Краткосрочный проект «Заповедная природа Мордовии»
проект

Шкилева Елена Александровна

Цель: Дать детям понятия «заповедные места», «заповедник». Познакомить детей с природоохранными территориями, на примере заповедников Мордовии. Воспитывать в детях чувство любви к родному краю, любви к животным, птицам; бережное отношение к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zapovedniki.docx312.47 КБ
Файл beseda.docx18.96 КБ
Файл buklet_po_ekologii.docx248.81 КБ
Файл zanyatie.docx17.07 КБ
Файл krasnaya_kniga_mordovii.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 112»

ПРОЕКТ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/770122/b9c4996a-a91d-4338-b867-911c6a6a7fb6/s1200?webp=false

«Заповедная природа Мордовии»

                                                                                               

                                                                                           Выполнили воспитатели:

                                                                         Масеева О. Ф.

                                                                          Шкилева Е. А.

Саранск 2018

Краткосрочный проект «Заповедная природа Мордовии»

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.

Срок реализации: с 11 апреля 2018 года по 30 апреля 2018 года.

Тип проекта: Позновательно-иследовательский.

Цель: Дать детям понятия «заповедные места», «заповедник». Познакомить детей с природоохранными территориями, на примере заповедников Мордовии. Воспитывать в детях чувство любви к родному краю, любви к животным, птицам; бережное отношение к окружающему миру.

Актуальность проекта: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Поэтому все большее внимание в детских садах уделяется вопросам изучения экологии и охраны окружающей среды. А заповедники – это территория, охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений. Поэтому решили рассказать детям о заповедниках нашей республике Мордовия и организовали познавательно-исследовательский проект по данной теме.

Задачи:

1) познакомить детей с заповедником: что такое «заповедник», обитатели заповедника;

2) уточнить представления детей о разном назначении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;

3) обогащать и активизировать словарь детей по теме (заповедник, егерь, «Красная книга» и т.д.);

4) формировать экологическое сознание, воспитывать экологическую культуру;  

Работа с детьми:

  1. Беседа «Что такое заповедник». «Заповедники Мордовии». Познакомить детей с историей возникновения Мордовского государственного природного заповедника имени П. Г. Смидовича – расположенного в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи.
  2. Национальный парк «Смольный» расположенного на территории Ичалковского и Больше-Игнатовского районов Республики Мордовия.
  3. Беседа «Красная книга Мордовии».
  4. Презентация «Заповедные места республики Мордовия».
  5. Презентация «Реки и озера родного края».
  6. Дидактическая игра «Лото» (растения и животные), «Кто, где живет».
  7. Конспект занятия по окружающему миру «Заповедные места Мордовии».
  8. Консультация для родителей и детей «Красная книга».

Результат: у детей появились знания о заповедных местах Мордовского края. Об охраняемых видах животных и растениях, занесенных в Красную книгу.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми «Что такое заповедник?»

Цель: познакомить детей с заповедниками нашего края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Воспитатель: «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей).

Воспитатель: 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая? (вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

(пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

– А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

(Ответы детей).

Воспитатель: А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: А могут ли люди погубить природу?

(Ответы детей: загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Воспитатель: Что же такое заповедник(Ответы детей).

Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

В Мордовии есть два заповедника: это Мордовский заповедник имени П. Г. Смидовича расположенного в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи и Национальный парк «Смольный» на территории Ичалковского и Большеигнатовского районов.



Предварительный просмотр:

Берегите воду

– Не загрязняйте воду и берега ручьёв, рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

– Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.

– Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

– Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.

– Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

Всему живому на планете нужна чистая вода!http://cdn.networx.com/media/max/500x500/logo_554b6ee9ae62c.jpeg

Враг природе – это мусор

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться….

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

 http://shkola2lipki.ucoz.ru/galochkina/foto4/1372425297_les_4.jpg

Не оставляйте мусор в лесу

Мы – гости природы и должны вести себя прилично!

Как охранять птиц

– Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.http://crosti.ru/patterns/00/03/38/201f92034b/picture.jpg

– Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

– Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

– Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

– Подкармливайте птиц зимой.

– В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Природа – наш огромный дом, http://bigpuzzle.ru/p/15/12/31/d11dd234a4b7b1b_.jpg

И всем найдется место в нём: 

Букашке, зверю и побегу, 

И дереву, и человеку. 

Хоть дом большой, но хрупок он – 

Ему всё хуже с каждым днём. 

Не враг вредит из века в век, 

Природу портит человек. 

Но, может, скоро мы поймём, 

Что мы неправильно живём, 

Что дом наш охранять должны 

От грязи, злобы и войны. 

Чтоб в доме нашем навсегда 

Царили мир и чистота. 

Мы показали что только соблюдая определенные правила поведения в природе, человек может сохранить нашу планету во всей её красе!

http://www.firehawk.ltd.uk/images/energy-earth-image.jpg

ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!

МАДОУ «Детский сад №112»

Экологический буклет

                   Составители: Масеева О.Ф.

                                            Шкилева Е. А



Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру «Заповедные места Мордовии».

Цель: Дать детям понятие «заповедные места», «заповедник»; познакомить детей с заповедниками Мордовии; воспитывать в детях чувство любви к родному краю, любви к животным, птицам; бережное отношение к окружающему миру.

Материал: иллюстрации заповедников, предметы для игры «от какого дерева лист».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное занятие, я хочу вам рассказать о заповедных местах Мордовии. Во многих местах дикая природа сильно изменилась в результате деятельности человека. Однако некоторые уголки природы пока остаются нетронутыми. Такие места называются заповедными. Название произошло от слова «заповедать». Оно давно означало стремление людей передавать поколению в нетронутом, первозданном виде, ценное, самое прекрасное, созданное природой. В Мордовии есть два подобных места: это Мордовский заповедник имени П. Г. Смидовича в Темниковском районе и Национальный парк «Смольный» на территории Ичалковского и Большеигнатовского районов. В этих заповедниках можно увидеть таких животных, которые не встречаются на остальной территории Республики Мордовия. Например, огромный зубр, осторожная рысь обитают только в заповеднике, а орел-могильник – в национальном парке. Никто не должен нарушать спокойствие в заповедниках, поэтому запрещается заниматься хозяйством. Заповедные места служат не для человека, а исключительно для зверей. Человек в таком месте может быть наблюдателем. Допускается лишь помощь животным в зимний период. А в Национальном парке есть места, где разрешается собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. В заповедные места приезжают студенты учиться, кроме того, приезжают школьники Мордовии, которые близко знакомятся с окружающим миром. Давайте поиграем в игру «Собери картинку», собрав картинку узнаем, кто изображен здесь. (Дети собирают картинку).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас проведем физкультминутку:

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Сели поели и опять пошли.

Мы шли, шли, шли,

Наконец, куда надо пришли,

А пришли мы в лес.

(движения имитируем).

Воспитатель: Ребята, а заповедники должны сохранять редкие виды растений, животных. Как вы думаете, куда они относятся?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Правильно, редкие виды занесены в Красную книгу. У каждого региона есть своя Красная книга. В Мордовии в нее внесены 170 видов растений и 243 вида животных. За ними ведется специальное наблюдение. А сейчас я вам прочитаю стихотворение:

Что такое лес?

Сосны до небес.

Березы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый,

И родник с живой,

Ключевой водой.

Воспитатель: Ребята, мы должны любить природу, защитить ее от загрязнений, не уничтожать все то, что создано природой.

Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми: «Красная книга Мордовии»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с Красной книгой Мордовии.

2. Познакомить с некоторыми видами растений, животных и птиц занесенных в Красную книгу.

3. Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду.

4. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу Мордовии; знаки «Поведение в природе». 

Ход беседы.

Воспитатель. Дети мы с вами уже много раз говорили о родной природе. Давайте вспомним, что такое природа.  

(Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, все, что нас окружает: леса, горы, степи, реки, озёра, животные, птицы – это и есть природа. Богат лес деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, они могут лечить от разных болезней. Такие растения называются лекарственными. Травы – самые первые лекарства на земле.

Но многие растения стали сегодня редкостью, их так и называют редкие растения, потому что их в природе осталось очень мало, а некоторые и совсем исчезли. Такие растения охраняются. Но люди часто ломают деревья, рвут большие букеты цветов, топчут ногами, колесами автомобилей лечебные травы. Ученые решили издать специальную «Красную книгу», в которую занесены все редкие растения, животные и птицы.

Как вы думаете почему книгу называют «КРАСНОЙ»? Потому, что красный цвет, это цвет надвигающейся опасности. ВНИМАНИЕ! ЛЮДИ ! ПОДУМАЙТЕ О ПРИРОДЕ!

Книга эта очень большая, в ней записаны все редкие и  исчезающие животные, растения, птицы нашего мордовского края.

Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Красота, которую дарит природа – бесценна. Чтение стихотворения В.В. Зотова.

Если деньги накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод.

Самолет и пароход.

Воспитатель.  А есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?

(прочитать следующее четверостишие, чтобы помочь детям правильно ответить на вопрос).

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Воспитатель. Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, дуб или ель, его надо посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе не бережет лес, животных, растений, птиц.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Воспитатель. Дети, а вы хотели бы помочь родной природе не исчезнуть на Земле.

(Ответы детей).

Воспитатель.  Для этого просто нужно соблюдать правила поведения в природе. Я сейчас буду показывать картинки, а вы будете называть чего нельзя делать в природе. Итак, готовы! 

разорять гнезда птиц;

рвать цветы большими букетами или просто рвать и бросать цветы;

ломать ветки деревьев, кустов; 

давить насекомых; 

разводить костры без взрослых;

шуметь в лесу;

засорять водоемы;

сбивать в лесу мухоморы, поганки; 

убивать насекомых, лягушек, ужей; 

брать лесных зверьков домой; 

оставлять после себя мусор. 

Воспитатель. А теперь проведем физкультминутку

 Мои корни глубоко вросли в землю

Мой ствол, мои ветки тянуться к солнцу

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Итог беседы.

С какой книгой вы сегодня познакомились?

 Почему она называется Красной?

 Какие растения в неё занесены?

 Почему нужно беречь природу и охранять её?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический краткосрочный проект "Будь природе другом"

Краткосрочный экологический проект в старшей группе "Будь природе другом"...

Краткосрочный проект «Сохраним природу от пожаров!»

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу)....

Проект "Заповедная Мордовия"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, для знакомства с заповедными местами родного края....

краткосрочный проект «Дары природы - овощи»

laquo;Дары природы - овощи» краткосрочный проектв средней группе...

Проект "Заповедные места Мордовии"

Проект для воспитанников старшей группы...

краткосрочный проект "Заповедные места Саратовской области"

Содержание данного проекта знакомит детей дошкольниковс достопримечательностью родного края...

Краткосрочный проект «Явления природы»

АктуальностьДети в 5-6 лет большие «почемучки», и порой задают вопросы, на которые не сразу находиться ответ. Так пришла идея краткосрочного проекта по экспериментированию под названием &l...