Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.
методическая разработка (младшая группа)

Буланова Светлана Николаевна

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей

Методическая разработка

Составитель:

Музыкальный руководитель

ГБДОУ № 93

Красногвардейского р-на

Санкт-Петербурга

БУЛАНОВА С.Н.

        Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форме разобраться в соотношении звуков по высоте, длительности, развивают у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают переносить знания, полученные на музыкальных занятиях в самостоятельную деятельность.

        Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны для понимания ребенка, интересны и привлекательны, только в этом случае они станут возбудителем желания у детей петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и танцевать. Игры должны быть красочно оформлены, должны соответствовать содержанию игры. Так же можно привлечь детей самостоятельно изготавливать музыкально-дидактические игры, подбирать соответствующие иллюстрации, вырезать ритмические карточки.

        Развитие музыкальных способностей будет проходить более успешно, если знания, полученные на музыкальных занятиях, будут закрепляться в свободное время, переноситься в свободную музыкальную деятельность. Поэтому хочу предложить подборку игр, в которые можно играть с детьми в группе или в домашних условиях, имея некоторые пособия из бросового материала, домашнюю утварь и т.д.  Для этого понадобятся такие инструменты, как ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, металлофоны, ксилофоны. В домашних условиях роль музыкальных инструментов могут выполнять: любая кухонная утварь (небьющаяся), дети сами легко смогут придумать и выбрать, какие предметы в доме могут издавать звуки ( изготовить их достаточно просто)

Игрушки-шумелки  -  (коробочки или металлические баночки с крупой, семечками, горошинками)

Барабаны – использовать тазы, кастрюли, стучать по ним половниками, ложками

Представленные мною игры включают в себя все виды музыкальной деятельности, это и слушание, и пение, и распевание, и движения под музыку, танцы, игры, и игру на музыкальных инструментах

Особое внимание уделим играм, которые развивают двигательную активность и двигательную реакцию детей, так как музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение сочетать с музыкально-дидактическими играми в непринужденной игровой форме.

        Дидактические игры на музыкальных занятиях можно начинать проводить с младшей группы, эти игры в основном связаны с применением образных пособий. А в старшем дошкольном возрасте основным материалом музыкально-дидактических игр являются настольно-печатные игры, инструменты, фланелеграф, и сделанные собственными руками детей совместно с педагогом или родителями

  1.  «Птички в гнездышках сидят»

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал: Детский стульчик и стульчик для взрослого

Дети учатся различать 2 звука, разные по высоте.

Если есть металлофон, то можно проигрывать низкие и высокие нотки, или просто пропевать чик-чирик на низких звуках и высоких поочередно

Предложить ребенку пальчиками перемещаться с низкого стульчика на высокий, в соответствии со звучанием голоса или инструмента

  1. «Прогулка»

Игра для развития чувства ритма. Принимают участие все дети, можно дать в руки музыкальные молоточки или другие предметы (палочки)

«Мы идем на прогулку, сначала спускаемся по лесенке (медленно стучим). Вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали (стучат быстро) Пошел дождик, сначала медленно, потом быстро, потом очень быстро, кто как может, а теперь дождик постепенно кончился ( постепенное ускорение и замедление) А теперь пора домой, (ритмичные удары)

  1. «К нам гости пришли»

Игра на различение образа  и характера персонажа.

Игровой материал: Игрушки би-ба-бо или любые имеющиеся в доме игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, кошечка)

Ширма настольная или платок, которым можно накрыть игрушку

Музыкальные инструменты – бубен, погремушка, колокольчик, барабан

Ход игры:  К нам сегодня в гости пришли игрушки (показать всех, игрушки по очереди здороваются с детьми)

А теперь игрушки хотят с вами поиграть  – если звенит колокольчик,  то летает птичка, если звучат ложки, то это скачет лошадка, если барабан, то идет медведь  и т.д. Предложить детям самим подобрать музыкальные инструменты для каждого персонажа.

  1. «Найди пару»

Игра на развитие сенсорных способностей, тембрового слуха

Игровой материал:  по 2 баночки с наполнителем (горох, соль, семечки, рис и т.д. )

Ход игры:  играть с подгруппой детей, у каждого по 1 баночке, нужно найти свою пару, внимательно слушая каждого, сопоставляя свой звук и звук у остальных детей

  1. «Громко, тихо запоем»

Игра на развитие динамического слуха

Игровой материал: Любая игрушка

Ход игры: Выбирается ведущий, который выходит из комнаты или прячется за ширмой.  Дети с воспитателем прячут игрушку, ведущий ребенок ищет игрушку, руководствуясь громкостью звучания, издаваемых детьми (можно придумать любой гласный звук, или напевать ля-ля-ля, Звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает, по мере удаления. Если ребенок нашел игрушку, то он прячет ее в следующий раз.

  1. «Качели»

Игра на различение звуков по высоте.

Игровой материал:  Металлофон или пианино

У каждого ребенка по два предмета  (синяя и желтая ленточка, синий и желтый кружочек, синий и желтый кубик и т.д.)

Ход игры:  взрослый предлагает детям покататься на качелях

Высокие ноты означают желтый цвет, низкие ноты – синий цвет

Поочередно играть то высокие, то низкие ноты (дети должны показывать желтый или синий предмет).

  1. «Угадай, на чем играю»

Игра на различение тембра

Игровой материал: любые шумовые или имеющиеся в наличии инструменты, платок или ширма

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям послушать концерт, но не простой, а шуточно-волшебный. Из за ширмы раздаются звуки того или другого инструмента, дети отгадывают на слух. За правильный ответ можно давать ребенку фишку, побеждает тот, у кого больше фишек.

  1. «Мыльные пузыри»

Упражнение на развитие дыхания, подготовка детей к пению цепочкой

Игровой материал – мыльные пузыри

Ход игры: Ведущий пускает мыльные пузыри, дети зрительно находят один шарик и провожают его глазами, пропевая любую гласную, равномерно распределяя дыхание, расходуя его постепенно, когда пузырь лопнет или дыхание закончится, выбирают другой пузырь и игра повторяется пока не лопнул последний пузырь

  1. «Веселый оркестр»

Игра на развитие фантазии, творческих способностей, слаженности в исполнении, развитие чувства ритма, динамического  и тембрового слуха.

Игровой материал: Любые инструменты или бросовый материал, кухонная утварь

Ход игры: Взрослый предлагает детям  поделиться на группы и придумать название своего ансамбля

Взрослый изображает дирижера, который управляет оркестром, по очереди подходит к подгруппам детей и волшебной палочкой «заставляет» играть инструменты. Заранее договориться, какие инструменты играют когда дирижер энергично машет волшебной палочкой, когда плавно, когда четко и ритмично, и т.д. Доставить детям радость от игры на инструментах. Дирижер предлагает поменяться инструментами и продолжить концерт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Квест-игра как средство развития познавательных способностей детей. «В поисках букв»

Технологическая карта квест-игры, которая была показана на фестивале открытых мероприятий педагогов ДОУ "Призвание воспитатель-2018"...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...