Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми
материал

Сергеева Надежда Анатольевна
Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanizatsiya.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

Современная система  образования строится с учетом принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. В

ее основу положена приоритетность дошкольного звена в единой системе  непрерывного образования.

Это связано с введением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации», где дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

С введением в действие Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования с 1 января  2014года важным условием гармоничного развития дошкольников является «построение образовательной

деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего

образования, становится субъектом образования».

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. „Цель— вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми —“Делай, как я!”. Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, нотации. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно “двойному стандарту”—“для себя” и “для тети”.

“Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!” Его цель—содействовать становлению ребёнка как личности.'Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования; формирование начал личности; развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.  Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное .значение. в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает, "отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей. Гуманистическое образование играет роль социальной защиты ребенка в детстве, его прав, в частности на образование, направленного «на развитие личности, талантов, а также умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Однако в практике дошкольных учреждений долгое время преобладала учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.  Гуманистическая система воспитания предполагает реализацию идей педагогики сотрудничества всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, включая родителей.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи педагогической работы с детьми на занятиях театральной группы «ИГРА».

Основные цели и задачи педагогической работы с детьми, применяемые мною  на занятиях театральной группы «ИГРА»....

Основные принципы оздоровительной работы с детьми

Известно, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности дошкольника. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитацио...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Специальные принципы в работе с детьми с ОВЗ

статья раскрывает педагогические принципы  работы  с дошкольниками с ОВЗ по  физическому развитиюРекомендовано к использованию в работе инструкторам физкультуры, воспитателям, род...