Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
презентация

Коровина Ольга Владимировна

Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Дошкольники воспроизводят в ролях всё, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, формирования дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремлённости. Игра - самостоятельная деятельность, где ребёнок вступает в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместное усилее к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами её организуют, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в сюжетно-ролевой игре. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, воспитывает целенаправленность. В игре ребёнок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия, поступки свои и товарищей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на такой цели, которая вызывала бы общность чувств, действий, способствовала установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Нравственные качества сформированные в игре влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала дошкольников к хорошим поступкам, вызывала лучшие чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.pptx2.52 МБ
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации «Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Слайд 2

ПРОТИВОРЕЧИЯ: -Между естественным интересом и желанием ребенка играть и отсутствием умения организовать сюжетную линию и как следствие скудное ее содержание и кратковременность - Между естественным интересом и желанием ребенка к общению и неумением строить в игре партнерские взаимоотношения

Слайд 3

ПРОБЛЕМЫ -Дефицит содержательной части игры -Отсутствие опыта игры -Дефицит практического участия взрослого в игре

Слайд 4

ГИПОТЕЗА Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно – ролевой игры детей обеспечит усвоение содержания различных игр, обобщение игровых умений, накопление детского опыта и перевод этих умений на другие ситуации

Слайд 5

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Создание методической копилки игровых идей, обеспечивающих развитие содержательной части игры, накопление детского опыта и освоение новых способов игры детьми

Слайд 6

ЗАДАЧИ 1.Организовать обучение детей ролевым действиям и ролевому поведению в игре 2.Формировать партнерские взаимоотношения детей в игре и личностные качества каждого ребенка 3.Развивать любознательность, фантазию и воображение

Слайд 7

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ -Действие в воображаемом плане -Умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. -Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми

Слайд 8

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Организация предметно-развивающей среды: п оэтапно видоизменять игровую среду в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, игровых интересов и уровня развития игры с оотносить сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка Обеспечение руководства игрой: о бучение ряду действий к одному и тому же персонажу п омочь ребенку принять роль персонажа на себя и грать вместе с детьми о беспечить условия для активизации самостоятельных игр детей и спользование более сложных, новых сюжетов построения игры о риентация ребенка на осуществление игрового действия и на пояснения его смысла партнеру о беспечить благоприятную атмосферу с оздать доверительные отношения н е допускать критики со стороны педагога к ребенку п редоставить внимание каждому ребенку



Предварительный просмотр:

Единый комплексный подход к организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста

Актуальность

Игры детей носят кратковременный и хаотичный характер. Интерес детей к играм быстро пропадает, они «растворяются» в детских проказах и шалостях, приводя в хаос игровые зоны и пространство группы. В результате, не получая психического и физического удовлетворения от своей деятельности дети переутомляются.

Причины

  • Дети не умеют договариваться в игре, у них разные игровые цели
  • Игра стала малоподвижной и индивидуалистической

Противоречия

  • Между естественным интересом и желанием ребёнка играть и отсутствием умения организовывать сюжетную линию и как следствие скудное её содержание и кратковременность.
  • Между естественным интересом и желанием ребёнка к общению и неумением строить в игре партнёрские взаимоотношения

Проблемы

  • Дефицит содержательной части игры
  • Отсутствие опыта игры
  • Дефицит практического участия взрослого в игре

Роль старшего мудрого, знающего и умеющего помощника ложится на взрослого, воспитателя в детском саду, родителей в семье.

Миссия: учить детей играть – значит учить жить!

Гипотеза: комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей обеспечит усвоение содержания различных игр, обобщения игровых умений, накопление детского опыта и перевод этих умений на другие ситуации.

Цель: создание методической копилки игровых идей, обеспечивающих развитие содержательной части игры, накопление детского опыта и освоение новых способов игры детьми.

Задачи:

  • Обучать детей ролевым действиям и ролевому поведению в игре
  • Формировать партнёрские взаимоотношения детей в игре и личностные качества каждого ребёнка
  • Развивать любознательность, фантазию, воображение

Направления сюжетно-ролевой игры

  • Действия в воображаемом плане. «Творчество» и «Социализация» выступают как взаимосвязанные понятия поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого воображения. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений. Это основное направление развития личности отмечается исследователями игры Л.С. Выготским, Д.Б. Менджерицкой, Д.Б. Элькониным и др.
  • Умение ребёнка определённым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т.к. игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит из различных комбинаций соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребёнка.
  • Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т.е. качества обеспечивающие определённый уровень общения.

Методы руководства детской игрой

Изучая современные педагогические технологии Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новосёловой были выделены три основных метода руководства детской игрой. Все компоненты руководства и условия формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.

Метод первый Д.В. Менджерицкой «Влияние педагога на содержание игры» предполагает:

  • выбор темы;
  • развитие сюжета;
  • распределение ролей;
  • реализацию игровых образов

По мнению автора, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – это влияние на её содержание. Для того чтобы показать детям новые приёмы игры и обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей в качестве партнёра.

Метод второй Н.Я Михайленко, Н.А. Коротковой «Метод формирования игры как деятельности основан на реализации трёх основных принципах:

  • вхождение взрослого в игру в качестве партнёра, взяв на себя одну из ролей;

Чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с детьми. Здесь важен сам характер поведения взрослого. Должна быть «позиция играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал себя свободным и равным при включении и выходе из игры.

  • ориентировка детей на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнёрам;

Принцип заключается в том, чтобы педагог играл с ребёнком на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе способы построения игры усложнялись и усваивались ребёнком.

  • разворачивание сюжета игры  с пояснением для усвоения детьми более сложного способа построения.

Предполагает одновременно ориентировать детей на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Третий метод Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новосёловой «Передача игровой культуры ребёнку»

Для перевода реального опыта в игровой условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

Также, метод направлен на педагогическую поддержку самостоятельных игр детей:

  • своевременное изменение предметно-игровой среды

Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребёнка недавних впечатлений при ознакомлении с окружающим и в обучающих играх. Они нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учётом практического и игрового опыта детей. Важно расширять тематику игрушек и подбирать согласно обобщённости образов.

  • Активация проблемного общения педагога с детьми

Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретённого детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направленно на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учётом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Условия для развития сюжетно-игровой среды

Игра дошкольников будет развиваться, если педагог создаст условия.

  1. Организует предметно-развивающую среду:
  • поэтапно видоизменяет игровую среду в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, игровых интересов и уровня развития игры;
  • соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребёнка
  1. Обеспечивает руководство игрой:
  • поможет отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу;
  • поможет ребёнку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры на себя;
  • педагог будет играть вместе с детьми;
  • обеспечит условия для активизации самостоятельных игр детей;
  • поставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры;
  • ориентирует ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам по игре;
  • обеспечит благоприятную атмосферу;
  • создаст доверительные отношения;
  • опустит критику в оценке деятельности детей;
  • предоставит внимание каждому ребёнку

Вывод: игра приобретёт самодвижение, станет формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры позволит педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников и решить проблему.


        


        бок, флакон), способо



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

"Организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста"

Данный материал представлен в виде памятки для педагогов детского сада....

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...