«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе »
учебно-методический материал (средняя группа)

Организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_poznavat-issledovat_sr.gr_.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования Самарской области

 «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации  ИОЧ

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей

в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

на тему:

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе »

время обучения: 01.04.2019г. – 05.04.2019г.

Выполнила:

Гаврилова Олеся Николаевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №392  г.о. Самара

Самара, 2019

Тема  недели

НОД

тема, задачи,

оборудование

Место в

режимных моментах

(форма, цель)

Создание/организация РППС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1 неделя

Что из чего сделано

1. Ознакомление с окружающим миром. «Дерево и его свойства»

Задачи:

• Расширять представления детей о дереве, его свойствах.

• Развивать умения определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

• Развивать умение делать выводы.

Материалы и оборудование:

-письмо от Буратино;

-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;

- деревянный брусок на каждого ребенка;

-камень;

-стаканчик с водой;

- спички на каждого ребенка;

- гвоздь на каждого ребенка;

-деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;

-игрушки из дерева;

-пиктограммы-свойства дерева;

2. ФЭМП

• Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже.

• Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал Два клоуна, элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. 5-7возд.шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины.

Беседа «Из какого материала сделана игрушка».

Беседа «Для чего нам нужны разные материалы?"

Беседа « Как люди используют дерево и металл»

Цель: знакомить детей со свойствами металла и дерева.

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"

Цель: Закрепление умения находить предметы из дерева в группе.

Дидактическая игра «Какой - какие?»

Цель: Закрепление умения определять и называть из чего сделаны предметы.

Дидактическая игра: «Определи на ощупь»

Цель: Формировать умение определять на ощупь, из каких материалов сделаны предметы.

Игра-ситуация: «Как звучат деревянные и металлические предметы»

Наблюдение на прогулке «Из чего сделаны лопатки, ведерки»

Игра-ситуация: по изучению правил безопасного обращения с предметами из разных материалов.

Игровая ситуация "Из какого материала твоя игрушка?"

Чтение: р. н. сказка "Пузырь, соломинка и лапоть»

С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»

        

Стол для проведения экспериментов.

 Стеллаж для  пособий и оборудования.

Резиновый коврик.

Халаты, передники, нарукавники.

Бумажные полотенца.

Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

Коллекции из разных материалов: ткани, бумаги, резины, дерева, металла, пластмассы.

Лейки.

Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Рекомендовать родителям вместе с детьми рассмотреть дома различные предметы и определить из чего они сделаны.

Рекомендовать побеседовать с детьми о различных инструментах, используемых для обработки дерева, металла, пластмассы, ткани и бумаги.

2 неделя

Такие разные деревья

1. Ознакомление с окружающим миром. Такие разные деревья»

Задачи:

- развивать способность понимать природные взаимосвязи -расширять знания детей о деревьях: особенности строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависимости от времени года

Материалы, оборудование:

-корзинка с листьями;

-кукла;

-иллюстрации деревьев (береза, дуб, рябина, клен, ель);

-магнитофон, запись музыки «Звуки леса».

2. ФЭМП

• Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

• Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

• Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Дидактический наглядный материал

Стол,4 куклы, большие и маленькие тарелки(по 4 шт.)

Беседа «Деревья, которые нас окружают»
Беседа «Что растет в лесу?».

Наблюдений за деревьями «Сравнение березы и ели»

Наблюдений за деревьями « На каком дереве какие плоды(семена)»

Наблюдение «Приход весны» (рассматривание веток и почек дерева)

Ситуативная беседа «По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу?».

Чтение С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом»,  А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый». К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево». К. Паустовский «Рассказы о природе»

3 неделя

Волшебница вода

«Что за чудесница – водица – волшебница»

Задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

2.Развивать любознательность,

Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды ; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

2. ФЭМП

• Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

• Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

• Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Дидактический наглядный материал

Фланелеграф, 10 цветочков одинакового цвета,2 корзины.

Елочки разной высоты(по4 шт. на каждого ребенка),домики разной высоты9по 5 шт), на боры шаров и кубов разного цвета и величины (по количеству детей)

Беседа «Что мы знаем о воде?»

Цель: уточнение представлений о воде, представлений о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнение значения её для всего живого.

Беседа «Для чего нужна вода?»

Цель: уточнение представлений о воде.

Беседа «Что значит «звенит капель»

Беседа «Зачем мы поливаем комнатные растения?»

Цель: уточнить представления о том, что без воды растения могут погибнуть, о необходимости полива комнатных растений.

Ситуативная беседа «Без чего мы не сможем умыться?»

Эксперимент: Слепить и расставить снежные фигурки, посмотреть, что будет с ними на солнце.

Дидактическая игра с картинками или мячом "Кто живет в реке?"

Игра – эксперимент «Вода принимает форму» - получение представления, что вода принимает форму сосуда, в котором находиться.

Наблюдение за осадками – дождь, снег. Как накапливается вода в лужах, снег в сугробах.

Наблюдение за снегом (чернеет, становиться рыхлым, тает, образовываются лужи и ручейки)

Наблюдение. Отметить повышение температуры на улице днем - потепление, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.

Рассматривание с детьми зимних, весенних, летних пейзажей.

Цель: Закрепление понятий о том, что вода, как волшебница, умеет превращаться в дождь, снег, росу, лед и т.д.

Полив комнатных растений с Аней, Максимом.

Чтение стихотворения Г. Дядина

«Вода», Н. Рыжова «Волшебная вода», К.И.Чуковский «Мойдодыр», стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек»,  потешка «Чистая водичка», потешка «Дождик, дождик, полно лить….»

Предложить родителям вместе с детьми раскрасить воду в разные цвета и заморозить для получения разноцветных льдинок.

4 неделя

Наши домашние животные

Ознакомление с окружающим миром Тема: «Домашние животные».

Задачи:  

1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышей, знания о пользе для человека.

2. Расширять представления о профессиях людей, ухаживающих за домашними животными.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, игрушки домашних животных, шапочка – маска кота для  п/и.

2. ФЭМП

• Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

• Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Дидактический наглядный материал

Игрушки 3-4 шт. цилиндр, шар, куб, набор предметов по форме шара и цилиндра).

Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии др.от друга наклеены бабочки 4-5ш.,поднос,бабочки по 4-5шт

Беседы:

«Домашние животные и их детеныши», 

«Где живут домашние животные?», 

«О пользе домашних животных для человека».

Цель: Обобщение представлений о домашних животных, их детёнышах, особенностях внешнего вида, образе жизни; развитие познавательного интереса к окружающему миру; систематизация знаний детей о пользе домашних животных для человека.

Дидактические игры:

«Чей детёныш?»,

«Парные картинки»,

домино «В гости в Простоквашино»

Цель: Закрепление умения определять детёнышей домашних животных; развитие умения подбирать пары, классифицировать, делать выводы.

Дидактические игры:

«Чей птенец?»,

«Водоплавающие и неводоплаваающие птицы»,

лото «Домашние звери и птицы».

Цель: Закрепление умения определять птенцов домашних птиц; развитие умения классифицировать, делать выводы.

Словесные игры:

«Отгадай, что за домашнее животное?»

«Один - много».

Цель: Развитие умения выделять характерные признаки, описывая, но, не называя объект;

Настольные – печатные игры:

Игра – ходилка «Три поросёнка».

Цель: Закрепление умения ориентироваться в пространстве; развитие мышления,
внимания, познавательного интереса. 

Наблюдение за следами на песке. 

Цель: Развитие любознательности, наблюдательности и умения делать элементарные обобщения.  

Наблюдение за собаками и кошками. 

Цель: Расширение представлений об окружающем мире; систематизация знаний о внешнем виде, повадках, образе жизни собак и кошек;

игры:

 «Кто лишний?»,

 «Кто самый нужный?»,

 Цель: Расширение представлений о домашних животных, умения классифицировать, делать выводы.

Чтение художественной литературы: 

Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»,

С. Михалков «Котята», 

М. К.Ушинский «Плутишка кот».

Цель: Уточнение представлений детей о домашних животных, их повадках, особенностях;

Дидактические игры:

«Чья тень?»,

«Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление умения соотносить изображения по внешнему виду и называть домашних животных; развитие умения анализировать, классифицировать, делать выводы.

Работа в книжном уголке 

Рассматривание книг, альбомов, энциклопедий по теме «Домашние животные».

Цель: Расширение представлений о домашних животных, профессиях, связанных с уходом за ними; систематизация представлений о роли домашних животных в жизни человека; развитие любознательности, познавательного интереса.

Проблемная ситуация

«Что скажет мама, если я принесу домой котенка»

Цель: Формирование умения определять проблему, находить пути выхода из неё; развитие умения анализировать, делать выводы; развитие познавательного интереса.

Опытно – экспериментальная деятельность:

Тема: «Почему кошка умывается языком?»

Цель: Расширение представлений об окружающем мире; развитие внимания, интереса к экспериментальной деятельности;

воспитание позитивного отношения к окружающему миру, желания исследовать его всеми доступными способами.

Коллекционирование

Альбом «Наш питомец»

Цель: Расширение представлений об окружающем мире;  интереса к познавательной деятельности через создание коллекции;

Приложение

Опыты:

  • Опыт «Тонет – не тонет»

Цель: Формирование умения определять свойства материалов (дерево, камень).

Ход опыта: Дети поочередно опускают в воду камень, деревянный брусок. Делают вывод: камень тяжелый – тонет, дерево лёгкое, плавает в воде.

        

  • Опыт «Теплопроводность»  

Цель: Формирование представлений детей о свойствах дерева и металла(их теплопроводность)

Ход опыта: Дети прикладывают деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Определяют, что почувствовали (где теплее, холоднее). Делают вывод, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод,

   

  • Опыт «Ломается – не ломается»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах дерева и металла (их прочность)

Ход опыта: Дети трогают деревянную спичку, гвоздь. Пытаются их сломать. Делают вывод - деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

   

  • Опыт «Влагостойкость»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах дерева и металла (их прочность)

Ход опыта: Дети достают деревянный брусок из воды, рассматривают. Дерево потемнело и разбухло. Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду. Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

  • «Почему песок хорошо сыплется»

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины не ровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо

проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).

  • «Волшебный материал»

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Игровой материал: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Ход игры: Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства леска и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).

  • «Загадочные пузырьки»

Цель: Обнаружить воздух в других предметах.

Игровой материал: Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Ход игры: Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся(вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

  • «Пузырьки-спасатели»

Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Игровой материал: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ход игры: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из

воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

  • Опыт «Вода не имеет формы»

       Цель: Ход опыта:  Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Жидкая вода формы не имеет.

  • «Вода нужна всем»

       Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

  • «Растения и вода»

Цель: показать зависимость состояния растений от полива; установление причинно-следственных связей.

  • «Растения пьют воду»

 Поставить с детьми  цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.

Вывод: Растения пьют воду.

  • «Вода прозрачная»

Цель: уточнение  свойств воды, установление причинно-следственных связей: вода прозрачная, значит, в ней могут жить живые организмы, без воды все живое погибает.

Игры:

  • Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"

Цель: Закрепление умения находить предметы из дерева в группе.

Количество детей: 2-4 человека.

Содержание: Дети находят и называют деревянные предметы, находящиеся в группе.

  • Дидактическая игра «Какой - какие?»

Цель: Закрепление умения определять и называть из чего сделаны предметы.

Количество детей: 2-4 человека.

Содержание: Дети определяют и называют из каких материалов сделаны предметы, находящиеся в группе. (Стул из дерева( деревянный), кровать из металла ( металлическая).

  • Дидактическая игра: «Волшебный мешочек»

Цель: Формировать умение определять на ощупь, из каких материалов сделаны предметы.

Количество детей: 3 человека.

Содержание: Дети на ощупь определяют в «волшебном мешочке» из каких материалов сделаны предметы.

  • Дидактическая игра с картинками или мячом "Кто живет в реке?" «Чей детёныш?»«Парные картинки», домино «В гости в Простоквашино»

Цель: Закрепление умения определять детёнышей домашних животных; развитие умения подбирать пары, классифицировать, делать выводы.

  • Дидактические игры: «Чья тень?», «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепление умения соотносить изображения по внешнему виду и называть домашних животных; развитие умения анализировать, классифицировать, делать выводы.

  • Дидактические игры: «Чей птенец?», «Водоплавающие и неводоплаваающие птицы»,лото«Домашние звери и птицы».

Цель: Закрепление умения определять птенцов домашних птиц; развитие умения классифицировать, делать выводы.

Беседы:

  • «Из какого материала сделана игрушка».
  • «Для чего нам нужны разные материалы?"
  • Беседа « Как люди используют дерево и металл»

Цель: Формирование и закрепление у детей знаний о свойствах металла и дерева.

  • Беседа «Мир вокруг нас»

Цель: закрепление знаний о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширение представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов.

  • Беседа «Что мы знаем о воде?»

       Цель: уточнение представлений о воде, представлений о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнение значения её для всего живого.

  • Беседа «Что значит «звенит капель»
  • Беседа «Для чего нужна вода?»

      Цель: уточнение представлений о воде.

  • «Зачем мы поливаем комнатные растения?»

      Цель: уточнить представления о том, что без воды растения могут погибнуть, о необходимости              полива комнатных растений.

Беседы:

  • «Домашние животные и их детеныши», 
  • «Где живут домашние животные?», 
  • «О пользе домашних животных для человека».

Цель: Обобщение представлений о домашних животных, их детёнышах, особенностях внешнего вида, образе жизни; развитие познавательного интереса к окружающему миру; систематизация знаний детей о пользе домашних животных для человека.

Художественная литература:

Г.Дядина «Вода»

Н. Рыжова «Волшебная вода»

Н. Рыжова «Как люди речку обидели»

Русская народная сказка "Пузырь, соломинка и лапоть»

С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Чтение потешки «Чистая водичка»

Чтение потешки «Дождик, дождик, полно лить….»

Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек»

             С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»

             С. Воронин «Моя береза» , «Под кустом»  

             А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».

             К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево».

             К. Паустовский «Рассказы о природе»

             Сказки:"Зимовье зверей», «Три поросенка".

             Е. Ильина "Чик-чик ножницами",

             К. И. Чуковский "Федорино горе",

             С.Баруздин «Мамина работа", 

             Е.  Пермяк "Пропавшие нитки",

             В. Осеева «Волшебная иголочка",

             Д. Родари      "Хитрый Буратино".

             Загадки, пословицы, поговорки по теме.

             Чтение описательных рассказов  про материалы из энциклопедии

             Т.И.Нуждиной "Хочу все знать!"

             Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»,

             С. Михалков «Котята», 

             М. К.Ушинский «Плутишка кот».

             В.Берестов  «Петушки»,

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»

Календарно-тематическое планирование по позвательной деятельности детей, на декабрь....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А. Коротковой по теме «Домашние животные»

Автором представлен модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А.Коротковой....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Итоговая работаПо курсу повышения квалификации ИОЧ Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного ст...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....