Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми».
материал (подготовительная группа)

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Читаем вместе с детьми».

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
           С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

 Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Светоотражающие элементы на одежде детей!»

Вступил в силу закон, предписывающий в обязательном порядке детям иметь на верхней одежде светоотражающие элементы и обязывающий родителей нести за это административную ответственность.

         Дети – самые  уязвимые участники дорожного движения. А зрение – основной канал, по которому к водителям транспорта поступает информация (до 90%). Пешеход становится заметнее, если на одежде имеются светоотражающие элементы (световозвращатели, светоотражатели, фликеры).

На основе принципа световозвращения учеными были разработаны специальные материалы, которые сегодня необходимо использовать и на одежде.

Водитель замечает ребенка со световозвращателем на одежде или рюкзачке со значительно большего расстояния, чем пешехода без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится. Исследованием было установлено, что наличие на пешеходах светоотражающих элементов одежды позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров.

Заметив отражатель, водитель заранее снижает скорость, и «резервное расстояние» между пешеходом и остановившимся легковым автомобилем сильно увеличивается. 
          При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со световозвращающим элементом с расстояния 130–140 метров, когда без него – в лучшем случае с расстояния 25–40 метров. При движении с дальним светом он заметит пешехода на расстоянии до 400 метров. 

Зачем нужны светоотражатели на одежде?

Носить на одежде светоотражающие элементы — это необходимость нынешнего времени, ведь транспорта на дорогах стало во много раз больше, а заметить в темное время суток пешехода на дороге водителю практически невозможно.

Многие водители сталкивались с ситуацией, когда на тёмной дороге люди появляются из «ниоткуда». Даже если ехать очень аккуратно, не превышая разрешённую скорость, можно причинить вред человеку, ведь машина и на скорости 20 км/ч остаётся железом.

Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека.

Советы по применению световозвращателей.

Старайтесь покупать верхнюю одежду со светоотражающими элементами. Сапоги, шапочка, куртка, комбинезон, — желательно, чтобы «полоски» или пластиковые вставки были на каждом предмете верхней одежды. Если таких «тесемочек» на одежде нет, то можно наклеить с помощью утюга аппликации, изготовленные из специального световозвращающего материала. Преимущество такого способа — их невозможно снять или потерять.

Световозвращатели бывают съемными, несъемными и свободно висящими. Прикреплять этот аксессуар можно по-разному: на застежку молнии, привязывать шнурком к ремню, пришить или прикалывать к куртке. В идеале съемные и несъемные светоотражатели надо сочетать.  Полоски на одежде - это несъемные светоотражатели. Дополним их подвесками на шнурочках, или наденем на запястье малыша браслет на липучке или самозастегивающийся браслет на пружинке, наклейки.

По утверждению специалистов, самое подходящее место, где стоит разместить световозвращатель – это грудь и бёдра, но чаще люди предпочитают прикреплять световозвращатели на кисти рук, свои портфели или сумочки. Самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится как минимум 4 световозвращателя.

Световозвращателей много не бывает: чем больше их на ребенке, тем лучше. Зачем так много? Потому что аварийно-опасными участками являются перекрестки, двухстороннее размещение световозвращателя делает вас заметным для водителей, движущихся в ту и другую стороны.

Светоотражатели можно прикреплять также на различные транспортные средства — коляски, санки, велосипеды и скейтборды. Здесь действует то же правило, что и при «экипировке» световозвращающими элементами одежды: аксессуар должен быть виден со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности — бока и «спинку» санок, раму и багажник велосипеда. Ролики тоже надо снабдить «светляками», наклеив полоски на полозья.

Ассортимент световозвращателей:

1. Световозвращающие подвески.

            Как правило, такие подвески изготавливаются из специального световозвращающего материала, скрепленного  между собой таким образом, чтобы обе стороны изделия были световозвращающими. Световозвращающие подвески очень удобно прикреплять к сумке или рюкзаку. Световозвращающие подвески бывают из твердого пластика, мягкого пластика, текстильные (например, в виде симпатичной мягкой игрушки из световозвращающего материала).

2. Браслеты.

      Это очень распространенный аксессуар в Европе. Особенно его любят использовать велосипедисты и спортсмены. Благодаря гибкой основе, световозвращающий браслет можно полностью выпрямить, и легким ударом зафиксировать на руке или на ноге, обеспечив необходимый вам размер.

3. Световозвращающие наклейки и шевроны на одежду.

         Этот вид светоотражателей не так распространен в России, хотя они очень удобны. Такие световозвращатели можно наклеить на зимнюю одежду, сумку, рюкзак. Единственный недостаток – срок ношения таких световозвращателей не очень велик (до первой стирки).

4. Световозвращающие термоаппликации Бликеры. 

Это световозвращатели также предназначены для нанесения на одежду (и любые текстильные материалы). Бликеры прочно сцепляются практически со всеми видами тканей и отлично переносят стирку (до 50 циклов).  Такие световозвращатели с удовольствием используют и дети, и молодежь, и взрослые, и даже бабушки и дедушки.

5. Световозвращающие ленты.

         Световозвращающая лента может защитить вашего ребёнка от случайностей на дороге!

Российский и международный опыт показывает, что в результате применения световозвращающих приспособлений количество пешеходов, пострадавших в ДТП в условиях недостаточной видимости, снижается в 6-8 раз!

ВОДИТЕЛЬ ЗАМЕЧАЕТ РЕБЕНКА СО СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛЕМ  НА ОДЕЖДЕ ИЛИ РЮКЗАЧКЕ СО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕГО РАССТОЯНИЯ (ДО 400 М.!), ЧЕМ ПЕШЕХОДА БЕЗ НЕГО.

А ЗНАЧИТ, ВЫШЕ ШАНСЫ, ЧТО ТРАГЕДИИ НЕ СЛУЧИТСЯ!

Мы выбираем безопасность!

 



Предварительный просмотр:

Что нужно знать при поступлении в 1 класс?

Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут как ребенок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Учителям помогает эта информация распределить детей по классам. Побеседуйте с ребенком по вопросам приведенным ниже. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребенка к школе.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс должен знать ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

  1. Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работает мама? Кем работает папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
  8. Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
  9. Какой сейчас день недели?
  10. Какое сейчас время года?
  11. Сколько времен года? Назови их.
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
  14. Какой сейчас месяц?
  15. Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?» , «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
  16. Каких домашних животных ты знаешь?
  17. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  18. Ты хочешь учиться в школе?
  19. Зачем надо учиться?
  20. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  21. Какие профессии ты знаешь?
  22. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Перечень умений и навыков ребенка поступающего в школу в 1 класс

  1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  3. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
  6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
  7. Находить сходства и различия между предметами.
  8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
  9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
  10. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок , одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади - ?»
  14. Знать 10-12 основных цветов.
  15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
  16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
  17. Уметь общаться со сверстниками.
  18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  19. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

Упражнения и задания для подготовки к школе.

Мы предлагаем вам задания предназначенные для старших дошкольников. Эти задания помогут успешно подготовиться к обучению в школе.

ЗАДАНИЕ 1. Продолжи, называя первое слово в ряду:

Пример: «Телёнок - телята, много телят».

Ёж - ежи, много ежей.
Берёза - берёзы, много берёз.
Волк - волки, много волков.
Гусёнок - гусята, много гусят.
Дуб - дубы, много дубов.
Ель - ели, много елей.
Жеребёнок: - жеребята, много жеребят.
Жираф - жирафы, много жирафов.
Зайчонок - зайчата, много зайчат.
Заяц - зайцы, много зайцев.
Зебра - зебры, много зебр.
Индюшонок - индюшата, много индюшат.
Картофель - много картофеля.
Кенгуру - кенгуру, много кенгуру.
Коза - козы, много коз.
Козлёнок - козлята, много козлят.
Корова - коровы, много коров.
Кошка - кошки, много кошек.
Кукушка - кукушки, много кукушек.
Лев - львы, много львов.
Липа - липы, много лип.
Лиса - лисы, много лис.
Медведь - медведи, много медведей.
Морковь- много моркови.
Обезьяна - обезьяны, много обезьян.
Овца - овцы, много овец.
Огурец - огурцы, много огурцов.
Осина - осины, много осин.
Помидор - помидоры, много помидоров.
Поросёнок - поросята, много поросят.
Синица - синицы, много синиц.
Снегирь - снегири, много снегирей.
Собака - собаки, много собак.
Сова - совы, много сов.
Сосна - сосны, много сосен.
Тополь - тополя, много тополей.
Утёнок - утята, много утят.
Цапля - цапли, много цапель.
Цыплёнок - цыплята, много цыплят.
Щенок - щенки, много щенят.
Ягнёнок - ягнята, много ягнят.

ЗАДАНИЕ 2. Продолжи, прочитывая начало фразы:

Пример: «Песок сыплют, а воду льют...».

Воду можно разлить, а горох …
Котлеты жарят, а суп …
Нитки прядут, а холст …
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Песок сыплют, а воду …
Платье шьют, а шарф …
Сено косят, а волосы…
Стол может сломаться, а стакан …
Стол накрывают, а постель …
Цветы водой поливают, а огонь водой …

ЗАДАНИЕ 3. Ответь на вопросы:

Пример: «Что делают из муки? (хлеб, макароны)».

Что делают из ...?

… из глины? (посуду, кирпич)
… из древесины? (мебель, игрушки)
… из металла (инструменты, посуду)
… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)
… из нефти? (бензин)
… из песка? (стекло)
… из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)
… из хлопка? (ткани, вату)
… из шерсти овец? (нитки)
… из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)

ЗАДАНИЕ 4. На слух укажи, какое слово лишнее и объясни свой выбор.:

Пример: «Молоко, булка, сливки, сметана.? (булка)».

Читать по одной строчке. Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.

Тема - «Посуда»

Дуршлаг, сито, тарелка, решето.
Кувшин, кружка, чайник, кофейник.
Нож, блюдце, миска, тарелка.
Овощерезка, кастрюля, мясорубка.
Половник, ложка, вилка.
Чашка, пиала, солонка, кружка.

Тема - «Еда»

Какао, морс, суп, кисель.
Карамель, сок, шоколад, леденец.
Кекс, батон, сыр, кулич.
Котлеты, масло, колбаса, шашлык.
Масло, творог, ветчина, сметана.
Молоко, булка, сливки, сметана.
Повидло, варенье, ждем, шоколад.
Чай, сок, квас, мороженое.
Яичница, омлет, пельмени.

Тема - «Орудия труда»

Молоток, удочка, пила, клещи.
Плоскогубцы, клещи, дрель.
Рубанок, гвоздь, топор, дрель.
Шило, винт, шуруп, гвоздь.
Шприц, топор, ножовка, клещи.
Шуруп, гвоздь, винт.

Тема - «Музыкальные инструменты»

Аккордеон, баян, гармонь, флейта.
Барабан, бубен, тарелки, горн.
Гусли, гармонь, балалайка, гитара.
Пианино, скрипка, фортепиано, рояль.
Скрипка, виолончель, гитара, труба.

Тема - «Транспорт»

Автобус, самолёт, вертолёт.
Автобус, такси, троллейбус.
Велосипед, самокат, мотоцикл.
Грузовик, баржа, лодка.
Комбайн, трактор, легковая машина.
Лодка, корабль, пароход.
Метро, трамвай, автобус.
Мотоцикл, самокат, мопед.
Трамвай, автобус, электричка.
Троллейбус, автобус, трамвай.
Яхта, корабль, подводная лодка.

Тема - «Жилье»

Берлога, нора, дупло, логово.
Дача, деревня, аул, город.
Коровник, курятник, берлога.
Муравейник, гнездо, коровник.
Пещера, дом, изба.

Тема - «Мебель»

Диван, гамак, кровать, тахта.
Колыбель, диван, кушетка, софа.
Кресло, стул, шкаф, диван.
Лежак, тахта, софа, кушетка.
Шкаф, буфет, табурет, сервант.

Тема - «Одежда и обувь»

Берет, каска, фуражка, кепка.
Ботинки, кроссовки, носки, туфли.
Брюки, джинсы, шорты, рейтузы.
Брюки, шорты, кофта, джинсы.
Бушлат, сарафан, шинель, тельняшка.
Кеды, туфли, кроссовки, чешки.
Пальто, платье, свитер, валенки.
Панама. Шляпа, платок, кепка.
Пинетки, туфли, сандалеты, ботинки.
Тапочки, ботинки, босоножки, сапоги.
Фрак, смокинг, платье, пижама.
Шуба, пальто, майка, дублёнка.

Тема - «Детская комната»

Карандаш, тетрадь, юла, линейка.
Кукла, машинка, мячик, ручка.
Паровозик, машинка, пирамидка.
Ручка, ластик, карандаш, фломастер.
Тетрадь, альбом, книга, блокнот.
Юла, кубик, машинка, кукла.

Тема - «Разное»

Волга, Ростов, Ока, Нева.
Говорить, рассказывать, квакать.
Декабрь, июль, январь, февраль.
Зима, весна, май, лето.
Индия, Австралия, Рига, Китай.
Июнь, июль, апрель, август.
Квакать, кукарекать, молчать.
Киев, Минск, Москва, Россия.
Лето, весна, вторник, зима.
Май, март, апрель, июль.
Март, сентябрь, весна, декабрь.
Мяукать, лаять, говорить.
Пасмурный, ясный, ненастный.
Понедельник, среда, воскресенье.
Радостный, весёлый, грустный.
Росси, Волга, Германий, Англия.
Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.
Смелый, трусливый, отважный.
Среда, пятница, зима.
Утро, день, вечер, темно, ночь.
Холод, жара, мороз.

ЗАДАНИЕ 5. Скажи следующие слова «наоборот»:

Пример: «Молоко, булка, сливки, сметана.? (булка)».

Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Если ребенок уже умеет читать, можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках.

Существительные:

богач-бедняк 
восход-закат 
грязь-чистота 
день-ночь 
добро-зло 
друг-враг 
жара-холод 
зима-лето 
мир-война, ссора 
польза-вред 
радость-грусть, печаль 
свет-тьма, темнота 
север-юг

Прилагательные:

Белый - черный 
близкий - далекий 
большой - маленький 
веселый - грустный 
высокий - низкий 
гладкий - шершавый 
глубокий - мелкий 
горький - сладкий 
горячий - холодный 
жесткий - мягкий 
здоровый - больной 
легкий - тяжелый 
мокрый - сухой 
новый - старый 
острый - тупой 
полезный - вредный 
тонкий - толстый 
трудный - легкий 
умный - глупый 
частый - редкий 
широкий - узкий 
яркий - тусклый

Глаголы:

Выкапывать - закапывать 
гасить - зажигать 
говорить - молчать 
греть - охлаждать 
делать - бездельничать 
засыпать - просыпаться 
ложиться - вставать 
мерзнуть - греться 
мочить - сушить
пачкать - очищать, вытирать 
помогать - мешать 
смеяться - плакать 
удаляться - приближаться.

 Задание 6. Скажи следующие слова «по-другому»:

Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Читающим детям можно предложить разложить парами (группами) этим слова, распечатанные или написанные на карточках.

Существительные:

Волшебник - кудесник, маг, чародей 
восторг - восхищение, радость 
враг - противник, неприятель, недруг 
врун - обманщик 
дети - детвора, ребята 
дорога - путь 
друг - приятель, товарищ 
лентяй - лодырь, ленивец 
метель - вьюга, буран, пурга, ураган, шторм 
праздник - торжество 
прохлада - свежесть, холодок 
ровесник - сверстник 
Родина - Отечество, Отчизна 
страх - боязнь, испуг, ужас, паника 
холод - мороз, стужа 
шалун - проказник, баловник

Прилагательные:

Аккуратный - опрятный, чистый 
белый - белоснежный, молочный 
благородный - рыцарский, доблестный 
большой - гигантский, громадный, огромный, исполинский 
быстрый - проворный, резкий 
вежливый - почтительный, воспитанный, тактичный 
верный - надежный, преданный 
вкусный - аппетитный, лакомый 
глупый - неразумный, несмышленый 
голубой - лазурный, бирюзовый 
дерзкий - грубый 
дивный - чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный 
догадливый - смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый 
душистый - ароматный, пахучий 
жаркий - знойный, жгучий, горячий, палящий 
желтый - золотой, лимонный, янтарный, соломенный 
зеленый - изумрудный, малахитовый 
красивый - прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный 
красный - румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый
лиловый - фиолетовый, сиреневый 
маленький - крошечный 
мокрый - сырой, влажный 
неловкий  -неуклюжий 
печальный - грустный, тоскливый 
прежний - былой, давний, прошлый, минувший 
робкий - несмелый, пугливый, трусливый 
серый - пепельный, дымчатый 
сильный - могучий, мощный 
синий - васильковый 
смелый - храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный 
старательный - прилежный, усердный 
страшный - ужасный, чудовищный 
трудолюбивый - работящий 
умный - неглупый, мудрый, разумный 
холодный - морозный, ледяной 
чуткий - отзывчивый, участливый, сердечный

Глаголы:

Беспокоиться - тревожиться, волноваться 
блестеть - сиять, сверкать 
бояться  - пугаться, робеть 
видеть - наблюдать, замечать 
грустить - печалиться, унывать 
делать - мастерить, сооружать, творить, создавать 
править - управлять, руководить, командовать
сердиться - злиться 
смеркаться - темнеть, вечереть

Задание 7. Ответь «Чей хвост?»:

Пример: «Корова -? (коровий)».

Ёж - ежиный.
Белка - беличий.
Волк - волчий.
Заяц - заячий.
Коза - козий.
Кошка - кошачий.
Лиса - лисий.
Лошадь - лошадиный.
Овца - овечий.
Поросенок - поросячий.

Задание 7. Ответь «Чьё ухо?»:

Пример: «Корова -? (коровье)».

Ёж - ежиное.
Белка - беличье.
Волк - волчье.
Заяц - заячье.
Коза - козье.
Кошка - кошачье.
Лиса - лисье.
Лошадь - лошадиное.
Овца - овечье.
Поросёнок - поросячье.

Задание 8. Ответь «Чья голова?»:

Пример: «Корова -? (коровья)».

Ёж - ежиная.
Белка - беличья.
Волк - волчья.
Заяц - заячья.
Коза - козья.
Кошка - кошачья.
Лиса - лисья.
Лошадь - лошадиная.
Овца - овечья.
Поросёнок - поросячья.

Задание 9. Ответь «Чьи глаза?»:

Пример: «Корова -? (коровьи)».

Ёж - ежиные.
Белка - беличьи.
Волк - волчьи.
Заяц - заячьи.
Коза - козьи.
Кошка - кошачьи.
Лиса - лисьи.
Лошадь - лошадиные.
Овца - овечьи.
Поросёнок - поросячьи.

 «Уменьшаем и увеличиваем»:

Пример: «дом - ? (домик)».

волк - волчок, 
заяц - зайчик, 
стол - столик и так далее.

То же самое можно делать «в обратную сторону». Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.

Те же самые игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

Задание 11. «Назови одним словом»:

Пример: «часы, которые помогают проснуться - ? (будильник)».

большая ложка, с помощью которой наливают суп, 
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны и т.д.

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Задание 12. «Опиши одним словом»:

Пример: «чашка для чая - ? (чайная)».

машина для гонок? (гоночная), 
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), 
лапа собаки? (собачья),
щетка для чистки зубов? (зубная) и так далее.

Задание 13. «Кому что нужно?»:

Пример: «парикмахер - ? (ножницы, расческа)».

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.

муравей - палочки, листики,
почтальон - сумка,
продавец - весы, касса,
птица - веточки, пух (для гнезда), 
пчела - пыльца, нектар,
учитель - указка, учебники и так далее.

Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Задание 14. «Как можно узнать?»:

Пример: «Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (Посмотреть на градусник за окном)».

... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
… работает ли пылесос? (включить)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… сладкий ли чай? (попробовать)

Задание 15. «Часть и целое»:

Пример: «Часть какого предмета является винт - ? (вертолет, самолет)».

вагон - ….
ветка - …
грива - …
дверь - …
каблук - …
карман - …
клавиатура - …
клюв - …
кнопка - ….
козырек - …
колесо - ...
крыша - …
лепесток - …
панцирь - …
парус - …
перо - …
плавник - …
подлокотник - …
руль - ....
семена - …
стержень - …
страница - …
стрелка - …
хвост - …
шишка - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

Пример: «Дом - ? (крыша, дверь, …)».

авторучка - …
бабочка - …
велосипед - …
гитара - …
гриб - …
дверь - …
дерево - …
жук - …
забор - …
качели - …
книга - …
колос - …
компьютер - …
корабль - …
кочан капусты - 
кресло - …
пальто - …
плита - …
собака - … 
стол - …
троллейбус - …
удочка - …
цветок - 
чайник -…
часы - …
чемодан - …
яблоко - …

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Задание 16. «Четвертый лишний»:

Правила игры: Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Сачала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры: Взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость - жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например: горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - &laquнагретость»).

2 вариант упрощенной игры: Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Задание 17. «Продолжи предложение»:

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Варианты игры могут быть на любую тему.

Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели ...

Задание 18. «Продолжи рассказ»:

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Читаем дома вместе с детьми»

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое – когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений и, второе – сам...

консультация для родителей "Читаем книги вместе с детьми"

консультация для родителей "Читаем книги вместе с детьми"...

Консультация для родителей "Читаем сказка вместе"

Как правильно читальсказки. Выбор сказок в соответсвии с возрастом. Какие сказки читатьи для чего....

Консультация для родителей "Читаем вслух вместе"

По мнению  ученых, занимающихся изучением мозга, книга способствует развитию интеллекта детей. Чем больше книг ребенок услышит и прочитает в детстве, тем умнее он будет, когда вырастет. Во время ...

Консультация для родителей: "Читаем детям, читаем с детьми. Каким бывает детский нон-фикшн".

Литература для современного ребенка - это не только сказки, стихи, рассказы. Нон-фикшн - термин, обозначающий все произведения нехудожественной литературы. Если книга рассказывает о реальных людях, со...

Консультация для родителей "Читаем сказки вместе"

Консультация для родителей,о важном значении сказки в жизни ребенка....