«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)
статья (старшая группа)

Мартынова Наталья Николаевна

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnyy_opyt.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Дети с ЗПР имеют особенности, которые нужно учитывать в работе:

  • нарушенная мелкая моторика;
  • повышенная возбудимость;
  • неустойчивость внимание;
  • низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • быстрая утомляемость и др.

Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. В связи с этим можно говорить о специфики организации экспериментирования с детьми с ЗПР. Подготовка и проведение опытов будет отличаться от таковых в общеобразовательных группах детского сада (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, игровая форма и пр.)

Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных наблюдений и практических действий, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Цель экспериментально-исследовательской деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности обязательно должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:

  • обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об окружающем мире;                  
  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;
  • создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности;
  • развитие логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

В процессе экспериментально-исследовательской деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.

Для осуществления экспериментальной деятельности детей в группе мы обновили центр экспериментирования следующим оборудованием:

  • Приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл, керамика.
  • Природный материал: камни, глина, песок, чернозем, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
  • Медицинские приборы и материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки.
  • Прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, масло, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.

Экспериментальная деятельность для детей с ЗПР должна проходит на высоком эмоциональном уровне – это способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Также формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.

В ходе работы мы руководствовались некоторыми общими принципами:

  • уважительное отношение к любым высказываниям детей, их действиям развивают в них чувство психологической защищенности;
  • помощь в речевом отражении действий и умозаключений способствует развитию речевой активности;
  • предоставление свободы выбора действий, перемещения в пространстве позволяет детям проявлять активность и самостоятельность, формирует настойчивость и уверенность в себе – все это очень важно для детей с задержкой психического развития;
  • принцип «Не рядом и не над детьми, а вместе» – важный принцип организации общения с детьми в ходе экспериментирования, где отношения должны строиться на основе партнерства.

Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным.

Благодаря экспериментально-исследовательской деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием, мотивацией к познавательной активности. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экспериментально-исследовательская деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...