Пояснительная записка к презентации "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"
материал

Чуплыгина Любовь Сергеевна

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации

«Педагогическая сказка как средство поддержки  позитивной социализации  дошкольников»

из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада № 54 Киселевского городского округа

Чуплыгиной Любови Сергеевны

№ слайда

Описание слайда

Текст выступления

1

Педагогическая сказка как средство поддержки  позитивной социализации  дошкольников

из опыта работы воспитателя МБДОУ

детского сада № 54 Киселевского городского округа

Чуплыгиной Любови Сергеевны

Приветственное слово.

2

Обоснование темы

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей, обеспечивая кроме познания детьми социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, адаптируя детей к социальной среде.

«Все  мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии и часто забываем о том, что знакомо с раннего детства, — о сказках. Они нам кажутся уже пройденным материалом. На самом деле сказки таят в себе много неожиданных открытий».

3

Актуальность темы

  • Восприятие художественной литературы – один из видов детской деятельности (п. 2.7 ФГОС ДО).
  • Система авторских сказок, которые сочиняют педагоги ДОО, может быть включена в вариативную часть ООП (п. 2.9 ФГОС ДО).
  • Авторские педагогические сказки относятся к современным педагогическим технологиям. Их содержание имеет нравственно-познавательный характер.

С помощью сказок воспитатели могут не только организовать досуг детей, но и решить задачу ФГОС  – создание условия для позитивной социализации.

Особенно это касается авторских педагогических сказок.

4

Авторская сказка - это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее одного или нескольких авторов. Авторская сказка может быть написана на основе народного сказочного сюжета или иметь оригинальный авторский замысел. В сказке, написанной автором, подробно и детально описываются характеры, внешность героев, их переживания и чувства. Автор показывает свое отношение к персонажам, событиям, происходящим в сказке. Каждый автор создает свой неповторимый, сказочный мир.

Негативная социализация сопровождается излишней строгостью к детям, а позитивная социализация основана на получении детьми нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным эмоциям.

Для этого воспитатель должен использовать методы и приемы, которые обеспечивают эмоциональное благополучие дошкольников. Авторские педагогические сказки относятся к современным педагогическим технологиям. Их содержание имеет нравственно-познавательный характер. С помощью сказок воспитатель ненавязчиво, без нравоучений, может регулировать поведение ребенка.

5

Цели:

  •  ознакомление дошкольников с первоначальными представлениями социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  •  накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта и, как следствие, развитие саморегуляции и социальных навыков;
  •  формирование у детей патриотических чувств, гражданской, семейной ответственности, гендерной принадлежности и принадлежности к мировому сообществу;
  •  формирование у дошкольников позитивного отношения к миру.

Зачем воспитателю самому писать сказки?

Не все сказочные сюжеты содержат прямое нравоучение. Не всегда быстро и легко найти сказку, которая поможет обсудить с дошкольниками определенную нравственную проблему.

Когда педагог сам пишет сказку, он создает нужную социальную ситуацию, которая демонстрирует последствия плохого или хорошего поведения. Он разворачивает историю, в которой ребенок мог бы оказаться сам.

Дошкольники во время обсуждения сказочного сюжета имеют возможность оценить поступки героев, выбрать конструктивный стиль поведения, научиться осознанно, проявлять чувства к окружающим.

6

Решение детских проблем с помощью педагогических сказок

  •  Педагогические сказки направлены на непосредственную коррекцию детских поступков. В них очень аккуратно и ненавязчиво объясняется, как главный герой (то есть сам малыш) учится преодолевать трудности, избавляется от страхов.
  • Педагогические сказки применяют для формирования у детей представлений о важности позитивных взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Главной их особенностью является полное отсутствие отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций в сюжете.

Дети не умеют посмотреть на себя со стороны и сами не догадываются, что поступают неправильно или неосторожно, а прямые указания, и упреки со стороны взрослого только мешают ему правильно себя вести.

Сказка же дарит удобный сигнал, которым можно сообщить об оплошности, не задев детской гордости.

И есть особые сказки, которые не воспитывают, а просто создают у ребенка состояние психологического комфорта.

7

Алгоритм сочинения сказки

1. Выделите проблему, которая беспокоит вас или ребенка.

2. Сформулируйте основную мысль рассказа, стержневую идею.

3. Выберите главного героя, похожего на ребенка.

4. Постройте сюжет с ошибочными действиями героя и их естественными последствиями.

5. Выведите сюжетную линию на исправления ошибочных действий и «идеальное поведение» героя.

Чтобы самому сочинить сказку, можно использовать персонажей, сюжетные повороты известных художественных произведений.  А если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя, похожим на определенного ребенка, то сказка получится не только интересной, но еще и полезной.

8

Алгоритм использования авторских педагогических сказок

1. Прочитать сказку, передать характеры и настроение персонажей с помощью тембра голоса и интонации.

2. Провести беседу по опорным вопросам.

3. Предложить детям пересказать сказку (одному ребенку полностью или несколькими детьми по очереди по частям).

4. Нарисовать с детьми иллюстрации к прочитанной сказке.

5. Ввести в сказку новых персонажей.

6. Придумать другие, обязательно позитивные концовки прочитанной сказки.

Знакомить детей с авторскими сказками лучше во второй половине дня во время, отведенное для чтения художественной литературы. Для этого можно использовать готовый алгоритм. Педагог может ориентироваться на него и использовать свой опыт, проявлять личные педагогические компетенции, вносить изменения и дополнения.

9

Дидактический потенциал, содержащийся в педагогической сказке

1. Интеграция информации:

  •  разделение события на этапы («раскладывание по полочкам»).
  •  вербальное (словесное) и визуальное представление события.

2. Обучение альтернативным формам поведения (например: формам выражения злости, раздражения и фрустрации социально одобряемыми способами).

3. Получение новых знаний (например, как реагировать в той или иной социальной ситуации).

4. Знакомство с новыми правилами (расписание дня, режимные моменты, самообслуживание, правила поведения в саду).

Почему сказки помогают?

Сказочная форма в силу эмоционального восприятия и повышенного внимания ребенка к сюжету способствует лучшему запоминанию, тогда как обычные наставления детьми часто игнорируются.

Все дети любят сказки и поэтому нам всегда обеспечены заинтересованные слушатели.

10

Книга «Уроки сказок»

В книге собраны авторские сказки, написанные в сотворчестве «Воспитатель - Родитель – Ребенок» группы «Звездочки». Сказки имеют познавательный характер. Тексты сказок составлены так, что позволяют регулировать поведение ребенка, воздействуя на его желания в усвоении модели позитивных взаимоотношений с окружающим миром, сверстниками и взрослыми.

ФОТО

Результатом осознания значимости, актуальности и оптимальности использования педагогической сказки для нравственного воспитания детей стал конкретный продукт. Этим «продуктом» является авторская «Книга сказок». Важно отметить, что мы привлекли к литературному творчеству и родителей наших воспитанников. Мы рассказали на одном из родительских собраний о том, как используем сказку в процессе воспитания. После чего был объявлен конкурс для родителей: «Сочини сказку для своего ребенка про него же самого». В результате в нашу «Книгу сказок» вошли сказки, сочиненные педагогами, детьми и их родителями. Эти сказки сочинялись на протяжении целого года. Это был чрезвычайно интересный и увлекательный процесс как для взрослых, так и, конечно же, для детей.

11

Результативность авторской педагогической сказки:

  • формируют у детей духовно-нравственные ценности: представления о дружбе, верности, взаимовыручке;
  • расширяют представления о добре и зле;
  • учат ответственно относиться к своим действиям;
  • помогают поверить в свои силы, учат проявлять упорство, преодолевать препятствия, достигать цели, узнавать злые умыслы, совершать добрые дела.

Таким образом, педагогические сказки помогают усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру, учат понимать эмоциональное состояние окружающих людей, воспитывают потребность в сопереживании, доброжелательность.

12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...

Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...

Презентация "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....

Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....

Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников

Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Е...