Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильичёва Инна Павловна

Музыкальные пальчиковые игры помогут родителям воспитанников организовать полезный домашний досуг ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muzykalno-didakticheskih_igr.pptx2.32 МБ
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.pptx89.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека м узыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы Развитие звуковысотного слуха 1.Лесенка-чудесенка 7.Солнышко 2.Песенки-картинки 8.Музыкальные птенчики 3.Кубик «Угадай-ка» 4.Кого встретил колобок? 5.Узнай бубенчик 6.Кубик - оркестр Развитие памяти и музыкального слуха 1.Кто больше знает 2. Кто как поет? 3.Узнай и спой песенку 4. Цветик – семицветик 5.Теремок Развитие чувства ритма 1.Эхо 7.Веселые подружки 2.К нам гости пришли 8. Большие и маленькие 3.Ритмический кубик 4.Музыкальный кубик 5.Выложи мелодию 6.Бегаем – шагаем - прыгаем Развитие тембрового и динамического слуха 1.Кубики-календарики 7. Кукла танцует и отдыхает 2.Узнай свой инструмент 8.Музыкальное окошко 3. Угадай, на чем играю 4. Громко-тихо 5. Волшебная котомка 6.Что звучит? Развитие восприятия музыки 1.Песня – танец – марш 6. Звери в домиках 2.Передай кубик 7. Кто вышел погулять? 3.День Рожденья 8. Солнышко и дождик 4.Собачка пляшет и спит 9.Игра с цветными платочками 5.День и ночь Перечень музыкально-дидактических игр для детей средней группы

Слайд 2

Игра для развития памяти и слуха «Кто больше знает?» Программное содержание . Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название) Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов, с которыми дети уже знакомы с предыдущих музыкальных занятий. Ход игры: Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе. Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек. Игра для развития чувства ритма «Эхо» Цель : Выстукивание заданного ритма. Ход игры : Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: Тук, тук, тук-тук-тук, Мы в лесу слыхали стук. Тук, тук, тук-тук-тук, Это дятел сел на сук. Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.

Слайд 3

Игра для развития чувства ритма «К нам гости пришли» Цель : Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей Ход игры : К детям приходят в гости разные игрушки: Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), Птичка (летит под звон колокольчика). Игра для развития чувства ритма «Ритмический кубик» Цель : Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры. Ход игры : Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 1 – 1 бабочка 2 – 2 цветка 3 – 3 клубнички 4 – 4 листика 5 – 5 шишек 6 – 6 елочек Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: Ты возьми веселый кубик, Передай его друзьям, Что покажет этот кубик – Повтори за ним ты сам! Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Слайд 4

Игра для развития звуковысотного слуха «Лесенка-чудесенка» Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук. Игра для развития звуковысотного слуха «Песенки-картинки» Цель: Закреплять с детьми знакомые песни Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра.

Слайд 5

Игра на определение жанра и развитие памяти «Песня – танец - марш» Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Ход игры : В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. Игра на определение жанра и развитие памяти «Передай кубик» Цель: Побуждать детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст. Ход игры : Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет: Мы идем, мы идем, Тра-та-та, Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля. Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку: Я иду, я иду, Я пою, я пою: Тра-та-та Баю-бай Я пою, я пою Баю-бай, баю-бай Тра-ля-ля Баю, баю, баю Я шагаю далеко Куколку качаю Раз, два, три Баю-бай, баю-бай Я шагаю далеко Поскорее засыпай Посмотри Засыпай

Слайд 6

Игра на развитие музыкальной памяти «Кто как поет?» Цель: Повторять короткие звукоподражания за взрослыми. Ход игры : Воспитатель читает короткие стихотворения: Ясное солнышко Скачет козленок Ссоры все пора забыть, Рано встает По траве: Лучше весело дружить Песни петух С кок-скок. Долго не сердить, быстро помирись. На заборе поет: Весело лает Вместе весело играли, Ку-ка-ре-ку У будки щенок. Гав-гав. И друг друга догоняли: Свинка на завтрак Рыжий Бобик Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав. Ведет поросят Кошку Мурку напугал: Круглые глазки Гав-гав-гав. Как бусы блестят, Хрю, хрю, хрю. Утки спешат Искупаться в пруду Желтой цепочкой По тропке идут, Кря, кря, кря. Игра на развитие чувства ритма «Музыкальный кубик» Цель: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу. Доставить радость от совместной игры. Ход игры : На столе лежат музыкальные инструменты: Бубен Барабан Ложки Дудочка Колокольчик Маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами: Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет! Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.

Слайд 7

Игра на развитие звуковысотного слуха «Кубик «Угадай-ка» Цель: учится подражать звучанию различных предметов голосом. Ход игры : Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам, угадай! Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д. Игра на развитие звуковысотного слуха «Кубик-оркестр» Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. Ход игры : Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: Кубик движется по кругу, Передайте кубик другу. Кубик может показать, На чем тебе теперь играть! Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.

Слайд 8

Игра на развитие тембрового и динамического слуха «Кубики - календарики» Цель: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе. Ход игры : На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст: Календарик мы листаем, Кубик другу отправляем, К кому кубик попадает Тот стишок нам всем читает! Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака «Круглый год». Игра на развитие звуковысотного слуха «Кого встретил колобок?» Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра. Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах. «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Медведь» - в низком Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.

Слайд 9

Игра на развитие звуковысотного слуха «Узнай бубенчик» Программное содержание: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа. Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа. Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не подсказывать. Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть. Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. Ход игры : После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий. Бубенчики висят, Качаются, звенят. Повторим мы их звон: Динь-динь , дан-дан, дон-дон. Игра на развитие чувства ритма «Выложи мелодию» Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии. Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов: квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением. Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот. Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии. Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

Слайд 10

Игра на развитие тембрового слуха «Узнай свой инструмент» Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки. Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание. Игра проводится в свободное от занятий время. Игра на развитие тембрового слуха «Угадай, на чем играю» Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты. Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких . Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Слайд 11

Игра на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо» Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение. Игра на определение характера музыки «День Рожденья» Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика. ХОД ИГРЫ Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.) Муз. Рук.: Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кт-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт? Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ. После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям .

Слайд 12

Игра на определение характера и жанра музыки «Собачка пляшет и спит» Задача: учить детей различать жанр колыбельной и плясовой музыки. Методика проведения: педагог исполняет колыбельную или плясовую, дети выполняют соответствующие движения: колыбельная – «спят», ладошки под щёчку (собачка спит), плясовая – хлопки в ладоши (собачка пляшет). Как вариант игры можно использовать картинки, соответствующие жанру плясовой и колыбельной. Игра на определение характера и жанра музыки «День и ночь» Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении. Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь). Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

Слайд 13

Игра на определение характера и жанра музыки «Звери в домиках» Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом. Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация). После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах. Игра на определение характера и жанра музыки «Кто вышел погулять?» Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении. Методика проведения : на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять. Музыкальный материал : Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик»

Слайд 14

Игра на определение характера музыки «Солнышко и дождик» Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца а) в движении, б) в игре на музыкальных инструментах. Методика проведения: 1. На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек». 2. Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество. 3. Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме. Игра на развитие тембрового и динамического слуха «Волшебная котомка» Цель: выявить умение детей сравнивать музыкальные звуки по высоте и тембру звучания и сопоставлять их со звуками окружающей среды. Оборудование: небольшая цветная сумка, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка). Методика проведения игры. Музыкальный руководитель из волшебной сумки достает какой-нибудь музыкальный инструмент, играет на нем и спрашивает ребенка: «Что напоминает этот музыкальный звук?» Например: Барабан - Гром или пение птиц? Бубен - Шорох листьев или гром? Металлофон - Дождик или ветер?

Слайд 15

Игра на развитие тембрового и динамического слуха «Что звучит?» Цель: выявить умение детей различать музыкальные игрушки и инструменты на слух по тембру звучания, знание их названий (погремушки, бубен, барабан, металлофон, свирель, колокольчик). Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, свирель, колокольчик, погремушка), ширма. Методика проведения игры . Музыкальный руководитель за ширмой играет на музыкальном инструменте и спрашивает у ребенка: «Какой музыкальный инструмент звучит?» Если ребенок не может ответить, музыкальный руководитель еще раз предлагает послушать. Если и на этот раз ребенок не может назвать инструмент, то музыкальный руководитель предлагает найти среди музыкальных инструментов, которые разложены за ширмой, тот, который звучал. Игра на развитие тембрового и динамического слуха «Кукла танцует и отдыхает» Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная), динамикой (громкая или тихая). Оборудование: кукла - игрушка. Музыкальный материал: «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного. Методика проведения игры. Детям раздают игрушки - куклы. Звучит музыка. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая - дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая - дети танцуют с ней.

Слайд 16

Игра на развитие памяти и слуха «Узнай и спой песенку» Цель: проверить умение детей узнавать знакомые песенки и передавать в пении мелодию. Методика проведения игры. 1 этап. Педагог предлагает ребенку прослушать поочередно несколько знакомых мелодий песен. Ребенку необходимо вспомнить название музыкального произведения или какую-то фразу из песни. 2 этап. Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню за музыкальными фразами, проявляя особенности вокальных навыков. Петь без напряжения, протяжно, не спеша, отчетливо произнося слова. Игра на развитие чувства ритма «Бегаем – шагаем - прыгаем» Цель: выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении, ритмично маршировать (спокойно, весело, бодро), бегать (весело, легко, мелко), подпрыгивать (как мячик). Методика проведения игры. Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Под музыкальный фрагмент марша детям надо энергично шагать в свободном направлении, не толкая друг друга. Под веселую музыку - легко и мелко бегать на носочках, под веселый, игривый музыкальный фрагмент - подпрыгивать как мячик. Задачу повторяют несколько раз.

Слайд 17

Игра на определение характера музыки «Игра с цветными платочками» (Украинская народная мелодия в обработке Я. Степного) Цель: проверить умение детей передавать характер танца движениями (танцевальный бег, разведение рук, смахивания платочком, вместе со взрослыми кружение в круге и т.д.). Оборудование: разноцветные платочки (по количеству детей). Методика проведения игры. Педагог предлагает детям (игру проводят с небольшим количеством детей) взять в руки платочки. Затем педагог смахивает платком и пением зовет детей встать в круг: Все в круг скорее бегите, Платочки вы покажите. Платочками помашем, Потанцуем, споем. Воспитатель под музыку показывает танцевальные движения, а дети повторяют. Игра на развитие памяти и музыкального слуха «Цветик - семицветик» Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д.Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П.И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т.д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

Слайд 18

Игра на развитие мелодического слуха «Теремок» Цель: развитие мелодического слуха детей. Игровой материал: Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Ход игры: Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит. Игра на развитие звуковысотного слуха «Солнышко» Цель: развитие звуковысотного слуха детей. Игровой материал: Большая картина ( фланелеграф ), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. Размер солнышка соотносится с нотным станом. Ход игры: Педагог: Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. ( Напевает произвольно.) Я, солнышко лучистое, Очень-очень чистое! Люблю я умываться И в лужицах купаться. ( Говорит.) Мои детки засмеялись, По линейкам разбежались. Помогите их собрать И по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко ( ставит нотку-солнышко на первую линейку ), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети вместе с педагогом пропевают звук. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от оставленных задач.

Слайд 19

Игра на развитие звуковысотного слуха «Музыкальные птенчики» Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей. Игровой материал: Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты. Ход игры: 1 вариант. Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь. Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц. Дети поют попевку: Мы птенчики весёлые, Умеем мы летать И с веточки на веточку Нам весело порхать. Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом. А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, И ты уснёшь, малыш! Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами. Не хочу к тебе лететь, Буду здесь я песни петь. 2 вариант. Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д. Игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки» Цель: развитие чувства ритма детей. Игровой материал: Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя И на фортепиано.

Слайд 20

Игра на развитие тембрового и звуковысотного слуха «Музыкальное окошко» Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей. Игровой материал: Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных. Ход игры: Педагог : На окне сидела кошка И мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, И не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома И стучит сейчас в окошко? Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа. Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц – металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п. Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной. - Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки) Топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки) Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ! Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие. Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно. Игровая цель: Угадать первым. Игра на развитие чувства ритма «Большие и маленькие »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультации для родителей «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей»

Слайд 2

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет : «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Слайд 3

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев . Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память , внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура . После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро» . Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой , играми и упражнениями для развития руки .

Слайд 4

Что дает пальчиковая гимнастика детям ? • Способствует овладению навыками мелкой моторики. • Помогает развивать речь . • Повышает работоспособность коры головного мозга. • Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение. • Снимает тревожность. Умелыми пальчики становятся не сразу . Поэтому игры , упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

Слайд 5

Методика Железновых Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития « Музыка с мамой » . Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой , красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика « Музыка с мамой » пользуется популярностью во многих странах мира. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Опыт показывает, что занятия по методике Сергея Железновых оказывают благоприятное воздействие на : • физическое развитие ребенка , • формирование умения распределять внимание в процессе деятельности , • гармоничное эмоциональное развитие ребенка , • развитие воображения и творческой фантазии, • формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье, • формирование музыкальных способностей , • а также являются профилактикой неврозов и комплексов ( игротерапией ) .

Слайд 6

Методика « Музыка с мамой » начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3 – 5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы . На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах. Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей , причем с самого раннего возраста. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет. Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки . В результате такой творческой работы и начала складываться методика « Музыка с мамой » , доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Слайд 7

Принципы методики Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Пальчиковые игры помогут вашему малышу : - Развить внимание и терпение . - Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей - Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование . В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте .

Слайд 8

Первые игры с малышом Песенки- игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой, чем сам. Хвалите, просите "помочь маме поиграть".

Слайд 9

Пальчиковые игры Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка . Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время , когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе . На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев) . Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь , но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив) .

Слайд 10

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами : 1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками. Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху. В целом, дети, занимающиеся музыкой , опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии . Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух . Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей : слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти , ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

Слайд 11

Использовать диски можно для занятий с детьми разного возраста. Веселые пальчиковые игры , музыкальные сказки , гимнастика под задорную музыку , подвижные ролевые игры , звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, уроки лепки и рисования, все это будет интересно детям от рождения и до младшего школьного возраста. Занятия по методике Железновых обеспечивают раннее музыкальное развитие , активное развитие речи у детей , развитие музыкального слуха , мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

Слайд 12

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ОБЕЗЬЯНКИ Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение “фонарики”) Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки) Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (”спят”) Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук (”как будто стряхиваем водичку ”) РИСОВАНИЕ (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе…) Мы кружок нарисовали Наши пальчики устали , Мы руками потрясём, Рисовать опять начнём. Мы черту нарисовали… Мы волну нарисовали… Точки мы нарисовали…

Слайд 13

ПАУЧОК (Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик) . Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (”Паучки” ползают на голове.) ПЧЁЛКИ (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . “Улей” прижат к “ёлке”) Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”) . Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки) Где же, Где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать : ( Разводят руками , растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять!

Слайд 14

У ЖИРАФА Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела. 1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза) Припев (хлопаем ладошками по всему телу , показывая пятна) . На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках. 2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Припев ("собираем складки" - щипает себя) 3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку) . 4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

Слайд 15

ЧЕРВЯЧКИ (Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы , сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы) . Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони ) . Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой , качаем ими вверх и вниз) Каркает :"Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) Глядь - ( Разводим руками ) а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди) .

Слайд 16

ПОРОСЯТА (Дети по очереди “идут” по столу каждым из пальцев обеих рук ) Этот толстый поросёнок (Мизинцы) целый день хвостом вилял, Этот толстый поросёнок (Безымянные) спинку об забор чесал. Ля-ля-ля-ля , лю-лю-лю , (”Фонарики”) поросяток я люблю Ля-ля-ля-ля , лю-лю-лю , (Сжимают и разжимают кулачки) поросяток я люблю Этот толстый поросёнок ( Средние пальцы ) носом землю ковырял, Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы ) что-то сам нарисовал. Ля-ля-ля-ля … Этот толстый поросёнок (Большие пальцы ) - лежебока и нахал, Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь .)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форм...