Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли Русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ружьева Марина Витальевна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx483.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному  развитию

для детей подготовительной группы

Тема: «Богатыри земли Русской»

Разработал и провел: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №133 «Почемучка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Ружьева Марина Витальевна

город Чебоксары

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • закреплять название элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина;
  • развивать интерес к истории России;
  • активизировать и обогащать словарь по теме Отечество, Отчизна, Русь, славяне, кольчуга, палица, булава и др.;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;  развивать интерес к творчеству художника В.М. Васнецова.

Предварительная работа: рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря», чтение отрывков былин о героях: «Илья Муромец и соловей разбойник»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», слушание в записи «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», заучивание пословиц об Отчизне, Родине, рассматривание костюмов русских богатырей, раскрашивание раскрасок о богатырях, беседы с детьми о Древней Руси, о русских богатырях.

Оборудование: экран, проектор, головные уборы (или картинки с головными уборами) следующих профессий – космонавта, милиционера, шахтёра, строителя, моряка;  альбомный ватман,конверты с деталями костюма богатыря; аудиозапись «Богатырская наша сила»  А. Пахмутова.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!С древних пор на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте  друг с другом поздароваемся и поклонимся, как в старину.

(Дети говорят друг другу приветственные слова с поклоном.)

Дети садятся на стулья.

Водная беседа

Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

СЛАЙД:  картина “Три богатыря”.

Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?

Дети: Мы видим трёх богатырей.

Воспитатель: Богатыри - слово древнее. Что оно означает?

Дети: Богатырь - сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?

Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.

Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Воспитатель: Что делали богатыри?

Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?

Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.

Дети: Шлем, кольчуга,

Воспитатель: Что в руках у богатырей?

Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.

Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?

Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.

Воспитатель: А мы сейчас поиграем в игру.

Игра «Будь внимателен»

Воспитатель: Встаньте все в круг. Я буду называть разные качества воинов. Если они подходят богатырям, то вы делаете шаг вперед, а если нет, то шаг назад.

 

Храбрый

Трусливый

Сильный

Хвастливый

Справедливый

Слабый

Мужественный

Скромный

 Воспитатель:А теперь я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей:

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится?

Дети:

-Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

-А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не

богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

-Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он

красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

-А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель:  но так выглядели и таким оружием пользовались русские воины-богатыри в глубокой древности. А потом их одежда и оружие изменили свой вид и выглядели они вот так.

СЛАЙД: фигуры русских воинов.-

Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. Переводится как «вождь» и как «великан». Чуваши наделили героя неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял роль покровителя и защитника народа.

СЛАЙД: чувашский богатырь Улып. 

Физкультминутка

Дружно встанем раз-два-три                           (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри!                                  (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим,             (Руку правую подносим козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим,                                               (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво        (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть

из-под ладошек                   (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо                           (руки на поясе наклоны влево – вправо)

Получается на славу!                                                              (Руки вверх)

Воспитатель: Ребята, а разве в мирное время не бывает богатырей? Ведь не только военные, но и космонавты, моряки, лётчики, пожарные и другие люди мужественных и отважных профессий имеют право называться богатырями. Все ребята любят мечтать, играть в военных, изображать лётчиков, моряков, космонавтов. Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Есть ли среди вас ребята, которые мечтают о таких профессиях?

Ответы детей

                                          ИГРА «Угадай-ка!»

На столе в закрытых коробках лежат головные уборы (или картинки с головными уборами) космонавта, полицейского, шахтёра, моряка, строителя, пожарного. Дети по очереди подходят к коробке, достают головной убор, угадывают -  чей он. Все дети учили стихи про эти профессии, чью профессию назвали,  тот ребёнок рассказывает стихотворение.

Воспитатель: Как мы с вами видим, в нашей стране живёт немало людей, достойных называться богатырями России.

А сейчас я вам предлагаю мальчикам самим смастерить богатырей.А так как наши девочки не могут быть богатырями, они будут украшать платочек-оберег.

( На подносах: контуры богатырей, одежда и оружие).

Во что мы  «оденем»  богатыря?

( Рубаху, штаны, сапоги, кольчугу, шлем).

Какое оружие «дадим»?

( Копье, щит, меч).

Дети приклеивают одежду и оружие, дорисовывают лицо.

Оформление  панно «За Русь святую».            

Самостоятельная работа детей

Воспитататель: Напоследок мы с вами,ребята, поиграем в игру.

Игра «Да-нет»

Наша Родина сильна? (Да)

И у нас она одна? (Да)

На Руси богатыри есть? (Да)

Им всегда хвала и честь? (Да)

Илья Муромец герой? (Да)

Он был самый молодой? (Нет)

Соловья он победил? (Да)

Из автомата подстрелил? (Нет)

Алёша Попович тоже герой? (Да)

Он сильный, смелый, молодой? (Да)

Карабаса в бою победил? (Нет)

На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)

Они воевали с мечом и копьём? (Да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым? (Нет)

Он змея сумел победить своей силой? (Да)

Гордимся мы нашими богатырями? (Да)

Хотим ли быть такими же сами? (Да)

Воспитатель: Наше знакомство с прошлым подходит к концу. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. Я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»

Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: « Богатыри земли русской»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Формировать представление о богатыре как героическ...

Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы Тема: «Богатыри земли русской»

Конспект занятия знакомит детей с картиной художника В.М. Васнецова "Богатыри" Далее дети от полученного впечатления просмотра картины, рисуют богатырей....

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по полихудожественному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возрастаЗадачи: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитн...