Конспект занятия по образовательной деятельности «Вода - источник жизни»
опыты и эксперименты

Ванина Алёна Николаевна

Конспект занятия по образовательной деятельности  «Вода - источник жизни»

     

Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды, ее физическими свойствами. Рассказать детям о значении и роли воды в жизни человека; познакомить с ее агрегатными свойствами. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Родины, развивать любознательность.

Оборудование: на столах стаканы с водой, посуда разной формы, промокательная бумага, гуашь.

Ход

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необыкновенное занятие. Чем мы с вами будем заниматься, подскажет вам эта загадка: (загадывает загадку) .

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, хорошо, отгадка будет спрятана в моем задании. Я включу музыку, а вы потанцуете. Я буду смотреть, как вы будете танцевать. (Дети танцуют). После танца воспитатель говорит: «Ребята, я вижу, вы чуть-чуть устали, покраснели, наверное, захотели пить». (Предлагает детям выпить воды). Ребята, вы чувствуете, как вам стало хорошо, приятно. А теперь вы отгадаете загадку.

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, какую огромную роль играет вода в жизни человека. И сегодня мы с вами будем говорить об этом великом чуде природы. В начала давайте подойдем к карте земного шара и посмотрим, где же живет наша вода. Обратите внимание на карту. Видите на ней разные краски? А какой больше всего?

Ответы детей (синей, голубой) .

Воспитатель: Правильно, вода занимает большую часть, чем суша на нашей земле. А где находится вода? Ответы детей (в реках, озерах, прудах.)

Воспитатель: А еще вода образует огромные моря, океаны. Огромные запасы находятся под землей. В виде прозрачных ключей вода находит себе дорогу на поверхность земли, и, таким образом, образуются реки. А реки несут свои воды в моря и океаны, пополняя их водой. А кто из вас знает, чем отличается вода в реках от морской воды:

Ответы детей (вода в море соленая) .

Воспитатель: Правильно, а знаете, почему вода в море соленая?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне нравится, что вы стараетесь найти ответ, но никто из вас правильно не ответил на мой вопрос. Хотите узнать? Как вы правильно отметили, вода в море соленая. Да, она не просто соленая, она горькая, нестерпимо соленая, просто отвратительная на вкус. Ведь неда-ром люди, попавшие в кораблекрушение на море и оставшиеся без пресной воды, могут погибнуть, потому что пить морскую воду невозможно. Но кто же так крепко посолил воду в море? Да все те же капельки воды — вечные странницы и вечные труженицы. Реки неудержимо стремятся и морю. Все реки земного шара бегут к нему извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за долгий путь. В речной воде есть немного соли, которую ни вкус не ощущаем. Эту соль вода вымывает из почвы и не сет ее в море. И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. Пригрело солнышко, вода стала испаряться. Испаряясь, она оставляет соль, которую принесла с собою. Вот почему оставшаяся вода в море становится соленой. А теперь мы вместе с вами рассмотрим свойства воды. Мы вместе будем выполнить задания и находить ответы на вопросы:

Имеет ли вода форму? Как доказать?

Опыт 1

(предлагает детям перелить воду из стакана в емкости разной формы) .

Вывод: вода принимает форму того сосуда, который занимает.

Воспитатель: Вы переливали воду из одного сосуда другой, а можно ли перелить мел, бумагу?

Ответы детей.

Вывод: вода обладает свойством текучести.

Воспитатель: А кто может объяснить, почему вода го чет, а мел — нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Так как между ее частичками большое расстояние, чем между частичками мела. Поэтому про воду говорят, что она жидкая, а мел — твердый.

(предлагает детям промоделировать мел и воду - ТРИЗ) .

Есть ли цвет у воды?

Ответы детей.

Вывод: вода бесцветная.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с водой - если ее нагревать?

Ответы детей.

Опыт 2

Педагог нагревает очень соленую воду, кристаллы остаются на дне чашки. (Объясняет, почему вода в море соленая) .

Вывод: при нагревании вода превращается в пар (газообразное состояние) .

Воспитатель: Что произойдет, если воду вынести на мороз?

Ответы детей (замерзнет) .

Вывод: вода может быть жидкой, газообразной и твердой (три агрегатных состояния) .

Воспитатель: Вы посмотрели опыты, а теперь давайте вместе подумаем, почему идет дождь?

(Дети с воспитателем повторяют процесс) .

1. Вода нагрелась под солнечными лучами и стала ис-паряться.

2. Водяной пар образует облако. Вначале облако было белое, по мере того, как оно испаряется, ее капелек в нем становится больше и больше, облако темнеет и превращается в тучу. Вот в туче собралось столько много капелек воды, что они не выдерживают и падают вниз в виде дождя. И дождь образует лужи.

Задание: Нарисовать лужи.

Воспитатель: Ребята, а каким карандашом вы нарисовали лужи?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему? Ведь вода бесцветная!

Ответы детей.

Воспитатель: Она нам кажется голубой, так как в ней отражается небо. А в хмурую погоду, когда небо покрыто тучами, вода кажется серой. (Предлагает детям посмотреть в воду, где они видят свое отражение) .

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о воде. Скажите, где ее используют?

Ответы детей (поливают огород, тушат пожары, моют руки.)

Воспитатель: Молодцы! На втором занятии мы с вами продолжим разговор об этом чудесном явлении природы — воде.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о воде. А для чего человеку нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы мы с вами росли, не погибли, так как без воды человек может просуществовать не более 3—4 дней. А вы знаете, что в нашем организме воды очень много. Это не та вода, которую выпили. Оно входит в состав крови, кожи, мышц. А знаете, как узнать, сколько воды содержится в нашем организме? Сейчас мы вместе с вами подсчитаем. Например, Лена, какой у тебя вес?

Ответ: (24 кг).

Воспитатель: Вот сейчас мы узнаем, сколько в твоем теле воды: 24 : 3 х 2 = 16 литров воды. Это еще раз подтверждает то, какую огромную роль играет вода в существовании нашего организма. Представьте на минуту, если бы наш организм не получал бы воды, что с ним бы произошло?

(Показывает два яблока: одно сухое, а другое — зеленое, сочное) .

Воспитатель: Чем же они отличаются? Почему с ним это произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, если мы не будем употреблять нужное количество воды, наш организм перестанет жить. А как вы думаете, какую роль играет вода в жизни растений!

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вода в жизни растений играет такую же роль, как и в жизни людей. Поэтому все растения, как комнатные, так и на улице, требуют регулярного полива. А знаете, как растения берут из почвы воду? Давайте проделаем опыт.

Опыт

Дети берут промокательную бумагу. Окунают конец ее в воду и смотрят, как увлажняется весь кусок бумаги.

Вывод: по такому принципу происходит питание всех растений: деревьев, кустарников, травы.

Воспитатель: Ребята, а хотите попить чаю? (Предлагает горячую воду, заварку, сахар) :

1. Наливает воду в чашки, комментирует вместе с детьми, что вода обладает текучестью и принимает форму того сосуда, в который налита:

2. А теперь, ребята, посмотрите, что произойдет с водой, когда мы будем в нее наливать заварку? (Заваривает чай) :

Вывод: Частицы воды так расположены далеко друг от друга, что между ними проходят частицы заварки и окрашивают воду в коричневый цвет, т. е. с помощью воды можно растворить разные красители.

3. Положите сахар и посмотрите, что с ним произойдет? Ответы детей (сахар растворился, чай стал сладким).

Воспитатель: Кто попытается объяснить, почему это произошло? (Дети вместе с воспитателем объясняют это явление по аналогии со вторым опытом) .

4. Теперь давайте пить чай- Все мы пришли к выводу, что вода — основа нашей жизни. А как вы думаете, много у нас пресной воды или нет?

Воспитатель: Огромные запасы пресной воды имеются на Земле. Но они не бесконечны. Поэтому вода, как и все, что нас окружает, требует бережного отношения. Давайте поговорим, что значит беречь воду.

Ответы детей (закрывать краны, когда течет вода без надобности, не засорять водоемы, не мыть машины около рек, прудов, не поливать огороды водопроводной водой и т. д.)

Воспитатель: Как вы понимаете такую пословицу: «Где вода — там жизнь» («Была бы водица, а зелень нарядится», «Вода всегда путь найдет»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной деятельности  «Вода - источник жизни»

        

Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды, ее физическими свойствами. Рассказать детям о значении и роли воды в жизни человека; познакомить с ее агрегатными свойствами. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Родины, развивать любознательность.

Оборудование: на столах стаканы с водой, посуда разной формы, промокательная бумага, гуашь.

Ход

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необыкновенное занятие. Чем мы с вами будем заниматься, подскажет вам эта загадка: (загадывает загадку) .

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, хорошо, отгадка будет спрятана в моем задании. Я включу музыку, а вы потанцуете. Я буду смотреть, как вы будете танцевать. (Дети танцуют). После танца воспитатель говорит: «Ребята, я вижу, вы чуть-чуть устали, покраснели, наверное, захотели пить». (Предлагает детям выпить воды). Ребята, вы чувствуете, как вам стало хорошо, приятно. А теперь вы отгадаете загадку.

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, какую огромную роль играет вода в жизни человека. И сегодня мы с вами будем говорить об этом великом чуде природы. В начала давайте подойдем к карте земного шара и посмотрим, где же живет наша вода. Обратите внимание на карту. Видите на ней разные краски? А какой больше всего?

Ответы детей (синей, голубой) .

Воспитатель: Правильно, вода занимает большую часть, чем суша на нашей земле. А где находится вода? Ответы детей (в реках, озерах, прудах.)

Воспитатель: А еще вода образует огромные моря, океаны. Огромные запасы находятся под землей. В виде прозрачных ключей вода находит себе дорогу на поверхность земли, и, таким образом, образуются реки. А реки несут свои воды в моря и океаны, пополняя их водой. А кто из вас знает, чем отличается вода в реках от морской воды:

Ответы детей (вода в море соленая) .

Воспитатель: Правильно, а знаете, почему вода в море соленая?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне нравится, что вы стараетесь найти ответ, но никто из вас правильно не ответил на мой вопрос. Хотите узнать? Как вы правильно отметили, вода в море соленая. Да, она не просто соленая, она горькая, нестерпимо соленая, просто отвратительная на вкус. Ведь неда-ром люди, попавшие в кораблекрушение на море и оставшиеся без пресной воды, могут погибнуть, потому что пить морскую воду невозможно. Но кто же так крепко посолил воду в море? Да все те же капельки воды — вечные странницы и вечные труженицы. Реки неудержимо стремятся и морю. Все реки земного шара бегут к нему извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за долгий путь. В речной воде есть немного соли, которую ни вкус не ощущаем. Эту соль вода вымывает из почвы и не сет ее в море. И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. Пригрело солнышко, вода стала испаряться. Испаряясь, она оставляет соль, которую принесла с собою. Вот почему оставшаяся вода в море становится соленой. А теперь мы вместе с вами рассмотрим свойства воды. Мы вместе будем выполнить задания и находить ответы на вопросы:

Имеет ли вода форму? Как доказать?

Опыт 1

(предлагает детям перелить воду из стакана в емкости разной формы) .

Вывод: вода принимает форму того сосуда, который занимает.

Воспитатель: Вы переливали воду из одного сосуда другой, а можно ли перелить мел, бумагу?

Ответы детей.

Вывод: вода обладает свойством текучести.

Воспитатель: А кто может объяснить, почему вода го чет, а мел — нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Так как между ее частичками большое расстояние, чем между частичками мела. Поэтому про воду говорят, что она жидкая, а мел — твердый.

(предлагает детям промоделировать мел и воду - ТРИЗ) .

Есть ли цвет у воды?

Ответы детей.

Вывод: вода бесцветная.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с водой - если ее нагревать?

Ответы детей.

Опыт 2

Педагог нагревает очень соленую воду, кристаллы остаются на дне чашки. (Объясняет, почему вода в море соленая) .

Вывод: при нагревании вода превращается в пар (газообразное состояние) .

Воспитатель: Что произойдет, если воду вынести на мороз?

Ответы детей (замерзнет) .

Вывод: вода может быть жидкой, газообразной и твердой (три агрегатных состояния) .

Воспитатель: Вы посмотрели опыты, а теперь давайте вместе подумаем, почему идет дождь?

(Дети с воспитателем повторяют процесс) .

1. Вода нагрелась под солнечными лучами и стала ис-паряться.

2. Водяной пар образует облако. Вначале облако было белое, по мере того, как оно испаряется, ее капелек в нем становится больше и больше, облако темнеет и превращается в тучу. Вот в туче собралось столько много капелек воды, что они не выдерживают и падают вниз в виде дождя. И дождь образует лужи.

Задание: Нарисовать лужи.

Воспитатель: Ребята, а каким карандашом вы нарисовали лужи?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему? Ведь вода бесцветная!

Ответы детей.

Воспитатель: Она нам кажется голубой, так как в ней отражается небо. А в хмурую погоду, когда небо покрыто тучами, вода кажется серой. (Предлагает детям посмотреть в воду, где они видят свое отражение) .

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о воде. Скажите, где ее используют?

Ответы детей (поливают огород, тушат пожары, моют руки.)

Воспитатель: Молодцы! На втором занятии мы с вами продолжим разговор об этом чудесном явлении природы — воде.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о воде. А для чего человеку нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы мы с вами росли, не погибли, так как без воды человек может просуществовать не более 3—4 дней. А вы знаете, что в нашем организме воды очень много. Это не та вода, которую выпили. Оно входит в состав крови, кожи, мышц. А знаете, как узнать, сколько воды содержится в нашем организме? Сейчас мы вместе с вами подсчитаем. Например, Лена, какой у тебя вес?

Ответ: (24 кг).

Воспитатель: Вот сейчас мы узнаем, сколько в твоем теле воды: 24 : 3 х 2 = 16 литров воды. Это еще раз подтверждает то, какую огромную роль играет вода в существовании нашего организма. Представьте на минуту, если бы наш организм не получал бы воды, что с ним бы произошло?

(Показывает два яблока: одно сухое, а другое — зеленое, сочное) .

Воспитатель: Чем же они отличаются? Почему с ним это произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, если мы не будем употреблять нужное количество воды, наш организм перестанет жить. А как вы думаете, какую роль играет вода в жизни растений!

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вода в жизни растений играет такую же роль, как и в жизни людей. Поэтому все растения, как комнатные, так и на улице, требуют регулярного полива. А знаете, как растения берут из почвы воду? Давайте проделаем опыт.

Опыт

Дети берут промокательную бумагу. Окунают конец ее в воду и смотрят, как увлажняется весь кусок бумаги.

Вывод: по такому принципу происходит питание всех растений: деревьев, кустарников, травы.

Воспитатель: Ребята, а хотите попить чаю? (Предлагает горячую воду, заварку, сахар) :

1. Наливает воду в чашки, комментирует вместе с детьми, что вода обладает текучестью и принимает форму того сосуда, в который налита:

2. А теперь, ребята, посмотрите, что произойдет с водой, когда мы будем в нее наливать заварку? (Заваривает чай) :

Вывод: Частицы воды так расположены далеко друг от друга, что между ними проходят частицы заварки и окрашивают воду в коричневый цвет, т. е. с помощью воды можно растворить разные красители.

3. Положите сахар и посмотрите, что с ним произойдет? Ответы детей (сахар растворился, чай стал сладким).

Воспитатель: Кто попытается объяснить, почему это произошло? (Дети вместе с воспитателем объясняют это явление по аналогии со вторым опытом) .

4. Теперь давайте пить чай- Все мы пришли к выводу, что вода — основа нашей жизни. А как вы думаете, много у нас пресной воды или нет?

Воспитатель: Огромные запасы пресной воды имеются на Земле. Но они не бесконечны. Поэтому вода, как и все, что нас окружает, требует бережного отношения. Давайте поговорим, что значит беречь воду.

Ответы детей (закрывать краны, когда течет вода без надобности, не засорять водоемы, не мыть машины около рек, прудов, не поливать огороды водопроводной водой и т. д.)

Воспитатель: Как вы понимаете такую пословицу: «Где вода — там жизнь» («Была бы водица, а зелень нарядится», «Вода всегда путь найдет»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по исследовательской деятельности"Вода-царица" подготовительная группа 6-7лет

Данный конспект занятия поможет воспитателю  рассказать детям о свойствах воды как жидкости....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности "Водичка, водичка"

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению.Задачи: образовательные: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» в первой младшей группе

Программное содержание:1.    Образовательные:-     познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, прозрачная, холодная, горячая);-     учи...