Самообразование: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
материал

Ахтариева Людмила Ивановна

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ


Воспитатель: Ахтариева Людмила Ивановна

Группа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»

Образование: среднее специальное, высшая категория

Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2017.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ


Воспитатель:
Ахтариева Людмила Ивановна

Группа «Колокольчики» МДОБУ ЦРР д/с «Ромашка»

Образование: среднее специальное, высшая категория

Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

Работа начата: 01.09.2019 года

Предполагается закончить: 30.05.2020 года


Быть готовым к школе –

 не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться».

( Венгер Л.А.)

     Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

Цель работы:  формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  

 Задачи:

  1. Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей.
  2. Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
  4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
  6. Формировать этические представления.
  7. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
  8. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Работа педагога:

 Изучение научно-педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Знакомство с передовым педагогическим опытом;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 Активное участие в работе методического объединения района;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

 Обобщение опыта работы по самообразованию.

 Предполагаемый результат работы над темой самообразования:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Для детей: 

- формирование познавательного интереса;

- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

- умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

- умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

- сознательно подчинять свои действия правилу;

- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- контроль за способом выполнения своих действий;

- умение взаимодействовать со сверстниками.


Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игры на воссоздание фигурных силуэтов. Логические упражнения на поиск закономерностей. Задачи на поиск недостающих фигур. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек) Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика

Работа с родителями:

Консультации для родителей на темы:

  • «Подготовка детей к школе».
  • «Поговорим о школе».
  • «Седьмой год: рука готовится к школе».

    Индивидуальные консультации на интересующие родителей темы по подготовке детей к школе.

     Тематические фотовыставки.

Рекомендации в уголок «Для Вас, родители».

Перспективный план

Месяц

Содержание работы

Сентябрь - октябрь

1.Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2.Загадки, задачки - шутки, лабиринты.

Ноябрь

1.Д\и на обозначение предметов.

2.Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п ).

3.Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п)

4. Задачки-шутки, загадки.

Декабрь

1.Д\и «Найди такой же узор» и т. п.

2.Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).

4.Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

Январь

1.Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

2.Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

3. Загадки, логические концовки

Февраль

1.Логические упражнения на поиск закономерностей ( «Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).

2.Умозаключения по аналогии.

Март

1.Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3.Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т. п.

Апрель

1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.

2.Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

Май

Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

Литература

1. Ерошова А. К первому классу будь готов // Дошкольное воспитание. – 2004. ­ № 2. – С. 70 – 74.

2. Здравствуй школа // Полезные советы и идеи. Спецвыпуск для родителей. – 2007. – сент. – 35 с.

3. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образованием. – 2008. ­ № 1. – С. 29 – 36.

4. Новикова Г. Психолого­педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. ­ № 8. – С. 95 – 100.

5. Никифорова Л. А. Играем в школу // Ребенок в детском саду. – 2007. № 4. – С. 59 – 67.

6. Семерикова В. Г. Мотивационная готовность детей к школе // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. – № 2. – С. 55 – 60.

7. Смирнова С. А. Игровые методы и приемы в обучении детей // Управление дошкольным образованием. – 2008. ­ № 1. – С. 89 – 92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники изонити для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий.

Использование техники изонити в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Педагогический опыт: решения и находки. Сборник научно-методических статей. Выпуск 37 Часть 1...

Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах. На практике это заключается в умении детей решать примеры, читать,...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....