Консультация для педагогов по теме: «Развитие умения детей экспериментировать в свободной деятельности (старший дошкольный возраст)
консультация (старшая, подготовительная группа)

Наталья Алексеевна Бударина

Консультация для педагогов

                                    по теме:

«Развитие умения детей экспериментировать в свободной деятельности (старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_eksperimentirovanie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Павлово

                    Консультация для педагогов

                                    по теме:

«Развитие умения детей экспериментировать в свободной деятельности (старший дошкольный возраст)

                                                                   Составила: Бударина Н. А.

                                                                 воспитатель подготовительной группы «Непоседы»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.  

 Надежда Александровна Короткова указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире». В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.  Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 •       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

 •       Развивается речь.  

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

 • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.  

В нашей группе есть центр экспериментирования, Дети совместно с воспитателем в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.  В содержание центра входит: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.  Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым

сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.  

     Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и решила взять экспериментирование по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.            

 В соответствии с процессом экспериментирования в своей практике  я выдвигаю следующие цели:

•   развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

 •   подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

•   развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

•   развивать коммуникативные навыки;

•   помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

•   способствовать развитию умения  обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

 •   развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности; экспериментировать с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.  

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Незнайки, Буратино (и др.).   Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так, на прогулке на участке замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабым растениям трудно через нее пробиться.  

  В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?", "Из каких материалов можно сделать лодку?", "Поймай солнышко" и др. С детьми мы проводим эксперименты по выявлению причин отдельных явлений. Например, "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.  Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?»   Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?  После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

 В подготовительной к школе группе все более и более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.  Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, какими они будет через 10 дней".  Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.  

Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, мною используются такие приемы: - Организация мини – лабораторий, где дети сами экспериментируют, ставят гипотезы перед собой, делают выводы. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов.    - Выполняю работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.  

-   Следующий прием это - Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.  В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

  Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я порекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования.     Родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.  Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.

Таким образом, при организации детского экспериментирования в свободной деятельности, я увидела, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.  Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Консультация для воспитателей на тему«Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...

Консультация для педагогов на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий техникой оригами»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...