Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе младшего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) «Волшебная соль»
план-конспект занятия (средняя группа)

Михайлова Екатерина Анатольевна

Цель: Создание условий для систематизации представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательные  задачи:

  • уточнить знания детей о соли, о способах ее добычи, об использовании человеком в быту;
  • познакомить с видами (пищевая, каменная, морская), характеристикой, свойствами соли;
  • познакомить детей с одним из способов покраски соли;
  • обогащать и активизировать словарь: кристалл, добыча

Развивающие задачи:

  • закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
  • развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы;
  • развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, способствовать развитию познавательного интереса у детей;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе экспериментирования:
  • развивать положительные эмоции интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
  • воспитывать любознательность и умение работать вместе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Педагогические технологии: использование ИКТ, игровые, исследовательские, здоровье – сберегающие.

 

Предварительная работа: 

  • рассматривание картинок и презентаций;
  • беседа о способах добычи соли;
  • чтение художественной литературы о соли;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание соли.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Планируемый результат:

  • дети познакомятся с некоторыми свойствами соли;

 

  • дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя, формулировать гипотезы и выводы;

 

  • у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.

Материалы и оборудование: наглядные пособия с изображением видов соли и способов ее добычи; иллюстрации картин, нарисованных солью; тарелочки и мешочки с солью; сырые куриные яйца; ложечки; стаканчики с водой; салфетки; гуашь; кисточки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разметелевская средняя общеобразовательная школа»

учреждение №2 (дошкольное отделение)

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в группе младшего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

«Волшебная соль»

Разработала воспитатель:

Михайлова Е.А.

2019

Цель: Создание условий для систематизации представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Образовательные  задачи:

  • уточнить знания детей о соли, о способах ее добычи, об использовании человеком в быту;
  • познакомить с видами (пищевая, каменная, морская), характеристикой, свойствами соли;
  • познакомить детей с одним из способов покраски соли;
  • обогащать и активизировать словарь: кристалл, добыча

Развивающие задачи:

  • закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
  • развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы;
  • развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, способствовать развитию познавательного интереса у детей;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать в процессе экспериментирования:
  • развивать положительные эмоции интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
  • воспитывать любознательность и умение работать вместе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Педагогические технологии: использование ИКТ, игровые, исследовательские, здоровье – сберегающие.

Предварительная работа:  

  • рассматривание картинок и презентаций;
  • беседа о способах добычи соли;
  • чтение художественной литературы о соли;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание соли.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Планируемый результат:

  • дети познакомятся с некоторыми свойствами соли;

  • дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя, формулировать гипотезы и выводы;

  • у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.

Материалы и оборудование: наглядные пособия с изображением видов соли и способов ее добычи; иллюстрации картин, нарисованных солью; тарелочки и мешочки с солью; сырые куриные яйца; ложечки; стаканчики с водой; салфетки; гуашь; кисточки.

Ход НОД

Воспитатель и дети стоят на ковре посередине группы

Воспитатель звонит в колокольчик:

- Колокольчик расписной нас зовет играть с собой!

Становитесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям, улыбнемся им и скажем здравствуйте!

- Садитесь поудобнее на коврик, мы начинаем наше занятие.

Все расселись по местам?

Никому не тесно

По секрету вас скажу

Будет интересно!

Стук в дверь ,появляется повар

Повар: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Повар: Ребята, у меня беда. Сварила я сегодня обед   и первое блюдо, и второе, но почему-то все невкусное. Что-то я забыла положить, а что не помню. Ребята, может быть вы мне поможете?

Дети: Да, поможем.

Повар уходит

Воспитатель: Ребята, наш повар потерял сегодня   мешочек с чем –то очень важным. Вот он, я нашла его около дверей кухни, когда шла на работу.

воспитатель показывает мешочек

Воспитатель: Я думаю вы сейчас без труда догадаетесь, что там находится  

Без нее, ребята, повар, просто как без рук

И становится вся пища, несъедобна вдруг!

Если в ранку попадет- испытаешь боль

Вы конечно догадались

Ну конечно – это СОЛЬ

перед детьми появляется пачка соли

Воспитатель: Ребята, у всех дома есть соль?

Дети: Да

Воспитатель: Передавайте мешочек с солью друг дугу и называйте куда ваши мамы добавляют соль

дети передают мешочек друг другу и рассказывают о том, куда можно добавить соль

Воспитатель: Для нас соль сейчас – это пищевой продукт. Но давно наши предки, прабабушки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далекие времена соль считалась драгоценностью, ценилась как золото. Ее хранили в особых ларцах. Из-за соли разгорались войны, люди ссорились и враждовали. Отсюда народная примета. Соль рассыпал - к ссоре, неудаче.

-Ребята, а откуда же берется соль?

Ответы детей

Воспитатель: Соль бывает:

                          - каменная (воспитатель показывает иллюстрацию соли и способ ее добычи)

Эту соль добывают в глубоких шахтах специальные машины. Потом ее очищают, и она становится обычной пищевой солью

                          - пищевая (воспитатель показывает иллюстрацию), которая есть у всех на кухне

                          - морская (иллюстрация соли и способ ее добычи)

Эту соль добывают в морях и океанах

Ребята, скажи пожалуйста, чем полезна соль?

Ответы детей 

Воспитатель: - соль помогает сделать пищу вкуснее

                          - помогает сохранять продукты, ее используют для консервирования

                          - используют для оздоровления, морской водой промывают нос и горло

Воспитатель: Пришло время немного отдохнуть

Физминутка: «Пяточка, носочек»

Танцевальная зарядка под музыку

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Воспитатель: Ребята, нам предстоит очень серьезная работа. Мы узнаваем свойства соли.  Для этого нам нужно пройти в лабораторию. А кто работает в лабораториях?

Дети: В лабораториях работают ученые

Воспитатель: Что они там делают?

Дети: Ученые проводят опыты и исследования

Воспитатель: Тогда мои детки покружились, покружились и в ученых превратились. Надеваем передники и вспоминаем правила поведения в лаборатории

Дети по схеме рассказывают о правилах поведения в лаборатории

Дети: В лаборатории нельзя кричать, нельзя ничего трогать и пробовать на вкус без разрешения взрослого, соблюдать осторожность и работать только на своем месте.

Воспитатель: Занимаем свои места и приступаем к работе

Лаборатория

Перед каждым ребенком на столах стоит тарелочка с солью, ложка

Воспитатель: Какого цвета соль?

Дети: Белого цвета

Воспитатель: Обозначим это на доске (ребенок подходит к доске и находит нужные карточки)

- Имеет ли соль запах? Понюхайте.

Дети: не имеет (обозначение на доске)

Воспитатель: Имеет ли соль вкус? Возьмите немного соли в ложечку и попробуйте, какая она на вкус?

Дети: Соленая

Воспитатель: Значит соль имеет вкус (обозначение детьми на доске)

- Рассмотрим соль. На что похожа соль?

Дети: Соль похожа на зернышки, крупинки, кристаллы

ОПЫТ №1

Воспитатель: Попробуем надавить на эти кристаллы ложкой и посмотрим, что случится?

Дети: слышится хруст

Воспитатель: Значит при надавливании кристаллы ломаются (обозначение на доске)

ОПЫТ №2

Перед детьми стоит стакан с водой

Воспитатель: Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится»

А так ли это, действительно соль боится воды, сейчас мы узнаем.

Возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.

Что произошло с солью?

Дети: Соль исчезла, растворилась

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод?

Дети: Соль растворяется в воде (обозначаем на доске карточками)

Воспитатель: Молодцы, поэтому в пословице говорится, что соль воды боится. Как вы думаете, какая вода стала на вкус?

Дети: вода стала соленая

ОПЫТ №3 

показ воспитателем

на столе стоят 2 стакана с водой, тарелочка с солью, ложка, 2 сырых яйца

Воспитатель: Внимательно посмотрите мой опыт

У меня 2 стакана и 2 сырых яйца

Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду

Сначала положим яйцо в чистую воду

- Что произошло с яйцом? -

Дети: оно опустилось на дно

Воспитатель: Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?

Дети: оно плавает, не опускается на дно

Воспитатель: Какой можем сделать вывод?

Дети: соленая вода держит предметы

Воспитатель: Поэтому, когда мы плаваем в море, а мы знаем, что в море вода соленая, нам плавать легче, потому что морская соленая вода нас держит. В море научиться плавать легче, чем в озере или реке.

-А сейчас немного отдохнем и сыграем в игру «Соленый- несоленый»

дети выходят на коврик

Игра «Соленый- несоленый»

Воспитатель: Когда вы услышите продукт, который можно солить, вы приседаете и стоите на месте, если этот продукт солить не нужно (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, хлеб, апельсин, рыба, мандарин, яйцо)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами не только ученые, но еще немного волшебники. Мы попробуем превратить нашу обычную соль в цветную.

А для чего мы будем это делать?

Ответы детей

Воспитатель: Я открою вам маленький секрет. Люди научились рисовать солью и создавать красивые картины.

 Демонстрация картин, нарисованных солью

Перед детьми тарелочка с солью, стакан с водой, кисточка, гуашь

Воспитатель: Возьмите немного краски и воды на кисточку и опустите в соль. Что произошло?

Дети: кристаллики соли начали окрашиваться

Воспитатель: Что получилось?

Дети: поучилась цветная соль

Воспитатель: На следующем занятии, на рисовании, мы с вами будем рисовать цветной солью. Это будет очень интересно, и я надеюсь у нас получатся красивые рисунки.

А сейчас подойдите все ко мне

Посмотрите, в моей корзине много разных мешочков, но повару нужна была только соль. Найти мешочки с солью на ощупь.

 в корзине мешочки с солью, горохом, мукой, крупой, шишками

Воспитатель: Откройте мешочки и проверьте, правильно ли нашли соль.

Давайте подарим эти мешочки с солью повару

Появляется повар и дети отдают мешочки с солью

Воспитатель: Вот то, что вы потеряли, это соль, возьмите и не забывайте солить еду, чтобы она была вкусная.

Повар: Спасибо, ребята. До свидания.

Повар уходит

Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?

Дети: Мы помогали повару

Воспитатель: А что потерял повар?

Дети: Повар потерял соль

Воспитатель: Что вы узнали о соли? Какая она?

Ответы детей 

Воспитатель: Вам понравилось быть учеными?

Ответы детей 

Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы, хорошо поработали, мне очень понравилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей для среднего дошкольного возраста "Путешествие в космос".

Данный конспект - проект был предоставлен в профессиональном конкурсе молодых педагогических работников ДОУ "Педагогические вёсны" и выиграл гранд....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Юные помощники»

Данная деятельность позволяет  развивать наблюдательность, мышление, речь, самостоятельность,  закреплять представления о строении растений, знакомить с названиями некоторых из них...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. тЕМА "пУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС"

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема "Путешествие в лес"...