Конспект ООД с использованием природоведческих коллекций «Добрые помощники» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зейтуллаева Зекие Серверовна

Коллекционирование – это познавательная деятельность через игру. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку. Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств. Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками. Детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых. Главную роль в этом играют родители. Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей. На примере данного занятия предложено использование нескольких коллекций, собранных в группе, в течение НОД используются различные виды деятельности. Также присутствует реализация регионального компонента и интересная техника "Рисование на камне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_s_ipolzovaniem_kollektsiy_wecompress.com_.docx187.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ

«ДОБРЫЕ ПОМОЩНИКИ»  

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

развитие творческого потенциала, любознательности и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Поддерживать устойчивый интерес к природе и её объектам;
  • Познакомить детей со свойствами камней и минералов;
  • Закрепить умение сравнивать предметы по величине, внешнему виду;
  • Продолжать знакомить детей с коллекцией злаков и семян;
  • Закрепить знания о продуктах питания;
  • Развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать гуманные чувства, желание помочь;

Организация развивающей среды:

  • картинки Крымуши и Золушки (веселые и грустные);
  • коллекция камней, злаков и семян;
  • карточки с изображением продуктов и готовых блюд;
  • емкости с водой, молоточек, металлические палочки;
  • магнитофон (запись песенки «Трёх поросят», музыка к танцу “Буги-вуги”);
  • наборное полотно, тарелки;
  • гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки;
  • доска для игры в шашки.

Предварительная работа:

Чтение сказок “Золушка”, “Три поросенка”, опыты с камнями, игры с коллекциями, знакомство с игрой «Шашки».

ХОД НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы сегодня станем добрыми волшебниками, которые помогают сказочным героям в трудных ситуациях.

Воспитатель: -Ребята, я вам сейчас загадаю загадку:  

Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома.

Зовут меня... (зима).

 а вы ответьте мне, какое сейчас время года?

Дети: Зима, а первый месяц называется декабрь.

Воспитатель: -А какой праздник мы готовимся отмечать, любимый не только детьми, но и взрослыми?

Дети: Новый год.

Воспитатель: По восточному календарю каждому году покровительствует какое-то животное: например: змея, дракон, кролик, собака. А какое животное символ 2019 года?

Дети: Поросенок.

Воспитатель: Правильно, и у нас в группе есть коллекция поросят. Давайте посмотрим, как они тут поживают. (Дети с воспитателем подходят к коллекции, рассматривают, в это время слышится тихая песенка: (1 слайд)

…Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь, эту дверь...

Воспитатель: - Ребята, вы догадались, чья это песенка? Что это за страшный, хитрый зверь, о котором поётся в песенке?

Дети: Трёх поросят, волк.

Воспитатель: - Вспомните, где поросята укрывались от волка? (2 слайд)

Дети: В домиках.

Воспитатель: - Из чего были построены их дома?

Дети: Из веток, соломы, из камней.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, из чего получится самый прочный дом?

Дети: Предлагают варианты.

Воспитатель: - Какие вы молодцы, много вариантов предложили. Мы то знаем, из чего надо построить дом. Давайте предложим самый прочный материал для строительства нашим поросятам, используя материал нашей коллекции камней. Они ведь не знают! (3 слайд)

Воспитатель: - У нас есть камни в группе? А где они?

- Я предлагаю вам подойти к столу, где находится коллекция камней и минералов. Ребята, каким должен быть дом, чтобы волк в него не проник? Дети: прочным, крепким, как крепость.  

Воспитатель: - А что может разрушить камни?

Дети: Предлагают варианты (солнце, ливень, мороз, ветер, сильные удары по камням и т.д.).

Воспитатель: - Давайте выберем несколько камней и проверим, подойдут ли они для строительства дома: (мел, каменный уголь, кристаллы соли, гранит).

Опытно-экспериментальная деятельность:

1) Проверить воздействие на камни: трения (потереть камни друг о друга, потереть металлической палочкой по камню), что происходит, какие камни крошатся?;

2) Проверить воздействие на камни воды (опустить в емкость с водой), какие камни в воде разрушились, растворились?;

3) Проверить воздействие на камни силы удара (постучать молоточком).

Дети: Действуют с камнями, проговаривают результаты воздействия на камни, делают выводы, фиксируют, выбирают гранит.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на этот камень. Он поцарапался? (нет) Растворился в воде? (нет) Раскрошился от удара молотком? (нет) Значит, этот камень лучше других подойдет для строительства. Его мы и посоветуем поросятам.  

Воспитатель: - Очень прочный дом получится из гранита. Отправляйтесь-ка, поросята, в сказку и стройте дом из гранита. Чтобы вы не запутались, этот камень мы вам дадим с собой. Ребята, вот как нам помогла коллекция камней выбрать материал для постройки домика.

Воспитатель: - Ребята, хочу предложить вам рассмотреть ещё и коллекцию морских и речных камней, ведь мы живём где с вами? (дети: в Крыму). Много разных камней вокруг нас, где мы можем чаще всего увидеть их с вами? (дети: на берегу моря или реки). Правильно, ребята! Посмотрите, какой формы бывают морские и речные камни. Округлая форма морских камней объяснятся тем, что они постоянно перемещаются в зоне прибоя волнами, трутся друг о друга и шлифуются до гладкой и округлой формы. В реке прибойной (сильной) волны нет, и камни обтачиваются потоком воды и имеют неправильную форму с острыми кромками. В реках так же бывают окатанные камни. Однако в медленных и при этом нешироких равнинных реках с одной стороны нет сильного течения, с другой не бывает штормов. Кроме того, дно у них обычно илистое и камни в нем встречаются изредка и не сталкиваются друг с другом, окатывания не происходит. В горных же речках, как Бельбек, которая протекает рядом с нашим селом, камни всегда окатаны. (дети рассматривают)

(4 слайд) Слышится плачь, всхлипывания.

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Пойдем, посмотрим, может еще кому-то нужна наша помощь? (На экране: на табуретке сидит чумазая девочка с мисочкой крупы.)

Воспитатель: - Ребята, вы узнали, что это за девочка?

Дети: Золушка

Воспитатель: - Какое задание дала Золушке мачеха?

Дети: Называют варианты (перебрать зерна)

Воспитатель (от лица Золушки): - В этот раз мачеха велела не просто перебрать зерна, а еще приготовить из них разные блюда. (Воспитатель голосом Золушки): - Разве я одна все успею сделать до ее возвращения?

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разных зерен у Золушки в миске!  (Дети рассматривают зерна). У нас же есть замечательная коллекция семян и зёрен! Мы знаем, как называются эти семена и зерна. Думаю, мы справимся с заданием мачехи и поможем Золушке.

Практическое задание: На столе тарелки с зерновой смесью и блюдца с 2-3 зернами одного вида. Каждый ребенок выбирает на блюдце свои зерна, а тарелку со смесью передает соседу. Получается работа по конвейеру. Перебранные зерна ссыпают в кармашки наборного полотна.

Воспитатель: - А какое ещё задание дала мачеха Золушке?

Дети: Приготовить разные блюда.

(выполнение детьми заданий по технологическим картам)

Гречневая крупа+вода+соль+масло = гречневая каша

Пшеничная мука+вода+соль+дрожжи = хлеб

Кофейные зерна перемолоть+вода+сахар  = кофейный напиток

Овсяная мука+сахар+вода = овсяное печенье

Рис+молоко+сахар+масло = рисовая молочная каша

Пшеничная мука+молоко+яйца+сахар = блины

Пшено+молоко+сахар = пшённая молочная каша

 

Воспитатель: - Вот сколько разных блюд мы помогли приготовить Золушке. Мы с вами сегодня как добрые волшебники, путешествуем из сказки в сказку и всем помогаем. Это так здорово! А нам помогают наши замечательные коллекции. Смотрите, ребята, и Золушка повеселела и предлагает нам потанцевать.

Физкультминутка (танец “Буги-вуги”).

Воспитатель: - Ой, слышите, кажется к нам кто-то торопится.

Стучится в дверь, заходит Крымуша

Воспитатель: А ты кто?

Крымуша:  Я не муха, не зверушка

                    Не домашняя игрушка,

                    Я- живой, я не из плюша!

                    И зовут меня- Крымуша!

Воспитатель: - Значит ты, тот самый Крымуша, который все знает о Крыме?

Крымуша: Да, это я и есть! А вы ребята из детского сада «____________»?

Дети: да

Крымуша: Я путешествую по всему Крыму и всегда рад новым знакомствам с ребятами, которые живут очень дружно! А вы –дружные? (да) А играть вы любите? (да)

Воспитатель: - А ты чего такой грустный?

Крымуша: Я торопился к вам, ребята! Хотел подарить вам свою любимую игру, поиграть с вами в «шашки». Но по дороге все шашки рассыпал.

Воспитатель: - Крымуша! Мы очень дружные и даже знаем, как тебе помочь. Правда, ребята! Посмотри, сколько у нас коллекций, мы что-нибудь сейчас придумаем. Ребята, я предлагаю вам сделать шашки из морских камней нашей коллекции. Мы сейчас разделимся на две группы. («Елочки» и «Дед Морозы»). Одна команда будет закрашивать камни в чёрный цвет, а другие в белый.

Крымуша: Как здорово у вас получилось! Спасибо вам ребята! Я обязательно сыграю с вами.

Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось? Кому мы сегодня помогли? Кому мы можем ещё помочь? Спасибо за старание!

Приложение

Коллекция камней и минералов в ДОУ,

собрана при поддержке родителей

Коллекция круп, семян

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

Конспект НОД "Добрые дела" для детей старшего дошкольного возраста

Цель НОД: развитие у ребенка желания творчески мыслить,анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви...

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Помощники Лесовичка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга         Конспект совместной деятельнос...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Наши помощники» для детей старшего дошкольного возраста

Жизнь ставит перед нами много проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выраб...