Консультация для педагогов. Тема"Система работы с родителями по формированию безопасной жизнедеятельности дошкольников".
консультация

Малькова Наталья Владимировна

Обобщен опыт практической работы по теме на примере  МДОУ "Детский сад№158" г.Ярославль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с родителями

 по формированию безопасной жизнедеятельности дошкольников.

 В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. Именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка.  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 158» посещают 252 воспитанника (из них 101 ребенок с ОВЗ, 18 имеют статус  ребенок-инвалид). В учреждении  функционирует 14 групп, которые находятся в трех корпусах: 2 группы раннего возраста ( 1 группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 1 группа общеразвивающей направленности) ; 12 групп дошкольного возраста ( 4 общеразвивающей направленности; 1 группа  комбинированная для детей с тяжелыми нарушениями речи;  4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3 группы ля детей имеющих задержку развития ) .    

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьей. Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья (Сташкова Т.Н. 2014, с. 3.).

    Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Опыт, который ребенок получил в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь.  «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В.А. Сухомлинский 

Одно из направлений работы нашего детского сада создание  системы (комплекса) педагогических условий обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

В своей работе мы выделяем следующие этапы работы с семьей. 1.Диагностический этап .

        Исследование семьи - это изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка.                                         Первичную диагностику семьи  проводит воспитатель группы, но если в процессе анализа полученных результатов воспитатель видит, что какая то семья , нуждается в более  глубоком изучении, к работе с семьей подключается педагог-психолог

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Более 30% родителей имеют высшее или незаконченное высшее образование; около 40 % среднее профессиональное;  20% начальное профессиональное; 10% имеют среднее образование (школа).  Основная масса воспитанников воспитывается в полных семьях (70).

 Организуя диагностическое обследование детско-родительских взаимоотношений ребенка дошкольного возраста с родителями, как правило, обращается внимание на актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глазами родителя, педагог- психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские установки и реакции; отношение родителей к ребенку и жизни в семье; нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании; типы воспитания; уровень родительской компетентности и т. п. ( анкетирования  направленные на изучение различных аспектов безопасной жизнедеятельности дошкольника;  различные проективные методики, различные опросники - Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) ; Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) ; Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова) и т.д.)

    Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение». Данная техника направлена на:

1.Изучение особенностей детско-родительских отношений (прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка);  

2. Анализ проблем и трудностей в развитии ребенка с позиции родителя; сбор анамнестической информации,

3. Выявление личностных особенностей  родителя

Также в своей работе мы используем метод «Сеть социальных контактов» -  это системный метод социальной работы с  семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.

    Метод работы с сетью социальных контактов, построен на представлении о том, что все мы являемся частью различных систем, и что мы подвержены влиянию взаимодействия этих систем. Если проблемы возникают в рамках одной системы (например, в семье), это отражается на всех её членах, в данном случае, на детях. Семья, в большинстве случаев, является наиболее важной системой для ребёнка, но не единственной. Все эти системы должны быть приняты во внимание в ходе работы.(Пример. Плохие взаимоотношения между семьёй и детским садом, например, также влияют на благополучие ребёнка)

  В своей работе мы используем -заполнение карты сети с указанием всех важных людей в жизни ребенка; друзья, семья, родственники, воспитатели и др. Карту рисует ( или выстраивает из игрушек)  сам ребенок под руководством педагога-психолога, который, задавая вопросы, помогает ребенку определить его эмоциональную дистанцию с каждым из этих персонажей, также карту заполняют и родители. Благодаря своей простоте, создание и анализ карты могут стать достаточно мощным терапевтическим инструментом. Карта отражает настоящую ситуацию, как с позитивной, так и с негативной стороны. Таким образом, родители сами могут определить новые возможности, а так же проблемы и конфликты, которые требуют разрешения. 

На основе собранных данных можно анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем.

Данные  полученные  на диагностическом этапе учитываются при организации взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями по формированию основ безопасной жизнедеятельности ребенка.

                                                                                                                                                                                 

2.Этап установления контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

     Работа с мотивацией идет на протяжении всего периода взаимодействия с семьей т.е. на протяжении всего времени посещения детьми детского сада. Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнёрских отношений с семьёй , лежит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный , безоценочный стиль общения и установления диалога с каждой семьёй.

     Рефлексивная направленность педагогического общения помогает не просто «указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он конструировал его сам для себя» (Л.А.Петровская, Ю.М.Жуков). По мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с ребёнком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые в свою очередь влияют положительно на детско - родительские взаимоотношения. Рефлексивная модель общения педагога с семьёй, обнаруживается в переосмыслении родителями своих воспитательных установок и стереотипов родительского мышления, раскрытии своих внутренних резервов, причём раскрытии самими родителями.

Особое внимание  всеми специалистами детского сада уделяется родителям, воспитывающим детей с особыми возможностями здоровья  и «неблагополучным» семьям.

        Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».  К этой категории можно отнести - конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

     Сталкиваясь с препятствиями и сложными жизненными ситуациями (пр. рождение  и воспитание ребенка с особыми потребностями), личность, как показано в работах отечественных и зарубежных авторов А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Т.Б.Карцевой, Р.Х. Шакурова, В. Франкла и др., изменяется в отношении к себе, социуму и деятельности. В этом случае в качестве определяющего фактора, помогающего преодолеть это препятствие, авторы выделяют уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

      В психолого-педагогических исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др., описывается психотравмирующее влияние ребенка с особыми возможностями здоровья  на отношения в семье и возникновение в связи с этим психопатологических расстройств у матерей. В большинстве из них имеют место конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения, отчужденность, одиночество в семье . Все вышеперечисленные особенности личности родителей воспитывающих «особого» ребенка способствуют возникновению непонимания и со специалистами  деского сада. (…)

3.Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи. На данном этапе происходит выбор направления психолого-педагогической помощи семье, выбор определяется в зависимости от результатов диагностики

4.Работа по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направлена на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

Наиболее эффективными методами работы с родителями, способствующих формированию безопасной жизнедеятельности дошкольников являются активные формы и методы: родительские собрания, семинары-практикумы, дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы , в контексте рефлексивной модели общения, предоставляют родителям возможность вместе со специалистом эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер; помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт с ребенком в семье. (…)

      В нашем детском саду восстановительный подход  положен в основу организации и технологий работы с семьей с целью профилактики детского и семейного неблагополучия и создания условий для восстановления способности людей понимать друг друга и уметь договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций. Работа с включает в себя целый комплекс направлений с привлечением специалистов органов системы профилактики, специалистов смежных областей.

Опыт применения восстановительного подхода показывает, что при таком способе действий, при котором вместо отклонений исходной точкой служат возможности развития, потребности и способности, т.е. позитивные ресурсы человека, складываются совсем другие взаимоотношения между педагогами и их подопечными. Как правило, это отношения взаимного доверия и интереса, а также сотрудничества. Воспитанники и педагоги в процессе диалога приобретают новый опыт, вместе с осознанием происходит и процесс личностного развития, изменений, без которых невозможно социальное принятие, взаимодействие без применения насилия в отношении других лиц.

В процессе профилактической работы с родителями , детей посещающих детский сад №158 проводились информационные, образовательные, и практико-ориентированные мероприятия (расширенные встречи, круглые столы) с участием специалистов органов системы профилактики семейного и детского неблагополучия. Проведено в три расширенные встречи родителей , специалистов сада , а также при участие органов опеки и Пдн. Результатом всех встреч было, сохранение ребенка в кровной семье.  Родители ( во всех случаях мать) стали посещать занятия педагога – психолога, с целью коррекции детско-родительских отношений.

Предложенная нами  педагогическая модель работы с родителями по формирования безопасного поведения детей  дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи, позволяет использовать технологии, методы, формы и средства в образовательном процессе, направленная на активизацию когнитивной и эмоционально-мотивационной функции личности, актуализацию ценностных ориентаций, способствующие безопасному поведению.

 

Подготовила

педагог-психолог Малькова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Реализация в ДОУ проекта «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Городской семинар-практикум «Здоровье и безопасность детей в летнее время» /Сообщение на тему:  «Реализация  в ДОУ проекта «Основы безопасности жизнедеятель...

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Система работы ДОУ по формированию основ безопасности правил дорожного движения в условиях сотрудничества образовательного учреждения и семьи»

laquo;Система работы ДОУ по формированию основ безопасности правилдорожного движения в условиях сотрудничества образовательногоучреждения и семьи»План семинара:Организация образовательной деяте...

Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»

Консультация для педагогов«Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников»...

Консультация для педагогов Тема: «Системная работа с детьми ОВЗ с использованием здоровье - сберегающих технологий

В ДОУ для детей с ОВЗ  должна вестись системная работа по здоровье - сбережению и  физическому развитию, а также  повышению двигательной активности. Этому  должна способствов...