Дидактические игры на тему: «Ознакомление дошкольников с искусством»
картотека (подготовительная группа)

Серикова Надежда Хамзаевна

Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспи­танию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совер­шенствует его (знания об общих свойст­вах сходных предметов позволяют овла­деть обобщенными способами изоб­ражения этих предметов, а зна­чит, научиться самостоятельно изображать больше предме­тов и явлений действитель­ности, чем это предусмотре­но программой).

Игры могут быть включе­ны практически в любое за­нятие. Целесообразно со­провождать их загадками, по­тешками, стихами - это помо­гает эмоционально восприни­мать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический харак­тер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на тему:

«Ознакомление дошкольников с искусством»

Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совершенствует его (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

«Волшебный круг»

Задачи:

  • систематизировать знания о различных видах живописи, художниках работающих в этих жанрах;
  •  закреплять знание об основных и составных цветах, о теплых и холодных;
  •  воспитывать умение доброжелательно оценивать ответы своих сверстников.

Материал: круг – 50 см разделенный на 8 секторов, окрашенных в основные и составные цвета, в центре круга – стрелка, карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов (10х10 см), цветные карточки основных и составных цветов, фишки.

Ход игры:

I вариант.

Перед детьми круг и цветные карточки. Воспитатель вращает стрелку. Дети должны называть цвет, на который указывает стрелка, основной он или составной, показать цветную карточку.

Правила игры: фишку получает тот ребенок, кто правильно выполнит задание, а также тот, кто первым скажет – из каких 2-х основных цветов составлен составной.

Игра проводится 3-4 раза, затем считаются фишки и определяется победитель.

II вариант.

На цветовой круг выкладываются карточки с изображением пейзажа, натюрморта, портрета.

Дети должны определить жанр живописи художника работающего в этом жанре.

Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно определил пейзаж, натюрморт, портрет.

В комплект игры входит по 4 вида картинок.

Игра проводится 3-4 раза, затем определяется победитель.

https://pandia.ru/text/79/077/images/image001_367.jpg

«Придумай пейзаж»

Задачи:

  •  упражнять в составлении композиции на основе единого целого;
  •  закреплять знание о пейзаже, как виде живописи; о сезонных явлениях в природе;
  •  развивать эстетическое восприятие;
  •  воспитывать умение видеть, замечать красоту родной природы.

Материал:

Подмалевки различных времен года (голубое небо, травы в соответствии времени года 30х30); вырезанные деревья, дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Перед детьми выложены подмалевки четырех времен года, подносы с вырезанными силуэтами домов и деревьев, церкви, цветов. Предлагается составить пейзаж из предложенных предметов.

Сигналом к началу работы служит включение одной мелодии из времен года Чайковского.

Правила игры: фишку получает та группа детей, кто быстро составил пейзаж и рассказал о нем.

Дополнительную фишку получают те дети, кто назовет художников работающих в этом жанре.

Получить полный текст

https://pandia.ru/text/79/077/images/image002_236.jpg

«Составь портрет»

Задачи:

  • упражнять в навыках создания портрета;
  • развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям; мелкую моторику рук;
  •  воспитывать умение управлять своими чувствами.

Материал:

Карточки пиктограммы с графическим изображением эмоции человека – горя, страха, радости, гнева, удивления. 13х15 см вырезанные овалы лица с нарисованным носом, части лица (глаза, брови, рот), различные по форме и цвету, прически (одинаковые наборы для каждого ребенка положенные в конверты, фишки для оценки работы.

Ход игры:

I вариант

Материал лежит перед ребенком. Ребенок должен составить портрет, определить эмоциональное состояние портрета.

Игровое правило: фишку получает тот ребенок, который правильно и быстрее сумел выполнить задание. Игра проводится до 3-х раз.

В комплект входит 5 конвертов.

II вариант

Ребенку предлагается составить портрет мамы. На выполнение работы – служит включение песенки о маме.

Игровое правило: фишку получает тот ребенок, кто первым выполнит задание.

Дополнительные фишки получают те дети, которые составят выразительный рассказ о своем потрете.

В комплект входит 5 конвертов.

https://pandia.ru/text/79/077/images/image003_206.jpg

«Художники - реставраторы»

Задачи:

  • упражнять в составлении одного целого из определенных деталей;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • создавать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.

Материал:

Репродукция картины «Аленушка» , «Золотая осень» Поленова, портрет О. Кипренского, фишки.

Ход игры:

Материал лежит перед детьми. Детям предлагается из частей собрать одно целое.

Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто первым справился с заданием.

Дополнительную фишку получает тот ребенок, кто называет название репродукции художника.

В комплект игры входит три набора.

https://pandia.ru/text/79/077/images/image004_183.jpg

«Найди картину художника»

Задачи:

  • обобщать знание детей о живописи и жанрах;
  • развивать зрительную культуру, художественное мышление;
  •  воспитывать умение доброжелательно оценивать успехи сверстников, и приходить на выручку в случае неудачи.

Материал:

Глинки, репродукции портретов, репродукции портретов, пейзажист натюрмортов, знакомые детям, фишки.

Ход игры:

На мольбертах выставлены материалы к игре. Детям предлагается назвать картины и кто их написал.

Правило игры: выигрывают те дети кто правильно назвал название картины художника.

Дополнительные фишки получают те дети, кто вел себя доброжелательно, приходил другу на выручку.

В игре участвует подгруппа детей из 10-12 человек.

«Составь натюрморт»

Задачи:

  •   упражнять в составлении натюрморта по собственному замыслу;
  •  развивать эстетическое воображение;
  • воспитывать умение спокойно отстаивать свое мнение; работать в паре.

Материал:

Картон – набор полосок разной ширины, высоты – для изображения стола, набор предметов – ягод, грибы, вазы, овощи, фрукты; фишки.

Ход игры:

Материал лежит перед детьми. Детям предлагается составить натюрморт по своему замыслу.

Получить полный текст

Игровое правило: фишки получает тот ребенок, кто составил натюрморт, назвал свою работу.

В комплект игры входит 4 набора.

https://pandia.ru/text/79/077/images/image005_164.jpg

Подвижная мимическая игра

«Живой портрет»

Задачи:

  •  упражнять детей в умении изображать портрет с помощью жестов мимики, настроения, используя различные аксессуары;
  •  развивать умение использовать знания о персонажах из художественной литературы;
  •  воспитывать привычку выполнять задания сообща.

Материал:

Различные аксессуары – платки, косынки, шляпы, шапки, шарфики; фишки.

Ход игры:

Детям предлагается создать образ – портрет на свое усмотрение используя различные аксессуары.

Правило игры: выигрывает тот ребенок, который изобразил литературного персонажа и рассказал о его эмоциональном характере.

В игру играют 6-8 детей.

«Расскажи о настроении человека»

Задачи:

  • способствовать развитию мотивационной, эмоционально – волевой готовности;
  •   упражнять в умении воспринимать и рассказывать о поступках персонажей;
  •   воспитывать умение определять положительные и отрицательные моменты поведения.

Материал:

8 карточек с изображением различных поступков (формат А-4), цветные фишки.

Ход игры:

На мольберте выставлен материал. Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации и описать поступок персонажа, определить положительный или отрицательный момент поведения.

Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто правильно опишет поступок персонажа.

В игру играет группа детей от 6-8 человек. Ведущая роль отводится воспитателю.

«Чего не достает в портрете»

Задачи:

  • упражнять в умении изображать портрет по собственному замыслу;
  •  закреплять знание о лице и его частях, рассказывать о настроении портрета;
  •  воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

Материал:

Изображение лица с недостающей частью лица, фломастеры.

Ход игры:

Перед детьми портрет мальчика. Предлагается ребенку определить, чего не хватает, дорисовать их фломастерами.

Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто нашел, чего не хватает, изобразил и рассказал, как он относится к этому портрету.

«Занимательная палитра»

Задачи:

  •  упражнять детей в сознании цветов;
  • закреплять знание о транспорте, игрушках, одежде, домашних и диких животных;
  •  развивать пространственное отношение, логическое мышление;
  •  воспитывать умение доброжелательно оценивать успехи сверстников.

Материал:

2 палитры, карточки – кружки с изображением транспорта, диких и домашних животных, одежды, игрушки.

Ход игры:

1 уровень

Перед детьми лежит палитра. Дети должны по сигналу воспитателя выложить на палитру карточки – кружки цветной стороной вверх.

2 уровень

Разрезать кружки по пунктирной линии, т. е. количество частей увеличивается.

По сигналу воспитателя ребенок должен выложить части кружков на палитру.

3 уровень

Игра усложняется, половинки кружка разрезаются на 4 части.

По сигналу воспитателя ребенок должен собрать из 4-х частей одно целое.

В комплект игры входит 2 палитры, 6 картинок с изображением транспорта, одежды, животных, игрушек.

Игра предназначена для игры 1-2 детей для индивидуальной работы.

«Угадай картину»

Задачи:

  • способствовать обогащению сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.

Материал:

Репродукции картин «Алёнушка», Ф. Толстой «Букет цветов и птичка», Шишкин «Утро в сосновом лесу. Три картинки с одним, двумя, тремя окошечками.

Ход игры:

В игре принимают участие от двух и более детей. Педагог после первоначального рассматривания репродукции и обсуждение детьми содержание картины, предлагает угадать: картина какого художника скрыта от глаз.

Игровое правило:

Если ребёнку удается угадать произведение при одном фрагменте, он получает три фишки, при двух фрагментах – 2 фишки, при трех фрагментах – одна фишка. Выигрывает тот, кому удастся собрать большее количество фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по теме "Знакомство дошкольников с организмом человека"

Подборка дидактических игр по теме "Ознакомление дошкольников с организмом человека"...

Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством

Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам....

Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"

Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей  с профессиями людей  можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...

Дидактические игы и упражнения по ознакомлению дошкольников с искусством во второй младшей группе.

Ознакомление дошкольников с искусством через дидактические игры и упражнения....

Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...

Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"

Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назнач...