Музыкально - творческое развитие как средство формирования коммуникативных навыков общения.
статья

Зайцева Людмила Юрьевна

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят инновационные процессы, связанные с ситуацией развития дошкольников, в основе которой активная , инициативная, творческая личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.Ю. Зайцева,

МБДОУ «ДСОВ№47», г.Братск   

 Музыкально - творческое развитие как средство формирования коммуникативных навыков общения.

     В настоящее время в системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, связанные с ситуацией развития дошкольников, в основе которой – активная, инициативная, творческая личность.   Одним из условий полноценного развития личности выступает художественно – эстетическое развитие, обеспечивающее   атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника. В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребёнка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

   В новой образовательной ситуации музыкальная деятельность способствует:

- Усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- Развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

- Формированию готовности к совместной творческой деятельности.

   В контексте гуманистической педагогики художественно – эстетическое развитие, связанно с эмоциональной сферой и является идеальной средой для установления межличностных отношений. В силу своей эмоциональности и привлекательности, музыкальная деятельность содержит большие возможности для формирования коммуникативных навыков: различение той или иной ситуации общения, понимание состояния других людей, управление своим поведением. только

   Во время восприятия музыки, у ребёнка формируется не только музыкальная культура, но и развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание. Музыка побуждает детей к коллективному обсуждению.  Например, после прослушивания произведений «Утренняя молитва» Чайковский, «Порыв» Шуман, «Юмореска» Дворжак и т.п. дети охотно высказывают своё мнение о произведении, обмениваются настроением, пережитыми чувствами. Коллективные танцевальные, инструментальные импровизации под музыку (Двигательные этюды «Первый снег», «Листопад», «Полёт шмеля» и т.п.) побуждают к двигательной и художественной активности.

   Одной из важных задач в развитии коммуникации средствами музыкальной деятельности, является становление самостоятельности саморегуляции собственных действий, которое происходит через музыкально – ритмические движения. Один из важных моментов в этом виде деятельности – обучению приглашению на танец и принятие приглашения. Перед тем как обучить этому с детьми проводится беседа о этикете и культуре поведения, как один из методов развития коммуникации. Во время музыкально – ритмических движений, хороводов, парных танцев дети не просто овладевают какими-то движениями, но и вступают в коммуникативное двигательное общение: согласуют свои движения с партнёром, учатся действовать синхронно, договариваются в играх, проявляют коллективное творчество.

   Одной из форм музыкальной деятельности является детское музицирование, которое у дошкольников повышается интерес к музыке, развивается музыкальная память, внимание, происходит преодоление излишней застенчивости, скованности, формируется уверенность в себе, повышается самооценка. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность. Использование форм соло – тутти (играем по одному, играем вместе), играем в эхо, у дошкольников развивается мышление, творческая инициатива, формируется чувство ансамбля, психоэмоциональная близость и единение с коллективом.

   Особое чувство радости вызывает у детей общение во время коллективного пения. Пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает организовать творческие и сюжетные игры. Наблюдая за детьми, можно отметить, что они постоянно что-то напевают, будь то игра или творческая продуктивная деятельность. Нередко пением сопровождаются и другие виды деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах. Исполнение песни вызывает у ребёнка эмоциональный отклик ко всему прекрасному и доброму.  В процессе пения хором, по цепочке, подгруппами у ребёнка развиваются не только певческие способности, но и чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, умение прислушиваться друг к другу, не выкрикивать.

   Одним из видов художественно – эстетического развития является театральная игра, в которой ребёнок проявляет свою выдумку и фантазию, проявляет инициативу и самостоятельность в передаче характера и образа своего героя, проявляет творческую инициативу в создании целого спектакля. Действуя в роли, ребёнок эмоционально переживает поступки персонажей, учится чётко и правильно вести диалог, что способствует развитию грамматического строя речи, расширению словаря, развитию памяти. Таким образом, практика показывает, в процессе художественно – эстетического развития, у дошкольников формируются умения:

-творческое взаимодействие в коллективе,

-сотрудничество,

-толерантность,

-позитивность,

-проявление психоэмоциональной близости и единение с коллективом в процессе творчества,

-проявление адекватной или гармонизированной реакции.

Литература.

1.   Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей с 2-8 лет. - М, Просвещение, 2015 – 119с.

2.   Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284с.

        

 

        ПОДГОТОВИЛА

ЗАЙЦЕВА Л.Ю.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОУ№47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данн...

Консультация для родителей «Общение - средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

В материале представлены коммуникативные игры, которые помогут родителям в формировании навыков общения  у детей...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей» 1 младшая группа

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»1 младшая группа Цель :способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительног...

АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей с особыми возможностями здоровья

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социал...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»          Мелкая моторика – развитие мелких мышц паль...