фотографий;

- составление творческих рассказов «Моя семья»;

- дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор» (в течении всего срока проектной деятельности);

- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Наши братья и сестры», «Моя дружная семья»;

- знакомство с играми родителей;

- ознакомление с художественной литературой по теме;

- пословицы и поговорки о семье;

- цикл занятий «Мое имя, его и его значение», «Наша дружная семья;

- выставка рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы». 

  • Итоговое интегрированное занятие «Моя семья»

3 этап – аналитический

Таблица 3 «Аналитический этап»

Название этапа

Целевое назначение

Мероприятия

Аналитический

Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта

Обобщение опыта и результатов работы

2.4. Ресурсы

2.4.1. Кадровые ресурсы

Таблица 4«Кадровые ресурсы»

Должность

Кол-во штатных единиц

1.

Старший воспитатель

1

2.

Воспитатель

2

3.

Музыкальный руководитель

1

2.4.2. Материально-технические ресурсы

Реализация проекта осуществляется на базе учреждения с использованием имеющегося оборудования

  • Музыкальный зал с музыкальным оборудованием
  • Групповая комната

2.4.3. Информационные и методические ресурсы

        Электронные ресурсы, буклеты, папки-передвижки, статьи, брошюры, наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т. д.).

2.5. Контроль и управление (координация) проектом

Общее руководство и контроль за реализацией проекта осуществляет старший воспитатель, который обеспечивает условия для реализации проекта и производит контроль и оценку реализации этапов проекта.

   

 2.6. Результаты

  • Владеть понятием «семья»;
  • Знать информацию о своей семье, профессии родителей;
  • Иметь представления о родственных отношениях;
  • Знать свои права и обязанности;
  • Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

2.6.2. Полученные результаты

Конечным результатом должно стать:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания;
  • Воспитанники получат необходимую информацию о своей семье;
  • Произойдёт обмен опытом семейного воспитания и традиций;
  • Эффективность проекта: участие в проекте 90% семей; минимум материальных и временных затрат.

Используемая литература

1. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей».

2. Жарикова А. Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада».

4. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С. А.

5. Мартышин В. С. «Твоя родословная: Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной».

6. Карандашев Ю. Н. «Семейная биография ребёнка».

7. Карандашев Ю. А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»

8. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой,

9. Крылова Н. М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста».

10. Никонова Л. Е. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни».

11. Чечет В. В. «Патриотическое воспитание в семье».

12. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

13. Панасенко Г. И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей

14. «Родовое дерево». Дошк. Воспитание.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Дерево жизни" (старшая группа)

Методическая разработка по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Дидактическое пособие «Ковер «Дерево жизни (времена года)»»

учебно - методическое пособие по ознакомлению с окружающим миром...

Спаси дереву жизнь

Материал для родителей на тему экологического досуга....

Познавательный проект для дошкольников "Кедр-дерево жизни"

Материал транслирует о проведении в подготовительной к школе группе проведение познаательного проекта по познавательному развитию....

Социально значимый экологический проект «Подари дереву жизнь»

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьки...

Экологический проект "Сосна-дерево жизни"

В последние годы проблемам экологического воспитания уделяется всё больше внимания. Почему же именно эти проблемы стали актуальными?Причина таится в деятельности человека в природе, часто безграмотная...

дерево жизни

дерево жизни...