«Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
статья

Никифорова Наталия Михайловна

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение.

На основе специально проведенных исследований было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Развитие связной речи-умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания одно из основных и самых сложных направлений обучении детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.

 

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее-от пальцев. Конечно ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у нее на достаточном уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Поэтому тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых 27 навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Уровень развития мелкой моторики-один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Развивать моторику нужно начинать практически с самого рождения.

Таким образом, проведенный краткий анализ влияния двигательной сферы психической позволяет актуализировать вывод, что развитие моторики пальцев и кистей рук напрямую влияет на развитие всей психической сферы ребенка, особенно мыслительно-речевой. Таким образом, мы видим, что мелкая моторика напрямую связана с речевой деятельностью, а, следовательно, остро нуждается в развитии у детей.

Важнейшим на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, ведь ребенок для собственного личностного развития и успешной социализации должен общаться с тем, кто рядом, то есть стать понятным, убедительным, а также научить познавать мир с помощью языка и речи, развить сознательное, в меру своих возможностей, отношение к языковой действительности.

Связную речь выполняет ряд важных функций, главной из которых является коммуникативная, реализуется в двух основных формах- диалоге и монологе. Каждая из этих форм масс свои специфические особенности, которые определяют содержание и характер методики их формирования. Лингвистика противопоставляет диалогическое и монологическое речи, исходя из их различной коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природы.

 В формировании речи ребенка большое значение имеет развитие мелкой моторики. Положение о корреляции ручной моторики и речи разрабатывали В. М. Бехтерев, Д. Селл. Связь моторики, познавательной деятельности и речи освещали в своих работах Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, Б. Ананьев, А. Валонн, Дж. Брунер. Следует отметить, что есть все основания рассматривать кисть руки ребенка как орган, активизирует и стимулирует деятельность коры головного мозга, повышает работоспособность всех ее отделов, положительно влияет на формирование у детей дошкольного возраста высших познавательных функций, особенно мышления и речи. А для того, чтобы мелкая моторика рук проделала большую миссию, возложенную на нее, необходимо организовать 30 надлежащую работу. Только развивая движения рук ребенка регулярно, всесторонне, методически грамотно, можно достичь наибольшего эффекта от всей проведенной работы.

Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме, мы пришли к выводу, что мелкая моторика рук совместно функционирует с такими высшими психическими процессами, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никифорова Наталия Михайловна, воспитатель

СПб ГБДОУ детский сад № 68 Кировского района

Санкт-Петербург

«Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение.

На основе специально проведенных исследований было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Развитие связной речи-умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания одно из основных и самых сложных направлений обучении детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнееот пальцев. Конечно ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у нее на достаточном уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Поэтому тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых 27 навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Уровень развития мелкой моторикиодин из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Развивать моторику нужно начинать практически с самого рождения.

Таким образом, проведенный краткий анализ влияния двигательной сферы психической позволяет актуализировать вывод, что развитие моторики пальцев и кистей рук напрямую влияет на развитие всей психической сферы ребенка, особенно мыслительно-речевой. Таким образом, мы видим, что мелкая моторика напрямую связана с речевой деятельностью, а, следовательно, остро нуждается в развитии у детей.

Важнейшим на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, ведь ребенок для собственного личностного развития и успешной социализации должен общаться с тем, кто рядом, то есть стать понятным, убедительным, а также научить познавать мир с помощью языка и речи, развить сознательное, в меру своих возможностей, отношение к языковой действительности.

Связную речь выполняет ряд важных функций, главной из которых является коммуникативная, реализуется в двух основных формах- диалоге и монологе. Каждая из этих форм масс свои специфические особенности, которые определяют содержание и характер методики их формирования. Лингвистика противопоставляет диалогическое и монологическое речи, исходя из их различной коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природы.

 В формировании речи ребенка большое значение имеет развитие мелкой моторики. Положение о корреляции ручной моторики и речи разрабатывали В. М. Бехтерев, Д. Селл. Связь моторики, познавательной деятельности и речи освещали в своих работах Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, Б. Ананьев, А. Валонн, Дж. Брунер. Следует отметить, что есть все основания рассматривать кисть руки ребенка как орган, активизирует и стимулирует деятельность коры головного мозга, повышает работоспособность всех ее отделов, положительно влияет на формирование у детей дошкольного возраста высших познавательных функций, особенно мышления и речи. А для того, чтобы мелкая моторика рук проделала большую миссию, возложенную на нее, необходимо организовать 30 надлежащую работу. Только развивая движения рук ребенка регулярно, всесторонне, методически грамотно, можно достичь наибольшего эффекта от всей проведенной работы.

Именно от уровня развития связного высказывания (умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания) в дальнейшем зависит успешность детей при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме, мы пришли к выводу, что мелкая моторика рук совместно функционирует с такими высшими психическими процессами, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"...

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...