План по самообразованию "Слушание музыки" по программе О.Радыновой
методическая разработка (средняя группа)

Каргальская Надежда Константиновна

для детей младшего и среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_na_2019-20uch_god_mladsh_vozr.doc133.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №1387»

Управление делами Президента Российской Федерации

План по самообразованию

музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

Каргальской Надежды Константиновны

на 2019-2020 учебный год

Тема: «Слушаем музыку»

по программе О.П. Радыновой

Музыкальные шедевры

(для детей младшего возраста)

 

Москва 2019

Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли.

Ш. Гуно

Актуальность:

За основу самообразования я взяла программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Автором впервые  создана  научно  обоснованная   и  методически  выстроенная  система   формирования  основ    музыкальной  культуры  детей   дошкольного  возраста,  включающая  принципы, содержание,  методы  и формы  работы, учитывающая    индивидуальные  и психофизиологические   особенности  детей (начиная с младшего возраста)  и   в  интеграции  со  всеми  образовательными  областями  в  детском  саду.

В младшем возрасте очень важно, чтобы музыка вызывала положительные чувства - радость, успокоение. Громкая, тревожная музыка негативно воздействует на эмоциональное состояние маленьких детей, и  может вызвать плач и раздражение. Поэтому чтобы прививать любовь к классической музыке в раннем возрасте, при подборе репертуара важно учитывать их возрастные особенности и возможности. Важное условие доступности музыкальных произведений детям раннего возраста -продолжительность звучания произведения. В данную программу входит комплект дисков, где записаны самые яркие фрагменты из музыкальных произведений мировых шедевров, доступные для восприятия маленьких детей.

Развитие эмоций, мышления, воображения, творческое развитие ребёнка посредствам музыки не заменить ни одним из других видов искусства или принятыми средствами педагогического воздействия.

Цель: 

Формирование основ музыкальной культуры   детей младших и средней группы средствами слушания.

Основная цель программы -   развитие   творческого слышания музыки  детьми,  которое  предполагает  побуждение  детей   к  проявлениям  различных  форм  творческой  активности -  музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности   в программе -  музыкальное восприятие, объединяющее  исполнительство, творчество, музыкально –образовательную  деятельность  на  едином  репертуаре .

Задачи:

-Накапливать опыт  восприятия  произведений   мировой  музыкальной  культуры  разных  эпох  и  стилей, а  также  расширять  знания  детей   о народной  музыки

-Вызывать  проявления  эмоциональной  отзывчивости,  развивать  музыкальные  способности,  мышление  (осознание  эмоционального  содержания  музыки, музыкальной  формы, жанра)

-Воспитывать  эстетические  чувства

-Побуждать  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской,  творческой  деятельности (в  образном  слове, рисунках, пластике, инсценировках)

-Расширять  знания  о  музыке

-Вызывать  и  поддерживать  интерес  к  музыке

-Развивать  музыкально –эстетические  потребности, признание  ценности  музыки, начало  вкуса, представления  о  красоте

-Побуждать  к оценке  музыки (эмоциональной  и словесной), оценочное  отношение

Эти  задачи  едины  для  всех   возрастных  групп! 

                                Данная программа разбита на темы:

 «Настроения, чувства  в  музыке»  выражает  определённое  эмоциональное  содержание, является ведущей темой программы.

 «Песня, танец, марш», основополагающая  по  программе  для  общеобразовательных  школ Д.Б. Кабалевского.

 «Музыка  рассказывает  о  животных  и птицах»  даёт  представление  об  изобразительности  музыки, средствах  музыкальной  выразительности.

«Природа  и музыка»   включает  в  себя  произведения, в  которых  выражены   настроения, созвучные той  или  иной  картине  природы, времени  года, дня.

 «Сказка  в музыке» представляет  пьесы  классической  музыки  со  сказочным  содержанием, которые  дети  инсценируют, передавая  характер  персонажей  в  танцевальных, образных  движениях, рисунках.

  «Музыкальные  инструменты  и  игрушки»  знакомит  с  произведениями,   имитирующими  звучание  музыкальных  инструментов, а  также  музыкальными  народными  инструментами  и  инструментами  симфонического оркестра .

                                             

Принципы программы:

Цикличность (повторение тем во всех возрастных группах)  позволяет  легко  вернуться  в  следующем году  к  первой  теме.  Дети  применяют  усвоенное  и  познают  новое  на  следующем  этапе  музыкального  и общего  развития.

Контрастное  сопоставление  репертуара (пьесы  с одинаковыми или  близкими  названиями). Такие  сопоставления  рождают  проблемную  познавательно – оценочную  ситуацию, заинтересовывают  детей, позволяют  лучше  осознать  услышанное.

Адаптивность    предполагает  гибкое  применение   содержания  и методов  музыкального  развития  детей  в зависимости  от  индивидуальных  и психофизиологических   особенностей  каждого  ребёнка. Допускает вариативное  применение  репертуара  внутри  каждой  темы.

Синкретизм  программы  предполагает  взаимосвязь  разных  видов музыкальной  и художественно – эстетической  деятельности в  непосредственной  образовательной  деятельности   при  объединяющей  роли  восприятия, «творческого  слышания»  музыки, побуждает  к  творческой  активности   в  следующих  формах:  музыкально –ритмические  движения, ритмопластика,  подпевание,   дирижирование,  пение, певческие  импровизации; оркестровка, игра  на  детских  музыкальных  инструментах;  рисование, восприятие  произведений  изобразительного  искусства, чтение  стихотворений, сочинение  сказок, игр –драматизаций, постановка  музыкальных  сказок  на  сюжеты  литературных  произведений (c  ведущей  ролью  музыки),кукольного  музыкального  театра  и др. видов  детской  деятельности.

Методы  и приёмы  музыкального   воспитания:

Наглядный,  словесный,  практический -   традиционные    методы  носят  развивающий  характер, побуждают  детей  к  проявлениям  различных  форм  двигательной, речевой, эстетической  активности.  Каждый  из  этих  трёх  методов  применяется  с нарастанием   проблемности:  от  прямого  воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация)  через  закрепление  упражнения (воспроизводящие  и творческие), создание  поисковых  ситуаций (показ   вариантов выполнения  задания)  к  самостоятельному  поиску  детьми  способов  деятельности.

Созданию  проблемных  ситуаций  способствуют  приёмы, побуждающие  к  поиску  аналогий, обобщению.  Они   формируют  музыкальное  мышление  детей,  способность  к  элементарным  суждениям, оценкам, развивают  творческое  воображение, интерес  к  музыке.

 Метод  контрастных сопоставлений   произведений  позволяет  заинтересовать  детей, активизирует  проявление  эмоциональной  отзывчивости, художественно-образного  мышления, воображения. Этот  метод  применяется  с  учётом  возрастных особенностей.

В  младшем  возрасте контрастные  сопоставления  наиболее отчётливы, в  более старшем  возрасте  сопоставление  произведений   применяется  с  постепенным  уменьшением  контрастности  образов.

Метод  уподобления характеру  звучания   музыки  предполагает  активизацию  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа.

Моторно-двигательное   уподобление     эмоционально –образному  содержанию  музыки   (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения) побуждают  детей  к  «экспериментированию». Различение  выразительных  интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых  особенностей является  наиболее  универсальным  средством  развития  эмоциональной  отзывчивости, музыкального  мышления, творческого  воображения.

Тактильное уподобление  характеру  звучания  музыки   -  прикосновение  руки  педагога  к  руке  ребёнка  с  одновременным  пояснением настроения  музыки (используется  в  младшем  возрасте).

Словесное уподобление характеру  звучания  музыки   -  эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий. Применяется  в каждой  возрастной  группе  по-  разному.

Вокальное уподобление   характеру  звучания  музыки   в  виде  тихого  выразительного  напевания  педагогом  мелодии  во  время  звучания  произведения  и подпевания  отдельных  интонаций  детьми  применяется  в  младшем  возрасте . Этот  метод  способствует  различению  на  слух  конкретной  мелодии, выделению  в ней  наиболее  ярких  средств.  В средней  и  старшей  группе  дети  уже  сами  напевают  полюбившиеся   мелодии, что  свидетельствует  о  проявлении  интереса  к музыке, накопления  опыта  её  восприятия.

Мимическое уподобление    характеру  звучания  музыки – сосредоточенное  внимание  взрослого  во  время  звучания  произведения, выражение  глаз, улыбка  или  серьёзность   крайне  важно  для  ребёнка  и  служит  своеобразным  ориентиром  в  процессе  восприятия  музыки.

Темброво-инструментальное    уподобление  характеру  звучания  музыки  применяется  в  виде  оркестровки, выбора  выразительного  тембра  инструмента, соответствующего  эмоциональному содержанию  музыкального  образа. В  младшей  группе  выполняются  простейшие  действия  с музыкальными  инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет  могут  применять   звуковысотные   инструменты.

Интонационное уподобление  характеру  звучания  музыки    крайне  важно  в деятельности  с  детьми  младшего  возраста. Дети ориентируются  на  интонационную  выразительность  речи  педагога, несущую  определённый  смысл.

Цветовое   уподобление  характеру  звучания  музыки    применяется  для  закрепления  представлений о  характере  музыки, выявление  реакций  на  изменение  настроений.

Полихудожественное   уподобление  характеру  звучания  музыки    -выразительная  роль  средств    языка  разных  искусств:  живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения  с картиной  в  плане  общности  или  различия  выраженных  в них  настроений, музыкального  произведения  со  стихотворениями  по  эмоциональным  признакам, использование  инсценировок, театрализованных   игр, сопровождающихся  классической  музыкой, ритмопластические  импровизации  формируют  у детей  представления  о  выразительных  возможностях  искусств.

 

Автор  считает  важным то, что бы  музыка  звучала   в повседневной  жизни  детского сада  в  самых  разнообразных  ситуациях:

-слушание знакомых  музыкальных  произведений

-музыкальные  игры –путешествия в  прошлое  и настоящее

-игры –сказки

-звучание  музыки  как  фон во время  тихих  игр, рисования

-тематические  музыкальные вечера

-беседы –концерты

-театральные  постановки

-праздничные  утренники

Объём  внимания  ребёнка  дошкольного возраста невелик, поэтому  для  слушания  автором выбраны   небольшие  произведения  или     яркие  фрагменты.

 Необходимо, что бы классическая музыка  звучала  и в  семье.

План работы на 2019-2020 учебный год для детей младшего возраста

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литера-

туры

Сентябрь-май

Изучение методического  пособия

О.П. Радыновой состоящее  из  5  книг:

1 «Настроения и чувства  в  музыки»

2 «Песня, танец, марш»

3 «Музыка  о  животных  и птицах»

4 «Природа  и музыка»

5 «Сказка  в  музыке»,

«Музыкальные инструменты  и  игрушки»

Пособие Слушаем музыку. Рекомендации к комплекту дисков «Музыкальная шкатулка»

Слушание 10 аудиодисков

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами.

Работа с детьми

Месяц

Тема слушания

 (слушание аудиозаписей и просмотр видео)

Задачи:

Сентябрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Октябрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

«Настроение, чувства в музыке»

(диски 1 и 2)

Диск1 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№3 П. Чайковского

«Новая кукла» (стр39)

№4 Г.Свиридов «Попрыгунья» (стр39)

№5 Г.Свиридов «Упрямец» (стр39)

№9-11 Ж. Рамо

«Радость» (стр41) 

 

«Резвушка» (стр41) 

«Злюка» (стр41)

№14 Р.Шуман «Весёлый крестьянин» (стр43)

№17 А.Гречанинов «Верхом на лошадке» (стр43)

Видео П.Чайковский «Новая кукла»

Диск 2 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№2 Ф.Шопен Ноктюрн (стр58)

№3 Ф.Шуберт) «Музыкальтный момент» (стр59

№6 Ф.Шопен «Прелюдия» (стр61)

№15 Л.Бетховен «Элизе» (стр66)

№17 В.Моцарт «Маленькая ночная серинада» (стр68)

№19 В.Моцарт

«Рондо в турецком стиле» (стр69)

№20 Й.Гайдн «Соната ре мажор» 1ч (стр69)

Видео В.Моцарт «Рондо в турецком стиле»

-Дать представление о том, что музыка выражает чувства, настроения.

-Познакомить с различными интонациями.

-Познакомить с основными жанрами.

-Научить сравнивать муз. произведения.

-Развивать умение через движение и мимику выражать музыку.

-Развивать музыкальные способности.

-Развивать образную речь.

Ноябрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Декабрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Январь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

«Песня, танец, марш»

(диски 3,4,5 и 6)

Диск 3 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№1 «Вдоль по Питерской»(стр76)

№3 «Метелица» (стр77)

№8 М.Блантер сл М.Исаковского «Катюша»(стр78)

№12 А.Лядов «Каляда-Маляда» (стр79)

№13 «Плясовая» (стр79)

№14 «Колыбельная» (стр80)

№17 А.Лядов «Хороводная» (стр80)

№20 Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» (стр81)

Диск 4 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№3 И.Бах «Менуэт» из Сюиты №2 (стр88)

№5 Л.Боккерини «Менуэт-рондо» (стр89)

№6 Л.Боккерини «Менуэт» (стр89)

№9 Э.Григ «Бабушкин менуэт» (стр90)

№24 Ф.Шуберт «Вальс» (стр93)

Диск 5(Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№1 П.Чайковский «Полька» (стр97)

№9 П.Чайковский «Мазурка» (стр100)

Видео П.Чайковский «Вальс» Детский альбом

Диск 6 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№1 П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (стр108)

№2 Р.Шуман «Марш» (стр108)

№3 П Чайковский «Маленький марш»(стр109)

№5 М.Мусоргский «Богатырские ворота» (стр109)

Картинки с выставки

№9 Г.Свиридов «Военный марш» (стр111)

Видео П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

-Дать представление о первичных жанрах в музыке и их особенностях.

-Дать представление о чертах песенности, танцевальности и маршевости.

-Дать представление о том, что музыка может иметь признаки двойственного жанрам (песенность в маршевой музыке и т пр)

-Обучение навыкам музыкально-ритмического движения.

-Развивать музыкальные способности (музыкально-слуховое представление, ладовое чувство, чувство ритма, игра на ДМИ и др)

Февраль

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

«Музыка  о  животных  и птицах» (диск 7)

Диск 7(Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№1-9, 11 К.Сен-Санс

«Карнавал животных»

1-«Королевский марш льва»

2-«Куры и петух»

3-«Птичник»

4-«Лебедь»

5-«Антилопы»

6-«Слон»

7-«Длиноухие персонажи»

8-«Кенгуру»

9-«Аквариум» (стр118-122)

11-«Кукуша в чаще леса»

№12 Л.Дакен «Кукушка»(стр123)

№26 Э.Григ «Бабочка»(стр129)

Видео -М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

-П.Чайковский «Песня жаворонка»

-Дать представление об изобразительных возможностях музыки.

-Научить сравнивать произведения (слышать образы птиц и животных по средствам музыкального языка.)

-Научить сравнивать произведения разных композиторов с одинаковым названием.

-Учить передавать в танцевальных, образных движениях.

-Учить находить тембры ДМИ подходящих к тому или иному животному.

-Развивать образную речь.

Март

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

«Природа и музыка»

(диски 7 и 8)

Диск 7(продолжение)

(Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№34 П.Чайковский «Зимнее утро» (стр133)

№35 И.Штраус «Вальс «Утренние листья» (стр135)

№42 Н. Римский-Корсаков «Ночь» (стр141)

Диск 8(Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№16 П.Чайковский «Апрель» (стр150)

№18 Э.Григ «Весной»(стр153)

№25 Г.Свиридов «Дождик» (стр159)

№31 Э.Григ «Ручеёк» (стр162)

Видео: 

-А.Вивальди Времена года «Весна»

-П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

-Научить различать звукоподражание некоторых явлений природы.

-Развивать чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы.

-Раскрывать красоту к художественному слову, живописи и музыки.

-Научить различать выразительные средства разных искусств.

-Развивать образную речь.

-Пробуждать передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

Апрель

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

«Сказка в музыке» (диск 9)

Диск 9 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№3 П.Чайковский «Баба-Яга»  Детский альбом (стр169)

№5,6 М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки) (стр170)

№32-39 П.Чайковский балет Лебединое озеро

32 «Лебеди»

33 «Вальс»

34 «Танец маленьких лебедей»

37 «Русский танец»

39 «Танец пастушков»

(стр187-190)

Видео Римский-Корсаков Три чуда «Сказка о царе Салтане»

-Научить сравнивать произведения с одинаковым названием.

-Научить понимать, какую сказку рассказывает музыка.

-Научить различать смену настроения, образов в сказке.

-Развивать воображение и образную речь детей.

-Развивать умение передавать музыкальные образы в рисунок, инсценировке сказки.

Май

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

«Музыкальные инструменты»

(диск 10)

Диск 10 (Беседы к муз. произведениям взяты из сборника «Слушаем музыку» О.П. Радыновой)

№2 Г.Свиридов «Парень с гармошкой» (стр191)

№8 А.Лядов «Музыкальная табакерка» (стр193)

№12 Праздничные звоны

№13 Свадебный звон (стр195)

№18 М.Мусоргский «Рассвет на Москве реке» (стр196)

№26 А.Вивальди «Концерт для скрипки» (стр200)

№34 «Концерт для гобоя  оркестром ре мин»(стр204)

 

Видео С.Прокофьев Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

-Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (тембр, темп, динамика, паузы, акценты)

-Умение сравнивать музыкальные произведения.

-Познакомить со

звучанием различных музыкальных инструментов.

-Развитие образной речи и умение чётко излагать свои мысли.

-Умение слушая музыкальное произведение, слышать его.

* Каждое слушание сопровождается беседой и музыкальным заданием. Так же для закрепления слуховой памяти или сравнения музыкальных отрывков, произведения могут повторяться.

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Электронная рассылка «Рекомендации по слушанию классической музыки дома»

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителей музыкальных занятий.

Проведение семинара-практикума в группах 1,2,3 «Малые фольклорные формы, колыбельные песни» (Пассивное слушание)

Участие родителей в семинаре-практикуме.

Самореализация

Октябрь

Мастер класс для педагогов

«Знакомство с различными методами слушания по системе О. Радынова»

Знакомство педагогов с программой О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»

Вывод: Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности. Использование современных образовательных технологий оказывает существенную помощь в решении этой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план ИЗО студии по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» для младшей и средней группы

Учебный план        ИЗО студии  по программе                       Лыковой И.А.       «Цветные ладо...

План мероприятий по выполнению программы «Здоровый ребенок»

В данном материале указан план работы  направленный на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие дошкольников....

Перспективный план занятий кружка и Программа кружковой работы "Развивай-ка"

Перспективный план кружковой работы "Развивай-ка"...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План разработки основной образовательной программы ДОО

Данный материал будет полезен старшим воспитателям ДОО....

Программа Развития ГКОУ ЦИО «Южный». План действий по реализации программы в дошкольном отделении.

Проекты по реализации, содержание деятельности и ожидаемые результаты выполненных мероприятий с 2016 по 2021 гг....