Из истории развития музыкального воспитания дошкольников
статья

Капралова Ирина Георгиевна

Статья содержит сведения о том, как в 20-м веке началось освоение новых путей в музыкальном воспитании дошколников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на занятиях, пути музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Музыкальное воспитание предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия музыкальными произведениями, обучения пению и музыкально-ритмическим движениям.

Об исторических путях становления и развития системы музыкального воспитания детей можно судить по архивным материалам, программно-методическим документам, монографиям, учебно-методическим пособиям, учебникам, диссертационным исследованиям, материалам периодической печати.

Наиболее значительными для практики музыкального воспитания детей дошкольного возраста стали работы известных специалистов - музыкантов в области дошкольного обучения: А.И. Пузыревского, А.Л. Маслова, А.Н. Карасева, С.И. Миропольского.Их рекомендации относительно музыкального репертуара, охраны детского певческого голоса, методических приемов обучения, активизирующих музыкальное восприятие детей, применение творческих заданий в пении были и остаются значимыми в деле становления системы музыкального воспитания и обучения дошкольников.

На рубеже XIX-XX вв. на процесс музыкального воспитания дошкольников оказывала теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля. В ней музыкальной работе с детьми главное место отводится «свободным душевным переживаниям ребенка». Роль педагога игнорируется, необходимость планов и программ отрицается. Он предлагает смотреть на ребенка как на художника, стремящегося к самосовершенствованию, и критикует постановку музыкального воспитания в детском саду, считая его шаблонным. Основной целью он ставит освобождение творческих сил ребенка, то есть освобождение его от коллективного пения, рекомендуя пение собственных мелодий и слов, подбор мелодий на музыкальных инструментах.

В период 20-30 годов XX в. дошкольная педагогика, в том числе музыкальная, находилась на пути становления в единую систему. Музыкальное искусство стало общезначимым. Подготовленный Н.К. Крупской и А.В. Луначарским, и вышедший из печати 16 октября 1918 г. документ «Положение о единой трудовой школе» подчеркивает мысль о необходимости всеобщего детского музыкально - эстетического воспитания, уточняет значение его видов, определяет возрастные ступени развития ребенка.

В том же году был издан план музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, разработанный подотделом музыкального образования Петроградского музыкального отдела, в котором определялись цели, задачи и методы музыкального воспитания.

Огромную роль в развитии теории музыкального воспитания дошкольников сыграли всероссийские съезды по дошкольному воспитанию, проходившие в 1919, 1921, 1924 и 1928 гг. Наряду с обсуждением общего направления и целей в развитии дошкольного воспитания здесь ставились вопросы частных методик. В том числе обсуждались формулировки целей и задач музыкального воспитания, рассматривались принципы отбора и создания детских музыкальных произведений. В соответствии с тем, что дошкольное воспитание определялось как начальное звено воспитания, рекомендовалось использование в работе народных и классических произведений, а также новых, отражающих социалистическую действительность доступными детям образами, дающих возможность осуществить общественное воспитание.

Но господствующий в педагогике комплексно-проектный метод с его организующими моментами (подчинение работы одной теме по определенным отрезкам времени) не позволяли раскрыть перед детьми всю глубину и богатство музыкальных образов. Использование музыки носило иллюстративный характер. Отсутствовал и учет последовательности процесса музыкального воспитания, хотя методические центры активно занимались изучением склонностей, интересов, возможностей детей в области музыкальной деятельности, особенности их музыкального развития. Комплексно-проектный метод нашел отражение в ряде книжных изданий, в том числе в книге Т.А.Вилькорейской и В.М.Кершнер «Музыка у дошкольников». Экспериментальная деятельность осуществлялась широко и была направлена на поиск новых путей как в содержании, методах, так и в организации процесса музыкального воспитания в городе и деревне.

Так, В.Н. Шацкая умело создавала атмосферу заинтересованности музыкой. Этот напряженный и ответственный период работы первой опытной станции отражен в труде В.Н.Шацкой «Музыка в детском саду». Здесь автор на примере своего опыта убедительно доказывает, как велика роль искусства в формировании личности ребенка, определяет роль музыки в его жизни, необходимость ее использования в деле всестороннего воспитания. В.Н.Шацкая и ее товарищи стремились к изучению особенностей ребенка, его музыкальных способностей, интересов, характера, степени развития. Важнейшим методом экспериментальной работы они считали тщательные постоянные и объективные наблюдения за детьми, как групповые, так и индивидуальные. В.Н.Шацкая писала: «Думая о музыкальном будущем маленького ребенка, нужно создать в нем подходящую почву для восприятия музыки». По ее мнению, педагог в процессе музыкального воспитания «… должен прежде всего быть близким человеком этих детей, он должен слиться с их жизнью, войти в их интересы, знать, что делает и чем живет данная группа, и постараться связать с этой жизнью свою работу».

Первые программы детского сада были разработаны в 1932 г. и выпущены как проекты программ для проверки в практической работе. Основная программа была составлена по видам деятельности детей для каждой возрастной группы.

В программе по музыкально - двигательной работе указывалось, что она является средством художественного воспитания и направлена на развитие культуры слуха, ритма, памяти, повышение музыкально- художественной восприимчивости и творческих способностей.

Примерный репертуар, предлагаемый программой, позволял педагогу произвольно, самостоятельно подбирать музыкальные произведения. Так как музыкальную работу с детьми вел не специалист, то программой рекомендовалось вводить музыку в повседневную жизнь по трем направлениям: осознанию связи музыки с рядом явлений общественно - трудового порядка; развитию активности; оформлению ряда вопросов, по которым работали в группе. Развитие движений предполагалось проводить под пение детьми ранее разученных игровых и плясовых песен. В играх рекомендовалось четкое подчинение правилам. Основные задачи в плясках заключались в улучшении двигательного аппарата, развитию коллективной организованности.

В конце 30-х годов XX в. проходит ряд научно - практических конференций дошкольных работников, в том числе и по проблемам музыкального воспитания. Всероссийское совещание по вопросам музыкального воспитания (1938г.) позволило выявить наиболее передовые искания педагогов, дало возможность представить путь развития музыкальной деятельности ребенка, установить взаимосвязь обучения и творческого развития, предъявить требования к обучению с точки зрения осуществления задач музыкального развития.

Развитие системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в 40-60-е годы XX в. определялось влиянием социально - педагогических факторов военных лет и восстановительного периода.

Все содержание художественного, и особенно музыкального воспитания значительно обогатилось народным искусством. В повседневную жизнь детей прочно вошла игрушка. Репертуар детских песен, игр, плясок обогатился произведениями, написанными специально для детей композиторами А. Александровым, М. Раухвергером, В. Герчик, М. Иорданским, А. Филиппенко и др. В военные годы отмечались те же праздничные даты, что и в 30-е годы XX в., но почти все они имели военизированное содержание. Например, дети исполняли пляски «красноармейцев и колхозниц», матросский танец «Яблочко», перепляс «На привале» и т.д.; играли в игры: «Морские волки», «Летчики на аэродроме», «Разведка» и т. д.; устраивали аттракционы: «Бег с гранатой», «Кто скорее доставит донесение командиру?», «Найди пакет», «Метание в цель» и т. д.

В XX в. 50-60-е годы стали периодом активной разработки, апробации и внедрения новых идей и материалов в области музыкального воспитания в педагогическую практику.

В 1962 г. выходит в свет «Программа воспитания в детском саду», выдержавшая девять изданий до 1982 г. В области музыкального воспитания программа дает определенный объем умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок к 7-летнему возрасту. Усложнение программных требований по возрастным группам идет по линии большей детализации заданий, более тонкого различия характера музыки и средств музыкальной выразительности, как в количественном, так и в качественном планах. Программные требования по пению, слушанию музыки, музыкально - ритмическим движениям обеспечивают единство воспитательных и образовательных задач, чем достигается определенный уровень развития ребенка.

Достижением программы является то, что в ней впервые раздел «Движения под музыку» определяется как «Музыкально - ритмические движения», сущность которого - установление воспитательно-образовательной системы, ведущей к развитию музыкальности и ритмичности, совершенствование основных двигательных навыков, развитие личности в целом.

Период активной разработки, апробации и внедрения новых идей, их теоретических разработок в деле создания музыкального воспитания детей дошкольного возраста - 60-е годы XX века (Т.С.Бабаджан, Н.А.Ветлугина, А.Д. Войнова, И.Л.Дзержинская, А.Н.Зимина и др.). Опубликованная в 1968 году монография Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка», ознаменовало собой завершение периода становления теории и методики музыкального воспитания, как науки, объединила в себе материалы многолетних исследований, посвященных вопросам музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Благодаря разработанной Н.А.Ветлугиной теории музыкального развития ребенка стало возможным дальнейшее совершенствование вопросов сенсорного, умственного, нравственного, эстетического воспитания, усиление внимания к процессу детского творчества, методом формирования и раскрытия творческой индивидуальности.

В 70-е - 90-е годы XX века наблюдалось интенсивное развитие в теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методические основы теории эстетического воспитания, в том числе музыкального, излагались в монографических работах по эстетике (А.Н.Буров, Н.И. Киященко, М.Ф.Овсянникова, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков и другие) и педагогике (С.А.Аничкин, А.А.Балян, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, В.А.Разумный). В них говорится о необходимости эстетического воспитания и осуществлении взаимосвязей между объективными и субъективными условиями формирования эстетических способностей; о проведении эстетических воздействий с учетом общих закономерностей организации жизни ребенка в его учебе, труде, ознакомлении с природой, игре, общении с искусством; об учете специфики индивидуальной и коллективной деятельности детей, объективных и субъективных условий формирования эстетических способностей.

Комплексный подход к эстетическому, в том числе и музыкальному воспитанию дошкольников в освещаемый период выражается в попытке создать первую программу по эстетическому воспитанию для возрастных групп детского сада. С позиции комплексного подхода научные работники осуществляли исследования в области различных видов детской музыкальной деятельности и исполнительства  (А.И. Вайчене, Н.А.Ветлугина, А.Д. Войнова, Е.А.Дубровская, А.Н.Зимина, Л.Н.Комиссарова и др.).

Таким образом, 70-е - 90-е годы XX века явились периодом активной разработки, апробации и внедрения новых концептуальных идей в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствование практики связывалось с интенсивным развитием педагогической науки. Благодаря разработанной Н.А.Ветлугиной теории музыкального развития ребенка, в стране создается фундаментальная программа музыкального воспитания, совершенствуется музыкальная дидактика.

Итак, многолетний опыт исследовательской педагогической работы по музыкальному воспитанию дошкольников и подготовке музыкально-педагогических кадров в системе дошкольного образования получил свое теоретическое обоснование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

"Нравственное воспитание дошкольников в рамках ознакомления с историей города в преддверии 70-я Победы в ВОВ"

Статья на тему "Нравственное воспитание дошкольников в рамках ознакомления с историей города в предверии 70-я Победы ВОВ"...

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....

Программа по саморазвитию «Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей группы «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей ст...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...