Обобщённый опыт работы по теме: «Техническое конструирование как средство политехнического образование старших дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Журавлева Евгения Леонидовна

В настоящее время возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Я считаю, что конструктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщённый опыт работы

по теме:

«Техническое конструирование как средство политехнического образование старших дошкольников»

Автор: Журавлева Евгения Леонидовна

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 18 «Родничок»»

городского округа города Шарья

Костромской области

г. Шарья

2019 г.

Содержание

I.  

Сведения об авторе 

3

II.  

Аннотация 

4

III.  

Описание опыта работы:

1

Обоснование

6

2

Актуальность

9

3

Цель, задачи

11

4

Условия

12

5

Принципы

13

6

Методы и приёмы

14

7

Формы работы

15

8

Средства

18

9

Результат

18

Сведения об авторе:

        

Фамилия, имя, отчество:Журавлева Евгения Леонидовна

Дата рождения: 10 ноября 1973 года.

Должность:  воспитатель МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»

Образование:среднее специальное

Закончила:

Шарьинское педагогическое училище, 1993 год по специальности

«Дошкольное воспитание»

Квалификация: Воспитатель в дошкольных учреждениях,

Педагогический стаж: 25 лет

Курсовая подготовка:

- АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования, по теме: «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований ФГОС» 2017г.(36 ч.), удостоверение 780400027164 регистрационный номер 43940

- ОГБОУ ДПО КОИРО «Современные подходы к содержанию и организации  дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» 2016г. (72 ч.), удостоверение о повышении квалификации 440600018041 рег.№1084-16.

- ОГБОУ ДПО КОИРО «Современные подходы к содержанию и организации  дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» 2018г. (76 ч.), удостоверение о повышении квалификации 440600036641рег.№32-21.

Аннотация

Позиция

«Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании.»

Л.В. Куцакова

В настоящее время возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Я считаю, что конструктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на собственном опыте познает конструктивные свойства предметов.    

Конструктивная деятельность способствует политехническому образованию детей старшего дошкольного возраста.

Цель

Формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования средствами технического конструирования  в соответствии с ФГОС.

Задачи

  • Формировать интерес к технике и техническим видам деятельности;
  • Формировать навыки  работы с разными видами конструкторов;
  • Формировать умение самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.
  • Развивать мотивации ребенка к творческому поиску;
  • Развивать творческое мышление;
  • Создать «ситуацию успеха»;
  • Вовлечь родителей в совместную конструктивную деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского технического конструирования.
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;
  • Формировать основы технической грамотности детей

Содержание

Содержание работы по формированию начального политехнического образования у детей старшего дошкольного возраста посредствам технического конструирования построено на основе в программе «Маленький механик»

Средства

Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький механик», наглядные средства, технические средства, художественные средства, электронные образовательные ресурсы

Формы

  • Мастерская «Маленький механик»
  • Совместная деятельность (дети – педагог, дети – дети, дети – родители, педагог – родители).
  • Самостоятельная деятельность детей. 

Методы и приемы

  • Наглядные 
  • Информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный
  • Практический
  • Словесный
  • Проблемный
  • Игровой
  • Частично-поисковый

Технологии

  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • ИКТ
  • Педагогика сотрудничества
  • Игровое обучение
  • Личностно- ориентированная технология
  • Здоровьесберегающие технологии

Результат

  • К концу старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из разных видов конструктора дети с интересом работают с разными конструкторами.
  • Дети умеют  конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
  • У детей сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,  доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • У детей сформированы предпосылки начального политехнического образования
  • Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
  • Дети знают о способах крепления деталей конструктора, имеющих в своей основе прочность, устойчивость.
  • Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
  • Дети имеется познавательный интерес к деятельности на основных достижениях науки и техники
  • Дети  любознательны, самостоятельны в принятии решения.
  • У детей сформированы знания  о  труде людей инженерно-технологических профессий: строитель, архитектор, инженер, инженер-технолог, программист.


III. Описание опыта работы

1.Обоснование

Концептуальные основы и методологические подходы

В.Путин: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической
жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии.
Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой
лет 15-20 назад. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые
возможности. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной
промышленностью и инфраструктурой. Нам необходимо выстроить
эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимыедля нее огромные материальные и кадровые ресурсы. Высокий уровеньобразования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличиеинженерных школ — мы обязаны задействовать все эти факторы».

   В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В настоящее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом – подготовка квалифицированных инженеров.

Очень важным элементом экономической  системы, которая выращивает инженерные кадры, является детское техническое творчество.

Для развития технического творчества огромное значение отведено конструированию, как творческой познавательной деятельности, в которой происходит формирование мотивации развития и обучения дошкольника, развитие исследовательской и творческой активности детей, а также умения наблюдать и экспериментировать.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает конструктивную деятельность как деятельность, способствующую развитию исследовательской и творческой активности детей.

Нормативная правовая база:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта Дошкольного образования»
  2. Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогическГосударственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы.Утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642.
  3. Региональная программа развития профориентационной работы с бучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 годы, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27.08.2018 г. №171-ра.
  4. Программа развития профориентационной работы с обучающими муниципальных образовательных организаций городского округа город Шарья по обеспечении рабочими и инженерными кадрами предприятий Костромской области на 2019-2025 годы. Приказ управления образования городского округа город Шарья Костромской области от 28 декабря  2018г. № 721   их технологий».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
  6. Региональная персонифицированная модель профориентационной работы с обучающимися Костромской области (утверждена приказом департамента образования и науки Костромской области от 14 декабря 2016 года № 2120)

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы:

 - концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна)

- идея развивающего обучения (Л.С. Выготский);

- теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.);


Я считаю, что техническое конструирование занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его.

2.Актуальность

Развитие системы профориентационной работы в Костромской области обусловлено необходимостью достижения целей эффективного развития региональной экономики и обеспечения её квалифицированными кадрами востребованными не только в настоящее время, но и в долгосрочной перспективе.

Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники и технического конструирования. Техническое образование является одним из важнейших компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

    Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, не заменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения..

Отличительной чертой стандартов нового поколения является система чередования практических и умственных действий ребёнка. В этом случае конструктивная деятельность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира.

Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения


Я считаю, что  конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности

  1. Цель

моей педагогической деятельности - формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования средствами технического конструирования  в соответствии с ФГОС.

          Достижение цели осуществлялось по двум направлениям:

1. Проведение специально организованного обучения, которое включает в себя:

- обучение способам работы с разными видами конструктора

- Помощь в осознании ребёнком результата своей работы, которая осуществляется через индивидуальное общение с ребёнком.

2. Создание условий для самостоятельной конструктивной деятельности  детей, то есть наличие в зоне продуктивной деятельности разнообразных материалов для конструирования, разные виды конструкторов,  образцы поделок, схемы, фотографии, модели.

Задачи:

  • Формировать интерес к технике и техническим видам деятельности;
  • Формировать навыки  работы с разными видами конструкторов;
  • Формировать умение самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.
  • Развивать мотивации ребенка к творческому поиску;
  • Развивать творческое мышление;
  •  Создать «ситуацию успеха»;
  • Вовлечь родителей в совместную конструктивную деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского технического конструирования.
  •  Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

Формировать основы технической грамотности детей и предпосылок политехнического образования дошкольников.


4.Условия

Формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования средствами технического конструирования  в соответствии с ФГОС возможно при следующих условиях:

  • Систематическая работа по дополнительной общеобразовательной  программе «Маленький механик» (приложение №) 1 раз в неделю, в 15.30, в четверг.
  • Создание предметно – пространственной среды совместной и самостоятельной конструктивной  деятельности детей  в группе. В группе оборудован центр конструирования. Там в свободном доступе находятся: разные виды конструкторов(приложение №), альбомы со схемами(приложение №) ,образцы поделок, фотографии(приложение №), модели, дидактические игры «Найди схему машины», «Определи последовательность постройки», «Назови деталь конструктора» (приложение №)
  • Взаимодействия с семьёй и педагогами.
  • Составлены анкеты для родителей  в целях определения творческого потенциала детей.  (Приложение 3)
  • Оформлена наглядность: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, консультации. (Приложение 4)
  • Картотека игр (Приложение 5)
  • Картотека бесед Знакомство с профессиями
  • Картотека пословиц о труде
  • Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы.
  • Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
  • Собраны картотеки пальчиковых игр и физминуток
  • Есть в наличии дидактические игры, развивающие фантазию, воображение, творчество.
  • Средства ИКТ позволяют детям посмотреть презентации, фильмы, послушать музыку во время работы.
  • Эффективное взаимодействие педагога и родителей позволяет более плодотворно развивать творчество у детей.

5.Принципы:

Под принципами обучения  подразумеваю объективныезакономерности, исходные положения, которыми руководствуюсь при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

В своей работе я использую следующие принципы:

1.Принцип развивающего обучения. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребёнка.

По мнению Л.С.Выгодского «Обучение не должно ориентироваться на достигнутый уровень, а всегда опережать его, намного забегая вперёд, чтобы ребёнку необходимо приложить усилия для овладения новым материалом». Оно имеет две зоны развития:

  • Зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень                                                                                                                                                  
  • Зона ближайшего развития – это завтрашний уровень развития ребёнка. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития». (Приложение №4)

2. Принцип научности – его сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность. Учёные психологи А.М.Мухина, А.А.Люблянская, П.Я.Гальперин и другие, изучая умственную деятельность дошкольников, доказали, что у детей шестого года жизни могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обобщению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению. (Приложение №4)

        Через принцип научности перед детьми открывается картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.(Приложение №2)

3.Принцип систематичности и последовательности -

Предполагает, что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании (Приложение №1)

4.Принцип активности и самостоятельности связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир. При этом онпроявляет активное стремление к самостоятельным поступкам. Это выражается в том, что он настойчив в осуществлении задуманных дел, стремится научиться новым действиям, приобрести новые знания. (Приложение №2)

5.Принцип интеграции образовательных областейспособствует повышению мотивации обучения и позволяет рассматривать какое-либо явление с нескольких сторон, формируя познавательный интерес. (Приложение №2)

6.Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

7.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.

6. Методы и приёмы

В своей работе я использовала разнообразные словесные, наглядныеи практические методы и приёмы.  В их применении я не устанавливала  прямую последовательность, используя в различных сочетаниях. Подбор методов и приёмов определял форму конструктивной деятельности, которую я предлагала детям.

Методы организации продуктивной деятельности

  • Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
  • Информационно-рецептивный- обследование деталей конструкторов и LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка;
  • Репродуктивный- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Практический-сборка моделей;
  • Показ и анализ фотографии постройки- один из основных наглядных  приёмов.  Очертание отдельных составляющих элементов в фотографии постройки скрыто от глаз ребенка. Эту постройку дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае я предлагала ребенку определенную задачу, но не давала способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. (Приложение №2)
  • Словесный- краткое описание и объяснение действий. Беседа, рассказ, инструктаж, объяснение;
  • Проблемный- постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование;
  • Игровой- использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;

Частично-поисковый- решение проблемных задач с помощью педагога.

7 .Формы  работы

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми.

Форма – способ организации, установленный порядок. Для достижения поставленной цели я использовала разнообразные формы работы с детьми и родителями.

Свою работу с детьми я реализовала в совместной деятельности в различных формах: подгрупповой, работе в  паре  и индивидуальной.

Одной из форм работы с детьми является работа мастерской, где дети совместно со взрослым знакомятся с разными видами конструкторов, разными способами крепления деталей.

Совместная деятельность предполагала наличие моего партнёрства и сотрудничества с каждым ребёнком, возможность свободного общения детей.

Совместная конструктивная деятельностьс детьмиявлялась основной формой организации в реализации содержания моей работы. Так как в деятельности такого характера может быть заинтересован не каждый ребёнок,  а только те дети, которые очень любят конструировать, то я предлагала участие особо заинтересованным и склонным к данному виду деятельности детям с целью продвинуть каждого ребёнка в его умениях и навыках; обеспечивала индивидуальную активность детей по выбору и добровольному объединению в пары и небольшие подгруппы. Осуществление деятельности происходило в вечернее время.

Особенно интересным была, на мой взгляд,  совместная конструктивная деятельность на тему  «Автомобили для автодома», где дети по предложение главы города организовать новый автомобильный салон, где будут продавать новые автомобили и ремонтировать их. Детям было предложено из разных видов конструктора собрать автомобили для своего города.

Процесс изготовления автомобилей увлёк детей, дети самостоятельно выбрали тот конструктор из которого они хотели сделать автомобили, самостоятельно объединились в пары  и небольшие группы. В процессе изготовления поделок вактивном словаре детей можно  услышали название деталей и способы крепления: (планка, косынка, скоба, винт, болт, шайба) например, дети говорили: «К большой пластине прикрепляем малую скобу при помощи винта и гайки», Шайба нужна, что бы вращались колёса))

 Видео экскурсии и наблюдения - неотъемлемая форма организации детей в моей работе. Они дали моим воспитанникам  возможность познакомиться с такими профессиями как инженер- конструктор, сборщик, токарь. Для закрепления полученных знаний детей мной был изготовлен лэпбук «Кто работает на машиностроительном заводе». Были организованы экскурсии и целевые прогулки по улице, на которых  дети рассматривали различные дома и постройки, уточняли назначение последних; также устраивались виртуальные экскурсии на мосты разной сложности и назначения и т.п. Наблюдения, которые неоднократно организовывались  по ходу экскурсий, а также проводились непосредственно на участке детского сада, включение в ход разнообразных заданий детям, обеспечили, на мой взгляд,  яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсиях, осуществлялась в совместной конструктивной деятельности.

Развивающие игры и упражнения - одни из самых интересных и занимательных для детей форм деятельности. В своей творческой практике с детьми младшего возраста я использовала игры и упражнения со строительными деталями, такие, как «Чудесный мешочек», «Из каких деталей домик?», «Назови правильно» и т.д. (Приложение №1)

Сюжетно-ролевая играявляется продолжением совместной  конструктивной деятельности в том случае, когда дети выполняют постройку по фотографии из крупного напольного строителя. После создания своей постройки дети активно увлекались сюжетной игрой, достраивая и дополняя созданную ранее постройку, а также выполняли строительство необходимых в игре объектов. (Приложение №1)

Чтениехудожественных произведений, рассказывающих о том или ином предмете или объекте,о профессиях инженер, архитектор, строитель. Чтение способствовало расширению и углублению имеющихся у детей знаний и получению новых, неизведанных. (Приложение №1)

Познавательная беседа - форма работы с детьми, внешним признаком которой является чередование вопросов воспитателя и ответов детей.

С помощью бесед, которые я проводила  с детьми, у них развилась способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путём самостоятельного логического мышления. Кроме этого, беседа служила цели повторения, закрепления и проверки знаний дошкольников. Вопросы, которые я задавала детям во время беседы, побуждали связывать уже имеющие знания с вновь приобретенными. (Приложение №1)

Самостоятельная конструктивная деятельность детей. Дети тщательно продумывают использование каждой детали, стремятся максимально приблизить результат к реальному предмету. Детские постройки отличаются легкостью, симметричностью, правильной передачей формы. Стремление к украшению постройки не превращается в самоцель, а становиться необходимым элементом конструирования, естественным желанием придать сооружению красивый вид. Дети обсуждают как лучше и правильнее выполнить постройку, чтобы получилось так, «как бывает». Конструкции, не удовлетворяющие детским представлениям и требованиям, часто переделываются.

Многие  дети прежде чем сделать какую -нибудь постройку сначала рисовали этапы её выполнения, просчитывали количество тех или иных деталей конструктора и лишь потом начинали собирать конструкцию.

Творческое развитие детей в конструктивной деятельности обеспечивало возможность саморазвития каждого ребёнка. Я создала для этого предметную среду, в которой  детьми использовались разнообразные виды конструкторов  для конструирования и игровой деятельности с постройками. Деятельность осуществлялась в свободное время.

8.Средства

Главным средством в моей работе с детьми стала дополнительная общеобразовательная программа «Маленький механик», благодаря которой дети получили знания о разных видах конструкторов, способах крепления различных деталей конструктора, имеющих в своей основе прочность, устойчивость Дети научились зарисовывать этапы выполнения постройки, получили представление о видах производственного труда (автомобилестроение, строительство) о связи результатов деятельности людей различных профессий. Познакомились с трудом людей инженерно-технологических профессий: строитель, архитектор, инженер, инженер-технолог, программист.

В своей работе с детьми я использовала разнообразные педагогические средства, с помощью которых смогла расширить детский кругозор, углубить имеющиеся у детей знания, познакомить с новыми знаниями, а также развить познавательные интересы детей относительно объектов конструирования. Эффективность использования педагогических средств была достигнута мною благодаря сочетанию их с педагогическими  методами.

Предметно-развивающая средаи её составляющие - одно из самых основных средств.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).Одним из основных требований современного образования является владение воспитателем информационно-коммуникационными технологиями иумениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Внедрение ИКТ как средства интерактивного обучения,  позволило мне  стимулировать познавательную активность детей в процессе конструирования по электронному фотографическому образцу. Благодаря использованию ИКТ совместная с детьми деятельность проводилась эмоционально, ярко, с привлечением большого количества иллюстративного материала. Применение компьютера позволило  мне сделать совместную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и конструктивные задачи с опорой на наглядность. (Приложение №6 в электронном формате)

Библиотека детского садаявилась одним из самых традиционных средств развития дошкольников, неоценимым для их подробного знакомства с различной техникой, предметами - объектами конструирования и их функциональным назначением. Детские энциклопедии технического содержания позволили детям узнать много нового и интересного о самолётах, судах, автомобилях и т.д. (Приложение №1)

9.Результат

Проанализировав проводимую мной работу, пришла к выводу, что техническое конструирование с детьми старшего дошкольного возраста является хорошим средством политехнического образования детей. К подготовительной группе у детей сформировались предпосылки готовности к изучению технических наук, основ инженерного мышления и навыков начального моделирования средствами технического конструирования в соответствии с ФГОС.

Уровни освоения

умений и

навыков

группа

ОП

ОЧ

ТВ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Старшая группа 2017-2018г.

40%

70%

40%

20%

20%

10%

Подготовительная гр.2018-2019г.

60%

90%

30%

10%

10%

0%

  • Дети с интересом работают с разными конструкторами.
  • Дети умеют  конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
  • Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
  • Дети знают о способах крепления деталей конструктора, имеющих в своей основе прочность, устойчивость.
  • Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
  • У детей  имеется познавательный интерес к деятельности на основных достижениях науки и техники
  • Дети стали  любознательны, самостоятельны в принятии решения.
  • У детей сформированы знания  о  труде людей инженерно-технологических профессий: строитель, архитектор, инженер, инженер-технолог, программист.

Таким образом, техническое конструирование охватывает создание конструкции и подбор материала, из которого она реализуется в модель или объект. Фактически конечный результат есть не только создание модели, но и получение познания о конструкции. Иными словами: объект одновременно воспроизводится и познается.

Приобщение детей к техническому конструированию  через использование разных видов конструкторов, делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, погружает в мир инженерных наук, что формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для дальнейшего обучения в школе и может повлиять на выбор будущей профессии инженера.

       Опыт работы обобщался на  городском методическом объединении, где получил одобрение и рекомендации  для дальнейшей ретрансляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»

Рецензияна опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования».В течение ряда лет музыкальный руководитель Ильенко Елена Валентиновна работает по проблеме воспитани...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

Опыт работы на тему: "LEGO – конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте"

Слайд 1Доклад на тему «LEGO – конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте» Слайд 2 Конструкторы «LEGO» существуют на рынке и...

Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...