Игровая технология "Пальчиковые дорожки"
методическая разработка

Усова Марина Валентиновна

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, а тем самым — речевую активность, умственные способности, психические процессы.

Было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

Малышам уже в 2—3 мес. начинают делать гимнастику для пальчиков. Не нужно забывать о русских народных играх: «Сорока», «Братья», «Ладушки» и др., в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Все новое — хорошо забытое старое». Гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.

Задачи игровой технологии:

  • формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам; психические процессы;
  • комбинировать движения пальцев;
  • развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;
  • подвижность мелкой моторики к письму.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;
  • развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;
  • коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное его развитие.

 Правила работы с игровой технологией:

— пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);

— поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности.

При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем показать ребенку основные фигуры и приступать к выполнению упражнения.

Чтобы игра была интересной, пальчиковую гимнастику можно сопровождать чтением стихотворений.

Внимание и память у детей с ОНР развиты недостаточно, ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуются время и терпение.

Игровая технология - «пальчиковые дорожки», состоит из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками.

Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, нитки и т.д.) и объемные с массажным эффектом (бусинки, пуговицы, фигуры). При тематическом использовании схем выбирают сюжетную картинку, на которой обозначают дорожку. Интерес у детей к таким упражнениям очень большой.

Работая с пальчиковыми дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.

   Пальчики-солдатики

Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два»

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз-два, раз-два,

Нам шагать уже пора.

Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.

   Догонялки

Используют дорожки с плоскостными фигурами, например наклеенными цветными прямоугольниками.

Это упражнение выполняют под счет: «Раз-два-три» или под слова: -

Убегу, убегу, убегу, убегу.

Догоню, догоню, догоню, догоню.

Дети «шагают» тремя пальчиками по дорожкам,

Пальчики можно менять, пробуя различные варианты.

   Рубим дрова

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчиками.

   Помощник

Используются объемные дорожки, например бусинки или пуговицы. Дети «шагают» пальцами по бусинкам (пуговицам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.

Я по камешкам иду, к мамочке шагаю.    

Никогда не упаду, точно попадаю.

При реализации игровой технологии «Пальчиковые дорожки» наблюдается следующая положительная динамика:

  • улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика;
  • дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;
  • руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
  • осуществляется профилактика писчего спазма — частой беды начинающих школьников;
  • развеваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия;
  • проявляются творческие способности;
  • осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология "Пальчиковые дорожки"

Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, а тем самым — речевую активность, умственные способности, психические процессы.

Было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребенку в доречевом периоде не помешает массаж рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

Малышам уже в 2—3 мес. начинают делать гимнастику для пальчиков. Не нужно забывать о русских народных играх: «Сорока», «Братья», «Ладушки» и др., в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Все новое — хорошо забытое старое». Гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы лишь для маленьких детей, не умеющих внимательно следить сразу за двумя руками.

Задачи игровой технологии:

  • формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам; психические процессы;
  • комбинировать движения пальцев;
  • развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному маршруту;
  • подвижность мелкой моторики к письму.

При проведении пальчиковых упражнений с детьми необходимо использовать современные образовательные технологии:

  • личностно-ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;
  • развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;
  • коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное его развитие.

 Правила работы с игровой технологией:

— пальцы обеих рук следует нагружать равномерно; после каждого упражнения пальцы нужно расслаблять (например, трясти кистями);

— поскольку пальчиковая гимнастика воздействует комплексно, она должна использоваться во всех видах непосредственно образовательной деятельности.

При разучивании игровых упражнений для пальцев соблюдается такая последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание. Нужно обязательно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует пальцы размять, сгибая и разгибая их. Для этой цели подойдет простая игра «Тучка и солнышко». Затем показать ребенку основные фигуры и приступать к выполнению упражнения.

Чтобы игра была интересной, пальчиковую гимнастику можно сопровождать чтением стихотворений.

Внимание и память у детей с ОНР развиты недостаточно, ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуются время и терпение.

Игровая технология - «пальчиковые дорожки», состоит из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками.

Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, нитки и т.д.) и объемные с массажным эффектом (бусинки, пуговицы, фигуры). При тематическом использовании схем выбирают сюжетную картинку, на которой обозначают дорожку. Интерес у детей к таким упражнениям очень большой.

Работая с пальчиковыми дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.

   Пальчики-солдатики

Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два»

По дорожке мы идем,

Никогда не устаем.

Раз-два, раз-два,

Нам шагать уже пора.

Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.

   Догонялки

Используют дорожки с плоскостными фигурами, например наклеенными цветными прямоугольниками.

Это упражнение выполняют под счет: «Раз-два-три» или под слова: -

Убегу, убегу, убегу, убегу.

Догоню, догоню, догоню, догоню.

Дети «шагают» тремя пальчиками по дорожкам,

Пальчики можно менять, пробуя различные варианты.

   Рубим дрова

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки

Пусть тепло будет детишкам.

Это упражнение можно выполнять другими тремя пальчиками.

   Помощник

Используются объемные дорожки, например бусинки или пуговицы. Дети «шагают» пальцами по бусинкам (пуговицам под счет: «Раз-два, раз-два» или под стихи, когда движения будут уверенными.

Я по камешкам иду, к мамочке шагаю.    

Никогда не упаду, точно попадаю.

При реализации игровой технологии «Пальчиковые дорожки» наблюдается следующая положительная динамика:

  • улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика;
  • дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;
  • руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу;
  • осуществляется профилактика писчего спазма — частой беды начинающих школьников;
  • развеваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия;
  • проявляются творческие способности;
  • осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренирующая игровая дорожка (по Е. Мастюковой)

Разработка физкультурно - игровых упражнений и заданий для формирования двигательных навыков и умений, рекомендуемая для детей с задержкой психофизического развития....

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ НА ИГРОВОЙ ОСНОВЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОСЕННИЕ ДОРОЖКИ» (СЕНСОРИКА – МУЗЫКА)

Интегрированное занятие по математике и музыке с участием родителей. Дети повторяют признаки предметов, понятие "один" и "много", закрепляем умение собирать картинку из 4 частей.Развиваем музыкальные ...

Учебно-методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" с детьми младшей группы "Разноцветные дорожки" (с использованием игровой технологии)

Конспект разработан для детей младшей группы в увлекательной игровой форме.Это позволяет детям в процессе  деятельности дружески взаимодействовать друг с другом и расширять знания о сенсорн...

Игровой досуг по правилам дорожного движения "Едем, едем по дорожке"

Доставить детям радость, прививать навыки безопасного поведения на дорогах, развивать двигательную активность в игровой доступной для младших дошкольников форме....

НА ЛЕСНЫХ ДОРОЖКАХ Музыкально-игровое занятие для младших дошкольников

Занятие проводится на свежем воздухе. Дети в игровой форме закрепляют знания по ПДД. В содержание входят логоритмические игры и упражнения на развитие общей моторики, внимания, коммуникативных качеств...

Многофункциональное игровое пособие "Волшебные дорожки"

Многофункциональное пособие, способствующее коррекции ОНР....

План конспект сюжетно — игрового занятия по физической культуре в средней группе. Тема: «Путешествие по лесным дорожкам»

План конспект сюжетно — игрового занятия по физической культуре в средней группе....