Проект по сенсорному развитию во второй младшей группе "Развиваемся играя"
проект (младшая группа)

Миронова Ольга Викторовна

Проект содержит опыт работы по формированию и развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №103 «Теремок»

ПРОЕКТ

«Развиваемся играя»

вторая младшая группа

Выполнила:

Воспитатель первой категории

Миронова О.В.

Нижний Новгород

2018

Проект по сенсорному развитию «Развиваемся играя»

Актуальность: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития.

 Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь – это пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Надо отметить, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности. От того насколько совершенно ребенок познавательно развит, будет зависеть его успешность в школе. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Итак, поскольку ведущим видом деятельности и основой становления ребенка в младшем дошкольном возрасте является предметная игра, дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Кроме этого, в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием определенных качеств и умений, но также и корректировать их и направлять в более правильное русло.

Цель: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Исходя из цели, выделила для себя следующие задачи: 

- Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

- Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.

- Применение сенсорных эталонов в самостоятельной практической деятельности детей.

- Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей. 

Формы организации детской деятельности.

1.Настольные дидактические игры.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность детей.

Сроки проекта: сентябрь 2018г. – апрель 2019 год

Вид проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив группы.

Области: «Познавательное развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое». 

Ожидаемый результат:

В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми предполагается достичь некоторых результатов:

- повышение уровня сенсорного развития детей;

- пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;

- формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;

- формирование умения выделять существенные признаки и свойства предметов: их цвет, форму, величину, положение в пространстве и т. п.

- обеспечение  преемственности семейного воспитания в вопросах сенсорного  развития детей и повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме.

Ход проекта:

I этап – Подготовительный (исследовательский):

В ходе данного этапа проводилась предварительная подготовительная работа:

- определение целей и задач проекта, сбор материала;

- определение воспитателем уровня сенсорного развития детей (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);

- анализ насыщенности и продуктивности предметно - развивающей среды; разработка плана обогащения и развития среды;

- разработка конспектов организованной деятельности;

- прогнозирование результата. 

II этап – Организационный:

- в ходе организационного этапа был проведен подбор и изготовление дидактических игр: «Геометрические фигуры»,  «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку» и др. Кроме этого, были приобретены некоторые дидактические игры на развитие сенсорно-моторных навыков;

- составлен перспективный план по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет;

- была подобрана наглядная информация для родителей и изготовлены папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Восприятие цвета через игру», «Органы осязания» и др.

- подготовлены консультации для родителей: «Сенсорика - что это?» «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»; «Как влияет окружающий мир на сенсорное развитие ребёнка» и др.

III этап - Познавательно-творческий (практический):

- Данный этап начался с ознакомления детей с дидактическим материалом и играми по сенсорному развитию;

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:

  • проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей: «Зайчишка – трусишка по полю скакал»; «Поможем Гномикам»;
  • «Художественно - эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»;
  • «Художественно - эстетическое развитие. Рисование»: «Лучики для солнышка»;

IV этап – Презентационный:

- Оформление и пополнение предметно- развивающей среды в группе, создание центра сенсорного развития.

- Проведение родительского собрания (мастер класса) на тему: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».  Консультации, беседы, оформление уголка для родителей папками-передвижками.

- Проведение дидактических игр и игр-занятий;

- Исследовательская деятельность детей в ходе самостоятельной деятельности.

- Фотоотчет о работе «Наши успехи».

Результаты проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах: апробирован дидактический материал, преобразована предметно – развивающая среда. Во многом благодаря этому, у детей вырос уровень сенсорного развития и восприятия.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта; В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а так же продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Родительское собрание во 2 младшей группе (мастер-класс)

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

План

1. Игра – главный вид деятельности ребенка.

2. Сенсорное развитие. Что это такое?

3. Дидактические игры в сенсорном развитии.

4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?

5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни».

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

2. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)

Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:

Зрение –цвета, форма, размер. Осязание – вес, фактура, температура. Обоняние – запахи. Слух – речь, звуки. Вкус.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.

Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

4. И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.

Задание для родителей: Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

     Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

 Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая»  (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку»  (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало»

«Какого цвета предмет» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери гирлянду»  (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы»  (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет»  (учить различать и называть близкие цвета)

Поиграем в Дидактическое упражнение

«Угадай, где позвонили».

Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

Игры на развитие тактильных ощущений.

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.

Предлагается найти пару каждому типу поверхности;

Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);

Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).

Игры на развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра "Собери бусы".

Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.

В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.

(Высказывания родителей)

5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сенсорному развитию во второй младшей группе.

Занятие на закрепление  овощей и фруктов....

Конспект открытого занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе «Путешествие на воздушном шаре»

Сценарий занятия включает в себя интересное путешествие со сказочным персонажем - куклой Радужкой на "воздушном шаре" в мир сенсорики. Цель занятия: закреплять цвета, понятие «один – много», назв...

Дидактические игры по сенсорному развитию во второй младшей группе

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Берлоги для медвежат»Игра «Наряди Снежных красавиц!»...

Занятие по познавательному развитию по сенсорному развитию во второй младшей группе « Поможем Снеговику встретить Новый год»

Занятие по познавательному развитию по сенсорному развитию во второй младшей группе « Поможем Снеговику встретить Новый год»Цель: познакомить детей с праздником Новый год посредством сенсо...

проект по сенсорному развитию во второй младшей группе "Цветовая мозаика"

проект по сенсорному развитию во второй младшей группе...

Дидактические игры по сенсорному развитию во второй младшей группе

Разработаны дидактические  игры, для детей возрасте 3-4 лет . По сенсорному развитию. Которые можно проводить  на занятиях, и индивидуально....