Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
методическая разработка (старшая группа)

карамышева ольга анатольевна

Итоговая работа

По курсу повышения квалификации ИОЧ
 
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 
                        Министерство образования и науки Самарской области

                     Государственное автономное учреждение дополнительного
                           профессионального образования Самарской области
                   «Самарский областной институт повышения квалификации
                                   и переподготовки работников образования»

                                                  Итоговая работа

                                    По курсу повышения квалификации ИОЧ

           «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей

      в условиях реализации Федерального государственного образовательного

                                     стандарта дошкольного образования»

                                                                  На тему:

            «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

                                                 в подготовительной группе»

                                                                                         Время обучения:
                                                                                        с 01. 04. 2019 г. по 05. 04. 2019 г.

                                                                                         Выполнила:
                                                                                        Карамышева Ольга Анатольевна
                                                                                        Воспитатель МБДОУ №392
                                                                                        г.о. Самара.

                                                            Самара 2019г.

       Тема
     недели

          НОД
   тема, задачи,
   оборудование

             Место в
         режимных
          моментах
      (форма, цель)

 Создание/организация
         РППС для
    самостоятельной
 деятельности детей и
  поддержки детской
        инициативы

Вовлечение родителей
   в образовательную
         деятельность

 1 неделя  

 «Разные деревья».

Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир + ФЭМО)
Тема:
«Деревья и кустарники»
Тема: «Деревья и кустарники».
Задачи: 
1. формировать умение группировать предложенные объекты, опираясь на схему;
2. выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);
3. закреплять умение схематично изображать дерево, куст. 
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.
1 ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
1. Составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
2. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
3. Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной
меры
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач, песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек, отличающихся друг от друга.
2ФЭМП(формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
1. Составлять и решать задачи на сложение;
2. Упражнять в  умении ориентироваться на листе бумаги;
3. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: карточки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал: тетради в клетку с изображением числовой линейки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки (Зажги лампу), цветные карандаши),
2-3 набора карточек с цифрами от 1 до7.

Беседы:
1. «Какие ты знаешь деревья» Цель: продолжать знакомить  с разнообразием мира деревьев.
2. «Деревья нашего двора» Цель: сравнительный анализ: чем деревья похожи  друг на друга и чем они отличаются.

3. «Лес полный чудес» Цель: расширить у детей знания о  лесе и о лесных  богатствах.
4. «Пожар в лесу». Цель: формировать у детей  представление о пожарной безопасности в природе.
5. «Зачем нужна кора деревьям?» Цель: формировать представление о коре деревьев.
Прогулки:

1. Наблюдение за деревом. Цель: уточнить понятие «дерево», «колючий», «толстый», «тонкий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий».

2. Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево- молодое дерево) .
3. Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев» -
Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду.

4. Экскурсия в лес. Цель: наблюдать за изменениями происходящими в природе. Чем отличаются деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях.
5. Наблюдение «Самый закаленный - дуб» Цель: рассказать детям, что осенью у дуба  листья  облетают неохотно и медленно»

Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников.
Лото «Деревья листья и плоды» ; лото «Деревья и кустарники».
Настольно-печатная игра «Найди дерево по семенам».

Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки).


Дидактическая игра: «Осенние листочки», «Найди  листок как на дереве» , «От какого дерева лист», «Четвертый лишний», «Отгадай растения», «Собери дерево и угадай его» , «Что сначала , а что потом».

Художественная литература: Е. Серова «Зеленая страна»,         З. Шефнер  «Лесной  пожар», Л. Толстой «Дуб и  орешник»,
С. Маршак «Откуда стол пришел»,
Е. Трутнев «По лесным тропинкам» ,
К. Ушинский «Спор деревьев».

Карточки с цифрами 8 и 10, обручи, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные ,синие, желтые), карточки с изображением моделей задач, песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты ,фишки, 2 картинки с изображением матрёшек, тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши.
Картинки с изображением времен года, тетради в клетку с изображением числовой линейки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2-3 набора карточек с цифрами от 1 до 7.


Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках.

       Тема
     недели

          НОД
   тема, задачи,
   оборудование

             Место в
         режимных
          моментах
      (форма, цель)

 Создание/организация
         РППС для
    самостоятельной
 деятельности детей и
  поддержки детской
        инициативы

Вовлечение родителей
   в образовательную
         деятельность

 2 неделя  

Воздух

Познавательно исследовательская деятельность (окружающий мир +ФЭМП)
Тема:
«Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха..
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.    1ФЭМП (формирование элементарных математических .представлений).
Задачи:
1. Составлять и решать
задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
2. Закреплять умение в последовательном назывании дней недели;
3. Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами  на плане;
4. Развивать  пространственное восприятия формы.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: мяч.
Раздаточный материал: листы бумаги(1- 2 листа, целый лист),карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
2ФЭМП(формирование элементарных математических представлений).
Задачи:
1. Составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
3. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры.
дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых 6 легковых машин, мяч, таблица с изображением дорожных знаков.
Раздаточный материал: карточки  с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку с образцом задания, плакат с изображением дорожных знаков

Беседы: 
1. «Что мы знаем о воздухе?»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха,  уточнить значение для всего живого; развивать любознательность.

2. «Воздух в жизни человека и растений.» Цель: потребность человека и растений в воздухе, в дыхании

3. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

4. «Есть ли у растения органы дыхания?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании;
понять, как происходит процесс дыхания у растений.

5. «Органы дыхания у человека»
Цель: выявить потребность человека в воздухе, дыхании; понять , как происходит процесс дыхания у человека..

Прогулки:

1. Наблюдение за прозрачностью и движением воздуха. Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах
(невидимость , прозрачность, движение, перемещение).

2. Наблюдения
за ветром.
Цель :уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер» ,причинах его возникновения, влияние на жизнь организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы)

3. Наблюдение за погодой.
Цель: обратить внимание детей на то, какие изменения  происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе.

4.  Наблюдение за температурой воздуха. Цель: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир (сильный ветер  срывает листья с деревьев; долгота дня уменьшается, поэтому становится прохладнее и т. д.).

5. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно- следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота состояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха).


Уголок  лаборатория
Ткани, иллюстрации:
парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар ,заводы),
полиэтиленовые пакеты, зубные палочки,
картон , стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, коктельные трубочки, акварельные краски, воздушные шарики, пластмассовая бутылка, свеча ,банки, бутылка с обрезным дном, бумага, ножницы , палочки, гвоздики, султаньчики ,ленточки, флажки, резиновый мячик, салфетки, маленькие обручи, вата.
Дидактическая игра: «Ветер добрый , ветер злой».
Художественная литература: сказки
В.Сухомлинский «Ласковый ветер и холодный ветрище», «Весенний ветер»,
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»  (Ветер ,ветер, ты могуч),
С. Маршак  «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Г. В. Сангир «Ветер – ветерок», В. М.Гаршин «Лягушка путешественница»,
В. Катаев «Цветик – семицветик».

Мяч, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами арифметическими знаками, рабочие тетради
Картинка «Улица нашего города», на которой изображено 4 грузовых и 6 легковых машин ,таблица с изображением дорожных знаков, карточки с цифрами и арифметическими знаками, плакат с изображением дорожных знаков карандаши.

Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом.

       Тема
     недели

          НОД
   тема, задачи,
   оборудование

             Место в
         режимных
          моментах
      (форма, цель)

 Создание/организация
         РППС для
    самостоятельной
 деятельности детей и
  поддержки детской
        инициативы

Вовлечение родителей
   в образовательную
         деятельность

 3 неделя  

Дом, в котором мы живем.

Познавательно -
исследовательская деятельность (окружающий мир +ФЭМП)
Тема:
«Кто нам с вами дом построил».
Задачи:
1. Расширить знания детей о строительных профессиях.
2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;
3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.
Оборудование и материалы:  демонстрационный материал  (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда;  деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными  профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.
1ФЭМП(формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
1. Составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
2. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
3. Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске в клетку.
Раздаточный материал: тетради в клетку с образцом рисунка, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
2ФЭМП(формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
1. Развивать умение называть  предыдущее, последующие и пропущенное число к названному;
2. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
3. Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный  материал: мяч,   карточки с цифрами разного цвета (2 набора).
Раздаточный материал: карточки с цифрами, тетради в клетку с образцом узора, листы бумаги в клетку, на которых изображены квадрат, прямоугольник, пятиугольник, цветные и простые карандаши.

Беседы:
1. «Кто построил этот дом?»
Цель: продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами.
 2. « Строительные профессии»
Цель: закрепить названия строительных профессий и их функций.
  3. «Кто построил детский сад»
Цель: познакомить с фамилиями людей построивших детский сад.

 4. «О домах на нашей улице»
Цель: продолжать формировать представление о строительных профессиях.
  5. «Дом моей мечты» Цель: учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строитель.

Прогулки:

1. Экскурсия на стройку.
 Цель экскурсии: расширять и уточнять знания о  строительстве дома, строительной техники, о содержании труда людей разных строительных профессий.
Ход проведения экскурсии: воспитатель задает вопросы:
- В каком городе вы живете?
-Города похожи друг на друга?
- Какие запоминающие здания есть в нашем городе?
-Кто недавно въехал в новую квартиру?
-Для чего нужен свой дом, своя квартира?
-Как называется улица по которой мы идем?
- Какие дома мы здесь видим?
- По каким  признакам можно узнать , давно ли начато строительство?
 2. Наблюдение за  строительной техникой
Цель: закрепить и расширить знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя.
Ход наблюдения: Воспитатель  с детьми  наблюдают за техникой, работающей на стройке. Затем воспитатель загадывает загадки и организует беседу.
Там ,где строят новый дом ,ходит воин со щитом. Где пройдет он – станет гладко, будет ровная площадка. (Бульдозер).
–На что похож бульдозер,
какая машина роет котлованы.
 К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот. Сотни рук заменяет без лопаты,
Он копает – это…(экскаватор).
Рассмотреть экскаватор.
 Основная его  часть – ковш. Стальными зубами он врезает в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика – самосвала. Это самая сильная машина.
На углу подъемный кран, как великий великан, носит плиты с кирпичом, помогает строить дом. (подъемный кран).
-Каким образом он помогает.
-какие поднимает плиты.
  3. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель прогулки: обратить внимание детей на разнообразие конструкции  жилых домов, общественных зданий, чем они  отличаются друг от друга.
 4. Прогулка по территории детского сада.
Цель прогулки: беседа  об  архитектуре детского сада
  5.  Наблюдение за строителями.
Цель: познакомить детей с трудовой деятельностью строителей.
Ход наблюдения: на прогулке  воспитатель обращает внимание детей на то, как много вокруг детского сада домов. Почти все многоэтажные, но есть и одноэтажные – там располагаются магазины. Дома  отличаются не только этим. Есть старые дома  построенные из панелей и новые – обложенные кирпичом. Они отличаются друг от друга. Новые дома нарядные, красивые и не похожи друг на друга. Строят дома и другие постройки люди, которых называют строителями.
Далее воспитатель обращает внимание на стройку, которая ведется неподалеку. Воспитатель рассказывает, что это строят дом. Сначала копают большую и глубокую яму – котлован, чтобы заложить там фундамент – основу дома, а только затем начинают строительство. Ведь дом будет многоэтажным и чтобы он прочно  стоял, нужен надежный фундамент. Дальше начинают строить дом: из панелей, блоков и кирпича, так возводят каркас дома. Затем вставляют окна, двери (пластмассовые или деревянные), внутри дома устанавливают лестницу строят крышу.
На стройке  работают очень много людей: каменщики, штукатуры, шофера, сантехники, электрики. Их труд очень важен и тяжелый. В работе строителям помогают машины: бульдозер, экскаватор, подъемный кран, грузовые машины.


Разные виды конструкторов.
Крупный деревянный строительный материал.
Картинки по теме: «Кто нам дом построил»
Мяч
Дидактическая игра: «Кому ,что нужно
для работы», «Угадай, какой наш дом», «Кто, где живет».
Художественная литература: Заюшкина избушка, С. Михалков «Три поросенка» ,
Е. Алябьева «Есть у каждого свой дом»,  Г.Лужнин
« Строители»,
Е. Боруздин «Строим дом», О. Виеру «Новый дом», Ю. Моиц «Дом с трубой», Б. Житков «Белый дом».
Мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске  в клетку, тетради в клетку, карандаши ,карточки с цифрами и арифметическими знаками , рабочие тетради.
Карточки с цифрами разного цвета( 2 набора), тетради в клетку с образцом узора, листы в клетку, на которых изображены квадрат, прямоугольник, пятиугольник, цветные и простые карандаши.

Помочь обогатить развивающую среду для изучения темы «Кто нам с вами дом построил»-принести книги, иллюстрации по теме.

       Тема
     недели

          НОД
   тема, задачи,
   оборудование

             Место в
         режимных
          моментах
      (форма, цель)

 Создание/организация
         РППС для
    самостоятельной
 деятельности детей и
  поддержки детской
        инициативы

Вовлечение родителей
   в образовательную
         деятельность

 4 неделя  

« Наша родина – Россия».

Познавательно - исс ледовательная деятельность (окружающий мир +ФЭМП)
Тема:
« Наша родина – Россия».
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о России;
2.Формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;
3.Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; предметы декоративно-прикладного искусства;  портрет президента РФ; карта России; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт.
1ФЭМП(формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
1. Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.
2. Развивать «чувство времени»; различать длительность временных интервалов  в пределах 5 минут;
3. Развивать умение моделировать геометрические фигуры.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: песочные часы  с интервалом в 5 минут, книга со стихами о геометрических фигурах, карточки с цифрами от 0 до 9 (цифра 1-2 шт.),металлофон, барабан, бубен,  непрозрачный кувшин с молоком, стакан, банка,  полоска бумаги, миска прозрачная с отметкой.
Раздаточный материал: пластилин, веревка, счетные  палочки, выкройка куба, 10 кругов одного цвета и размера.
2ФЭМП(формирование  элементарных математических представлений).
Задачи:
1. Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять их двух меньших большее число в пределах 10;
2. Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств;
3Упражнять в умении объединять части  в целое множество, сравнивать целое и часть множества.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: веревка, 2 обруча, карточки с цифрами, картинка с изображением птиц, сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев осени.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 9, счетные палочки, веревочки.

Беседа
1.«Главный город нашей страны»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление  о Москве как о главном  городе нашей страны.

2. Беседа «Награды России»
Цель: формировать представление детей о наградах страны, развивать познавательный интерес к символике Российской Федерации.

3. Беседа «Какие народы живут в России»
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные,
дружелюбные чувства к людям разных национальностей .

4. Беседа «В каком городе ты живешь?» 
Цель: формировать представления детей о родном городе.

5Беседа» Береза – символ России»
Цель: рассказать детям почему березу называют белоствольной, почему она является  символом нашей страны.
.
Прогулки:

1Наблюдение за березой на участке нашего детского сада.
Цель: знакомить с деревом ставшим символом России, учить  отличать березу от других деревьев, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

2. Экскурсия по улицам  нашего города.
Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города.

3. Экскурсия к вечному огню
Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине, к воинам российской армии.

4. Экскурсия в библиотеку.
Цель: познакомить детей  с улицей и домом на котором  находится библиотека; с людьми, которые  работают в библиотеке.

5. Экскурсия в музей. Цель: познакомить с музейными экспонатами, изделиями народного декоративно- прикладного  творчества (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) с их характерными особенностями.

Глобус, карта страны, республики.
Картина «История России»
Иллюстрации по теме
«Мой город»
Звукозапись песен о городе  Самары.
Книги : стихи  «Моя страна», «Моя планета», «Москва», «Кремлевские звезды», «Россия»; А Ишимова «Истории России в рассказах для детей (отдельные главы) , Н Носов «Метро» ;
Г. Лодонщиков «Родная земля»;  
П. Воронько «Лучше нет родного края»;
В. Жидкова «Что я видел»;
Т. А. Шорыгиной
«Две березы».
Альбом  «Город     Самара»
Крупный строительный материал.

Песочные часы с интервалом в 5 минут, книга со стихами о геометрических фигурах, карточки с цифрами от 0 до9 ,металлофон, барабан, бубен, непрозрачный кувшин  с молоком , стакан, полоска бумаги, миска с прозрачной отметкой пластилин, веревка , счетные палочки, выкройка куба,10 кругов одного цвета и размера, 2 обруча, карточки с цифрами , картинка с изображением птиц , сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев года.
Дидактические игры: «Собери герб нашего города» ; «Государственные символики России (флаг, герб); «Парные перевертыши»; «Собери флаг» (кубики Никитина); лото «Символы и достопримечательности России»; « Малая Родина» ; «Наша страна».

Предложить родителям принести фотографии из семейного архива.
Предложить родителям нарисовать вместе с детьми
рисунок «Мой город».

                                                                   

   Приложение 1.  к теме «Разные деревья»

Подборка опытов.

1. Опыты с листьями.
В листьях есть особая « краска», которая делает их зелеными .(Дети только наблюдали). Использовали листья березы .Положили  зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленела, а листья  побледнели (хлорофилл растворился). Добавили  немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался  сверху и остался зеленым , а более тяжелый спирт  опустился в нижнюю часть емкости и стал бледно- зеленым. На примере  этого опыта мы узнали ,что в листьях есть разные «краски».

2. Опыт «Сколько лет дереву»
На территории участка было спилено старое больное дерево. Рассматривали годичные кольца дерева и выясняли примерный возраст дерева.

3. Опыт «Куда деваются листья»
Для того ,чтобы выяснить это ,попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных ,совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложила детям рассортировать их по цвету и по степени «старости» : сначала – зеленый лист, потом – желтый  или красный, потом – слегка почерневший ,коричневый и т. д. Создать своеобразный « круг жизни», в которой самый молодой  и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно – коричневую паутину ( последний ,превращаясь в почву ,дает жизнь новому растению).

4. Опыт» Прозрачная кора».

Взять кору березы и кору клена.
Рассмотреть ее, потрогать ,а березовую кору даже потянуть в разные стороны. Опустить в  воду и через некоторое время  посмотреть ,что произошло. Оказывается кора березы не размокла . Кора клена , стала крошиться . Из этого опыта дети поняли, что березовая кара не пропускает воду ,а значит ,не гниет. Не зря на Руси из березовый коры делали  сосуды , плели лапти и лукошки.

5. Опыт «Летающие семена».

Детям предложили взять по одному  летающему и по одному  не летающему семени (семечко клена – крылатка и желудь).Дети одновременно  отпускали из рук  эти  семена  и увидели ,что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта поняли ,что летающие семена падают медленнее.

6. Опыт «Для чего нужен корень».
Материал:2 стакана из под йогурта, в которой до половины  рассыпан песок и 2 палочки, имитирующим дерево без корней и с корнями.
Дети втыкают палочки в песок и  дуют на  вершину палочек. Одна палочка  падает ,другая остается стоять. Вывод: корни  помогают  растениям удержаться в земле.

7. Опытно – исследовательская деятельность
«Деревья»
Исследование листьев своего дерева.

Предложить детям погладить  листочек руками: сначала сверху ,а потом с низу. Какой  он? (гладкий ,пушистый ,шершавый; колючий , волосатый , твердый ,мягкий). Есть  ли на нем волоски?.(Если да ,рассмотреть через лупу).Предоставить каждому ребенку потрогать  кончик листа: он острый или тупой?. Мягкий или твердый?.Провести пальчиком  по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист.

8. Опыт «Копирование рисунка поверхности листа».

Каждый лист имеет свой рисунок. Чтобы его  скопировать, необходимо положить лист  от дерева под бумажный литок  и прочно  прижать его рукой . Теперь нужно натереть бумагу  восковым карандашом (при этом нужно постараться
не порвать его ). Осталось только полюбоваться полученным узор.

Подборка  игр.

Дидактические игры:
1. «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать  растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько подгрупп. Каждый предмет  хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Воспитатель говорит: «Давайте посмотрим, какая команда найдет быстрее нужные листья»Дети  начинают поиски, члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

2. «Найди дерево по семенам»
Цель  игры: найди  целое по части.

Ход игры: воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По ее сигналу каждый бежит к тому растению ,семена которого у него в руках.

3. Лото «Деревья листья и плоды»
Цель: познакомить с деревьями средней полосы.
Ход игры: лото «Деревья листья и плоды»  дает неплохое представление детям о видах деревьев. Играть можно как одному, так и небольшой группой. Игроков может быть столько, сколько больших карточек, плюс еще один. Каждый ребенок получает по две больших карточки. Все маленькие  перемешиваются и выдаются водящему . Он  вытаскивает любую наугад ,показывает дети и спрашивает «Чья?». Тот, кому подходит карточка  забирает ее себе и помещает рядом  со своим деревом. Если  никто не признается ,карточки откладываются в сторону. Тот  из игроков ,кто первым закрыл все «окошки»- победил и может стать следующим водящим.

4. Лото «Деревья и кустарники»
Цель: закрепление  знание детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать и находить нужное растение.

5. «Отгадай растение»
Цель: развивать  умение описывать деревья и кустарники и узнавать из по описанию.

6. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать  деревья и кустарники по существенным признакам.

7. «Собери дерево и угадай его».(разрезные картинки).
Цель: развитие логического мышления, кругозора ,познавательного  интереса и речевой активности.

8. «Что сначала, а что потом».
Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.

9. «От какого дерева лист?»
Цель: закрепить название деревьев русского леса.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных  деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.

10. «Осенние листочки»
Цель: развитие умения группировать  предметы по признакам.

Чтение художественной литературы.
Е. Серова «Зелёная страна»,  З. Шефнер «Лесной пожар»,  Т. Толстой «Дуб и орешник»,  С.Маршак «Откуда стол пришёл?», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», К.Ушинский «Спор деревьев»

                                                                                  Приложение    №2 к теме «Воздух»

Подборка опытов.

1. «Поиск воздуха»
Цель:
обнаружить воздух.
Материал: султанчики, ленточки, флажки, пакет,  воздушные шарики, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети  выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно  или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением(например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др._

2. «Что в пакете»
Цель: выявить свойства воздуха: невидим ,без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Материал: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) .
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они  так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачности, не имеют  вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).

3. «Ветер в комнате» (Живая змейка).
Цель: выявить ,как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается  вверх, а холодный -опускается вниз.
Материал: две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха).Взрослый  предлагает рассмотреть  «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт  выполняют самостоятельно.

Воспитатель предлагает  детям определить направление движения ветра сверху и внизу дверного проёма. Дети  объясняют, почему направление ветра разное  (теплый воздух в квартире поднимается  и выходит через щель  вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух).Именно  тат возникает ветер в при роде.

4. «Вертушка»

Цель: выявить, что воздух  обладает упругостью. Понять, как  может использоваться  сила воздуха (движение)
Материал: вертушка, материал для изготовления каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Воспитатель  показывает детям вертушки в действии. Затем  обсуждает вместе с детьми ,почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывают движение вертушки).Воспитатель предлагает детям  изготовить вертушки по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

5. «Свечка в банке»
Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для сгорания нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материал: свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
Воспитатель предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя),не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая  ее. Вместе с воспитателем проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор , пока свеча не  погаснет. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют  для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступа кислорода).Дети называют и другой  вариант тушения пламени – засыпать пламя землей (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет)

6. «Большие – маленькие»
Цель: выяснить ,что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше место)
Материал: пластиковая бутылка с пробками, воздушный шарик ,монетка.
Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время заносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая).Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать места меньше, а воздух снаружи давить по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь).Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся  и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их).
Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстия рукой. На отверстия кладут монету (она подпрыгивает). Объяснят, почему это происходит ( воздух в бутылке становится теплее, занимает больше место и выходит из бутылки, толкая монету).

Дети выносят бутылку без крышке на холод; через некоторое время заносят в помещения; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют ,что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик ,надувает его).
 

Подборка игр .
       

1. «Воздушные гонки»
При помощи воздуха  можно  двигать предметы. Чтобы это проверить, можно устроить бумажные гонки. С одной стороны  листа бумаги отогнуть  2 -3 см. вверх, положить плоской стороной на чистый  стол. У каждого игрока  должен быть такой  «гоночный» лист. Прочертить финишную  линию  или натянуть  нитку   в качестве финишного листа. По команде начать махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками  воздуха вперед.
В качестве вариации игры можно  использовать  силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы  потренируются,  что очень полезно для развития речи ребёнка.

2. «Веселые игры»
Предложить  детям  поиграть  с мыльными  пузырями и  воздушными  шарами  (это докажет ,что воздух легкий). Шарики ,легко подпрыгивают вверх, а  мыльные пузыри можно перемещать  даже  дыханием.

3. «Мой веселый , звонкий мяч»
Цель : дать понятие , что  легкие предметы не только  плавают , но и могут «выпрыгивать»  из воды.
Материал: ванночка с  водой ,маленький резиновый мячик, салфетка.
Ход игры: поиграем с мячом в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит  с мячиком? Почему  он не тонет? (мяч плавает; он мягкий). Погружают мяч  на дно ванночки, немного придерживают его рукой  и резко отпускают. Что произошло с ним? (мяч выскакивает на поверхность воды).
Вывод: мяч заполнен воздухом ,он легкий – легкие предметы не тонут, вода выталкивает предметы на поверхность.

4. «Море»
Приготовить на столиках миски с водой на каждого  ребенка. В каждой миски – свое море – Красное, Черное, Желтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: чем сильнее дуть, тем больше волны.

5. «Кораблики»
Опустить кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблем, если ветра нет? А если ветер сильный ?.    Начинается буря, и кораблик может потерпеть  настоящее крушение.

6. Дидактическая игра  «Ветер добрый, ветер злой»
Цель :создать  условия  для развития  у детей   представлений  о свойствах воздуха.
Материал: два больших обруча, два «портрета» ветра ,набор карточек  для дидактической игры «Ветер добрый , ветер злой»
Ход игры: выбираются двое детей. Одному  нужно выбрать  картинки с делами злого воздуха, другому -  с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют  правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру  2 – 3 раза.

7. Подвижная игра «Море волнуется»
Цель: развития фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
Ход игры :в игре принимает участие  неограниченное количество человек. Игроки встают таким образом , чтобы занять  всю территорию помещения ,а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним  лицом. Участники раскачиваясь из стороны в стороны, имитируют движения  морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова.»Море  волнуется раз, море волнуется  два, море волнуется три, морская фигура ,на месте замри!.» Дети после этого должны  замереть на месте в  той  фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть»,после чего ребенок начинает двигаться изображая задуманное. Все остальные дети Во главе с ведущим должны отгадать, назвав то , что они видят. Тот участник, чья  фигура будет  признана  самой лучшей ,становится ведущим. Игра продолжается по тем же правилам.

8. Развивающая игра. «А ну- ка подуй»
Цель: развивать  интерес  детей к играм с воздухом; создать радостное настроение; учить делать плавный выдох изо рта; развивать дыхание.
Материал: трубочки для коктейля, бумажные мячики.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью трубочки для коктейля  сдуть со стола или  с ладошки  бумажный  мячик. Потом предлагает выполнить задание детям. Воспитатель следит ,чтобы дети дули в трубочку без усилий ,не надувая щек.
Можно предложить поиграть в «Футбол», все теми же бумажными  мячиками, только поставить ворота.
            Воздух в рот мы наберем
            И на мячик дуть начнем.
            Мячик словно оживет,
            Ногами по столу пойдет.

9.  Сюжетно ролевая игра «Ветер и пушинки»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любовь  к природе.
Игровой материал: кусочки ваты.
Игровые роли: пушинки, ветер.

Ход игры: воспитатель начинает игру на прогулке  и дает детям задание, посмотреть, как пушинки одуванчика,  летят по воздуху от дуновения ветра. После этого воспитатель предлагает кусочки ваты на ниточки повесить в сквозные проемы. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши пушинки кружатся – кружатся, полетели – полетели и успокоились. Снова полетели – покружились….успокоились».

Затем воспитатель  говорит с детьми о ветре. »Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. – Ты, Матвей , не дул на листочки? А ты, Ева? И
я не дула на листочки.?   Кто  же их поднимает в воздух? Воспитатель ждет ответа. Если дети молчат, она продолжает: »Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Разлетится, да как дунет – фу, фу, фу! Легкие пушинки обрадуются и закружатся, полетят и успокоятся».

После рассказа воспитатель предлагает поиграть «Будем играть в ветер и пушинки? Я – веселый ветер, а  вы – красивые белые пушинки». Детям можно  взять по кусочку ваты, и можно  поиграть.


Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Ласковый ветер и холодный ветрище»,  «Весенний ветер»,  А. Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (…Ветер, ветер, ты могуч…); С.Маршак «Мяч»,»Мыльные пузыри»; Сангир Г.В.»Ветер – ветерок»; В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»; В.Катаев «Цветик – семицветик».
Разучивание стихов «Каждый день я шарик дую», «Тополиные пушинки».


                                                                    Приложение №3 к теме «Дом в котором мы живём.

Подборка творческого конструирования


1.  Конструирование: «Город нашей мечты»
Цель: продолжать знакомить детей с цветом ЛЕГО – элементов.
Материал: конструктор ЛЕГО, картинки с изображением города, мелкие  игрушки для обыгрывания построек.
Ход игры: ребята из конструктора «ЛЕГО» можно построить все  что угодно, а вот что мы сейчас с вами будем строить, вы узнаете отгадав загадку.
В мире много мест таких
Древних, малых и больших
Чуть повыше здесь дома
И больше он села
И людей он полон этот славный …(город).
Воспитатель выставляет картину с  изображением города.
Воспитатель: внимательно рассмотрите картину и скажите -
- Что нарисовано на картине?
Дети: дома.
Воспитатель: -А какие дома вы видите на картинке?
Дети: - высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные?
Воспитатель: - Что еще вы видите на картине?
Дети: - дорогу, деревья, людей, машины.
Воспитатель:- А, теперь подумайте , как можно назвать эту картину одним словом?.
Дети: - Город.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие здания  необходимы в городе кроме жилых домов?

Дети: - Школа, магазин, детский сад, больница,завод.
Воспитатель: -Сейчас берем конструктор «ЛЕГО» и приступаем к работе.
Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию. Из сдаланных детьми конструкций выстраивается город.

2.  Конструирование: «Дом , который построю я «
Цель : закрепить умение строить по схеме из кубиков.
Материал: строительный набор с кубиками, фигурки людей и животных из конструктора «ЛЕГО».

Ход игры: Дорогие ребята, начнем интересную работу со стихотворения:
Вот  человек, Он строит  дом.
Кто будет жить однажды в нем?
Счастливые и ворчуны,
Болтливые и молчуны,
И  старики, и детвора
И кот, пришедший со двора….
- А какие же профессии вы знаете, необходимые для строительства дома?
Дети: грузчики, плотники, столяр, водитель, каменщик.
Воспитатель: - Совершенно верно, а теперь хотела бы, чтобы вы описали  свой дом, в котором вы живете, сколько в нем этажей, какой он формы, какие сооружения в нем есть (арка, башенки и т.д.)
На иллюстрациях,  воспитатель уточняет названия  конструкции домов
Воспитатель: разгадайте загадки , без чего не может обойтись ни один  дом?
Я в дом любой тебя впущу?
Стучишь – я рада стуку,
Но одного я не прощу
Коль не подашь мне руку..(дверь)

Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры…(лифт).

По нему идут,
Он и там и тут,
Он в твоей квартире,
В школе,  в бане, в тире,
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком!...(пол).

Межи деревянные,
А поля стеклянные..(окна).

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате?...(ванна).

А вы, хотели бы построить дом из строительного набора? (ответы детей).
Тогда за дело. Предлагаю вам два чертежа домов с перекрытиями, а вы можете по собственному желанию выбрать понравившейся, и воплотить его в жизнь.
Дети по выбранной схеме строят свой дом.

3. Конструирование: «Дома на нашей улице»
Цель: продолжать формирование коммуникативных навыков в процессе конструирования из деталей  деревянного конструктора.

Материал: фотографии разных домов, деревянный конструктор, карточки – схемы на каждого ребенка, фигурки людей , мелкие машины.

Ход игры: воспитатель показывает на экране слайды- фото, где представлены разные архитектурные обьекты: новые жилые дома с подземными горожами и магазинами  на первом этаже, двух - , трех-, пятиэтажные дома более ранней постройки, школы, детские сады, дома частной застройки.
Воспитатель:- Так выглядит наш микрорайон, если посмотреть на него сверху, с большой высоты.
Дети: все дома расположены не как попало, есть порядок, они стоят в одну линию, по дороге, между домами есть промежуток.

Воспитатель:- Действительно ,улица застраивается в определенном порядке , по плану местности.
- Как вы думаете, что означают квадраты и прямоугольники на плане? Длинные полосы?
Дети:- Дома ,дороги.
Воспитатель: -Да, верно, это места расположений зданий и дорог. Такими планами пользуются строители. Хотели бы вы попробывать в роли настоящих строителей .
Дети: - Да.
Воспитатель показывает лист с  планом.
-Здесь план большой и широкой улицы, где по обе  стороны от дороги расположены дома.
- Вы строители, каждый из вас получает задание на строительства одного дома.(Раздает детям схемы, на которых присутствует: - уменьшенный план , где цветом выделено здание, которое должен построить ребенок.
Дети приступают к выполнению заданий.

4. Конструирование из природного материала: «Необычные дома»
Цель: развивать у детей желание заниматься конструированием из природного материала. Учить на основе анализа образно  находить отдельные конструктивные решения :совершенствовать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки и выбирать подходящий для нее природный или бросовый материал.

Материал: овес, горох, кукуруза, семечки подсолнечника, косточки абрикосов, макеты картонных домов на каждого ребенка, дощечки салфетки.
Предварительная работа: знакомство с природным материалом вырезание  силуэта домика из природного материала.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, обьяснение, показ, выполнение, закрепление, поощрение.
Ход игры:
1) Создание игровой мотивации (рассказывание сказки)
В далекой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нем дети, которые могут мастерить игрушки из  природного материала. Этот город называется  Умей- город. Им правит королева Фантазии. Она такая выдумщица. Ее поделками восхищаются  все жители города. А еще она учит всех наслождаться  тишиной  и прохладой леса, пением  птиц. Учит ,как вести себя в лесу. Недавно королева Фантазия обьявила о том, что скоро устроит в Умей – городе выстовку волшебных домов. Принять участие  в выстовки она пригласила детей умельцев из других царств государств, чтобы вы  смогли полюбоваться красотой  и неповторимостью их чудо – домов. А ,вы хотите принять участие в выстовки чудо – домов?
2 ) Рассматривание модели дома.
3) Рассказ воспитателя о выполнении работы.

5. Конструирование «Юрта» из бумаги.
Цель: учить конструировать из двух  деталей, создавая предмет по рисунку.

Задачи: учить делать цилиндр из прямоугольного листа, из двух полосок – крышу; формировать  умение работать по готовой  выкройке , использовать ножницы для вырезания  по условным обозначениям, дополнять конструкцию необходимыми характерными деталями.

Ход игры: загадать загадку

 

Подборка игр.
 



1. Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»
Цель: закрепить представление детей  о предметах каждой профессии.

2. Дидактическая игра  »Жилище человека»
Цель: закрепить знание детей о жилище человека, о том из чего они сделаны.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том ,где живет человек ,что жилище бывает разное – яранга , хата , изба….

3. Дидактическая игра  »Наш микрорайон».
Цель: закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях, построек в ближайшем окружении детского сада.
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают о рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построек в ближайшем окружении детского сада.

4. Развивающая игра  с мячом «Угадай какой наш дом»
Цель: развивать внимание, сообразительность , мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из дерева (какой) -….(деревянный)
-Дом из кирпича (какой) - … (кирпичный)
- Дом из глины (какой) -  …
- Дом из камня (какой) - …
- Дом из стекла (какой) - …
- Дом из льда (какой) - …
-Дом из снега (какой) - …
-Дом из бумаги (какой) -…
-Дом из кирпича (какой) - …

5.  Дидактическая игра: «Узнай дом по силуэту»
Цель игры: закрепить представления детей  об особенностях  строения ,внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации зданий  о разнообразных постройках; развивать познавательную активность, наблюдательность.
Материал: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.
Игровые правила:  правильно подобрать силуэтное и цветное изображение построек.
Игровые действия: поиск карточек с цветным и силуэтным изображением, соревнование.
Ход игры: в начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».
Вариант 1.Воспитатель демонстрирует карточки с цветными  изображения построек  и просит их назвать .Затем показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому
дому подходит данный силуэт.

6. Дидактическая игра : «Что сначала, что потом»
Цель игры: познакомить детей с временными и причинно – следственными связями; помочь  усвоить  стадии трудового процесса строительства, создание различных предметов рукотворного митра и осознать наличие факторов, определяющих способы действия  с этим предметом;  способствовать развитию у детей  таких психических качеств ,как память, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение; стимулировать развитие мелкой моторики рук.
Дидактический материал: карточки для построек логической цепочки из нескольких звеньев.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым подберет карточки, сложит их и обьяснит логику построения  данной  цепочки.
Игровые действия: выстроить логическую цепочку из нескольких звеньев.
Ход игры: разложи в ряд историю создания дома:

    Что чем было? Что чем стало?
1)Кирпичный дом (был чем) – лотком кирпича (был чем) – горкой глины.
2)Горка глины (стала чем?)- лотком кирпичей (стал чем?) – домом (зданием).
3) Окно (было чем?) – рамой и стеклом (были чем?)  - деревом и песком.
4) Обои (были чем?) – бумагой и красками (были чем?) – деревом и водой с красителем.
5) Водопровод (были чем?) трубами и изоляционными материалами (были чем?)  - металлом, пластмассой ,резиной.
Вариант 1.»А что потом»
Воспитатель дает ребенку первую карточку  (например, с изображением кирпича) и предлагает вспомнить , что можно сделать из этого предмета. Ребенок должен найти вторую карточку с изображением стены, приставить к первой  и вспомнить, где используются стены (жилой дом).
Вариант 2.»А что было раньше».
Воспитатель дает ребенку третью карточку (например, с изображением дома) и предлагает вспомнить, из чего собран такой дом (первая карточка). А чтобы дом построить , что используют люди?.Ребенок отыскивает  вторую карточку с изображением строительных материалов и инструментов.

7. Сюжетно-ролевая «Строим дом»
Цель игры: познакомить  детей со строительными профессиями: обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей ,научить детей сооружать постройку несложной конструкции , воспитывать дружеские  взаимоотношения  в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей,  расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка» ,»каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик»,»строительный материал».



Художественная литература:
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»,  С. Михалков «Три поросёнка»,  Г. Лушнин «Строители»,  С. Боруздин  «Строим дом», Е.Алябьева «Есть у каждого свой дом», О.Виеру «Новый дом»,  Ю.Моиц «Дом с трубой»,  Б.Житков «Белый домик».

                                                                       Приложение №4 к теме «Наша родина –Россия».


Подборка игр:

1. Дидактическая игра «Собери герб нашего города»
Цель: закрепить представление  детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.

Материал: образец герба города, шаблоны разных форм  и разных цветов.
Ход игры:1Дети собирают герб по образцу.
2. Дети собирают герб по памяти.


2. Дидактическая игра «Малая Родина»

Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации фотографий города и нашей области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы. Дети отвечают.


3. Дидактическая игра »Наша страна»
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее  столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы . Дети отвечают.

4. Дидактическая игра «Парные перевертыши».
Цель : развитие зрительной памяти, внимания, обогащения   словаря.

5. «Собери флаг» (кубики Никитина).
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,  города, закрепить основные цвета флагов.

6. Лото. «Символы и достопримечательности России»
Цель: систематизация, расширение знаний детей о достопримечательностях, государственной символике России.

7. Дидактическая  игра «Государственные символики России» (флаг, герб).

Цель: закрепить государственные символы России(флаг, герб); формировать уважительное отношение к государственным символам.

Подборка опытов.

1. Озеро.
Цель: участвовать в коллективном  преобразовании объекта; закрепить умение работать с различными материалами и инструментами.
Материал: пластиковый контейнер, мох, торф, мелкие камешки, искусственные растения, крышка из пластмассы, пластилин, цветная бумага, ножницы, краски, кисточка, клей ,схема макета.
Ход игры: взрослый вместе с детьми вспоминает о разных типов водоемов, обсуждает особенности озер (внешние очертания , флора и фауна), предлагает создать макет. Для этого детей делят на несколько групп, каждая выполняет свою часть задания: первая из пластилина лепит обитателей озера и приозерья ; вторая – оклеивает пластмассовую крышку бумагой голубого цвета  по краям вдавливает мелкие камешки и покрывает  мхом; третья на подносе создает модель приозерья , оставив место  для озера: используют мех, торф, исскуственые цветы, веточки деревьев. Итогом работы  является  соединение всех элементов в единую композицию. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.

2. Полярное сияние.
Цель: понимать, что полярное сияние – проявление магнитных  сил Земли.
Материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Ход игры: дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит ( опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют   магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги- частицы солнечного ветра, шар – Земля).

3. Почему в тундре всегда сыро.
Цель: объяснить  некоторые особенности  природно – климатических зон земли.
Материал: емкость с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце – Земля».
Ход игры: дети выясняют температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения  Земли вокруг Солнца (при превращении Земли вокруг Солнца некоторое  время лучи Солнца совсем не попадают на тундру, температура низкая). Взрослый уточняет у детей, что происходит с водой, когда она попадает на поверхность Земли (обычно часть уходит в почву, часть испаряется). Предлагает определить, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей  почвенного слоя (например, будет ли вода проходить легко в промерзший слой почвы тундры). Дети выполняют действия: вносят в помещение прозрачную емкость с промерзшей землей, дают ей возможность немного подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду).

4 . Почему в пустыне мало воды?
Цель: объяснить некоторые особенности природно – климатических зон Земли.
Материал: макет»Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости , мерные емкости, песок ,глина.

Ход игры: взрослый предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне (песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок она быстро уходит вниз; на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий:  наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают выводы в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.

5. Какие корни у растений тундры.
Цель: понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Материал: пророщенные бобы, влажная ткань, термометр. Вата в высокой прозрачной емкости.

Ход игры: дети называют особенности почвы в тундре (мерзлота). Взрослый  предлагает выяснить, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Дети проводят опыт: помещают пророщенные бобы на толстый слой влажной ваты, прикрывают влажной тканью, ставят на холодный  подоконник, наблюдают в течение недели за ростом корней, их направлением. Делают  вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

Подборка художественной литературы : стихи «Моя страна», «Моя планета», «Кремлевские звезды», «Москва»; А. Ашимова «История России в рассказах для детей (отдельные главы; Н. Носов «Метро»; Г. Лодонщиков «Родная земля»; П. Воронько «Лучше нет родного  края»; В. Жидкова «Что я видел» ; Т. А. Шорыгиной «Две березы».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»

Календарно-тематическое планирование по позвательной деятельности детей, на декабрь....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А. Коротковой по теме «Домашние животные»

Автором представлен модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А.Коротковой....

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе »

Организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на месяц...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....