Проект Времена года П.И. Чайковского "В чудесной музыке природы голоса"
проект (подготовительная группа)

Елена Сергеевна Дьяконова

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon П.И.Чайковский "Времена года"448 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Времена года»

в музыке П. И. Чайковского.

Актуальность проекта: В условиях снижения общекультурного уровня современного общества, когда «мыслящее искусство» все более вытесняют веяния современного ритма жизни, когда взрослые и дети отдают большее предпочтение таким музыкальным направлениям как поп, рэп, рок, обращение к классике чрезвычайно актуально.
Особая роль в духовно нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции. Введение ребенка с самого детства в мир музыкальной культуры с высокими духовно – нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из ступенек в формировании личности ребенка.
«Музыка не может прямо перенести нравственность в душу человека, она лишь способна непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы и человеческие эмоции.» (Л. Выготский)
Проблема: Дети дошкольного возраста не знают классическую музыку из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, у детей нет желания и интереса слушать ее самостоятельно.
Цель: сформировать у детей знания о временах года, их последовательности и отличии, познакомить с музыкой П.И.Чайковского и пробуждать интерес к классической музыке.

Задачи: 

  • Приобщение детей к классической музыке.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
  • Формирование зрительно – слуховых представлений детей через  

           классическую музыку.

Вид проекта:

  • По направленности: музыкальный
  • По области интеграции: художественно – творческий
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По количеству участников: коллективный

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Сроки исполнения: сентябрь 2019 г. – май 2020г.

Ожидаемый результат:

  • Развить творческое мышление и воображение.
  • Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Сформировать зрительно слуховые представления детей.

Этапы проекта:

Подготовительный: Подбор методического материала, фонотеки, ноты фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Создание декораций, атрибутов для танцевальных импровизаций (цветные ленты, белые шифоновые лоскутки, осенние листья), создание костюмов. Подготовка изобразительного материала, пейзажей о временах года, картинок, слайдов с репродукциями картин. Подбор стихов, загадок, речевых и голосовых игр о временах года.

Основной: 

Месяц

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями.

Сентябрь

Беседа о создании альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Слушание «Охота»

Знакомство с портретом и краткой биографией композитора.

Папка-передвижка: «Классическая музыка дома»

Октябрь

Танцевальная композиция «Танец осенних листьев»

Слушание «Осенняя песня», «На тройке»

Знакомство с портретом и краткой биографией композитора.

Разучить с детьми стихотворение об осени.

Ноябрь

Слушание: «Охота», «Осенняя песня», «На тройке».

Выставка осенних рисунков и фотографий.

«Краски осени» Слушание:

«Охота», «Осенняя песня», «На тройке»

Прослушать с детьми пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. «Охота», «Осенняя песня», «На тройке»

Декабрь

Слушание: «Святки»

Танцевальная композиция «Снежинки»

Чтение сказки

«Двенадцать месяцев»

Разместить в музыкальном уголке портрет композитора.

Разучить с детьми стихотворение о зиме.

Январь

Слушание: «У камелька». Ритмическое упражнение «Вьюга и снежинки».

Беседа о создании альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Прослушать с детьми пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. «Святки», «У камелька», «Масленица»

Февраль

Слушание: «Масленица»

Оркестр народных инструментов.

Выставка детских работ (аппликация, поделка) при участии родителей «Поет зима аукает».

Участие в выставке детских работ «Поет зима аукает».

Март

Слушание: «Песня жаворонка», «Подснежник» Показ слайдов, Танцевальная композиция «танец цветов»

Слушание:

«Песня жаворонка», «Подснежник»

Разучить с детьми стихотворение о весне.

Апрель

Слушание: «Белые ночи», «Баркарола»

Выставка детских работ «Весенний перезвон».

Разучить с детьми стихотворение о весне.

Май

Слушание: «Песня косаря», «Жатва»

Музыкальная гостиная: «Времена года»

Слушание: «Белые ночи», «Баркарола»,

«Песня косаря», «Жатва»

Музыкальная гостиная: «Времена года»

Заключительный: Музыкальная гостиная: «Времена года».

Итог: В результате реализации данного проекта были решены поставленные задачи, оправданы ожидаемые результаты. Планирую презентовать данный проект на педагогическом часе в ДОУ.

Петр Ильич Чайковский

Цикл «Времена года»

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии Российской империи (ныне Воткинский район Удмуртской Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября (по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург. Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов,
 «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», тж. среди известных произведений композитора «Детский альбом», цикл пьес «времена года».

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В этих двенадцати пьесах композитор запечатлел и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей…  

История создания цикла

Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным. А создано оно было действительно по заказу издателя журнала «Нувеллист» и основателя нотоиздательской фирмы М.И. Бернарда. Журнал был основан в 1942 г. В нём ежемесячно печатались новые сочинения русских и зарубежных композиторов, а также сообщались сведения о новинках музыкальной жизни в России и за рубежом. С этим журналом П.И. Чайковский сотрудничал с 1873 г., а в 1875 г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Правда, неизвестно, был ли композитор знаком с эпиграфами во время сочинения пьес или же они были прибавлены уже во время их издания. Тем не менее, изданные при жизни Чайковского экземпляры фортепьянного цикла Времена года эти эпиграфы содержали.

Содержание цикла

Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского Времена года состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

Состав цикла

«Январь. У камелька»

Эпиграф из А. С. Пушкина:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела.»

«Февраль. Масленица»

Эпиграф взят из П. А. Вяземского:

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.

«Март. Песнь жаворонка»

Эпиграф из А. Н. Майкова:

«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.»

«Апрель. Подснежник»  

Эпиграф из А. Н. Майкова:

«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином.»

«Май. Белые ночи»]

Эпиграф из А. А. Фета:

«Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»

«Июнь. Баркарола»

Эпиграф из А. Н. Плещеева:

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.»

«Июль. Песня косаря»

Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»

«Август. Жатва»

Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.»

«Сентябрь. Охота»

Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

«Октябрь. Осенняя песнь»

Эпиграф из А. К. Толстого:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.»

«Ноябрь. На тройке»

Эпиграф из Н. А. Некрасова:

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

«Декабрь. Святки»

Эпиграф из В. А. Жуковского:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

      «У камелька» - первая пьеса в сборнике, которая показывает месяц Январь. Камельком назывался русский камин, который был практически в каждом доме и собирал около себя всю семью зимними вечерами. Если это крестьянская изба – то обязательно пели песни, пряли кружева, если дворянская – то в основном музицировали или читали. Спокойная и умиротворенная музыка, а также отдельные мотивы мелодии, словно передают неторопливую речь. Слушая эту пьесу можно легко представить, как люди, сидящие около камина, задумчиво смотрят на пламя огня и беседуют. Вторая часть несколько отличается от первой и третьей, она более взволнованная и оживленная.

      Во второй пьесе «Масленица» перед слушателями разворачивается картина народного гуляния. Масленичная неделя неизменно заканчивается празднеством, которое приурочено к встрече весны. С помощью музыкальных звуков композитор передал гуляющую толпу, танцы ряженых и звучание инструментов. Очень интересно построена миниатюра, она состоит из небольших картинок, которые быстро сменяют друг друга, однако первая тема постоянно возвращается. Перед слушателями очень четко и ярко предстает картина народного праздника со всеми полагающимися атрибутами.                        

        «Жаворонок». С чем у людей чаще всего ассоциируется начало весны? Конечно же с пением птиц, именно жаворонок издавна считается весенней пташкой, а его пение символизирует собой наступление долгожданного тепла в марте. Вся природа пробуждается от зимней спячки. В этой мечтательно-грустной пьесе композитор очень точно передал пение птиц с помощью звукоизобразительности. В произведении тесно граничат две разные темы, которые между тем объединяются трелями. Одна из них – лирическая, напевная, другая же – широкая, с большими взлетами.

    «Подснежник». Весеннее солнышко пригревает, поют птицы и настало время распуститься первым весенним цветам. Подснежники появляются сразу же, как только отступают холода и сходит снег. Эта пьеса передает все волнение и трепет, который переполняет человека от созерцания пейзажа. Не удивительно, ведь весной пробуждается не только природа, но и чувства человека. Влюбленность, надежда на светлое будущее – все прекрасно в это время. В музыке, выполненной в вальсовом ритме, передаются эти светлые эмоции.

     «Белые ночи» Май. Вдохновленные и необычайно поэтические белые ночи в Санкт-Петербурге, когда воздух окутан невероятным романтическим настроением, переданы в этой пьесе. Атмосфера в музыке очень переменчивая, в ней горестные раздумья резко сменяются невероятным восторгом. Все это происходит на фоне неизменного романтического ночного пейзажа. Первый раздел – это скорее мечты о счастье, он построен на коротких мотивах, передающих вздохи. Второй раздел более страстный. Волнение в душе сильно нарастает и переходит в восторженно-радостный порыв. Третий раздел возвращает к спокойным мечтам и мечтательному настроению.

     «Баркарола». Июнь.

Вот и наступило лето. О чем же рассказывает музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная», или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» в переводе с итальянского означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко, и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркароллу». Широко и привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь — и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть качаясь то ли от ровных ударов весел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

    «Песня косаря». Июль.

Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это еще одна песня - композитор назвал ее «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

«Жатва». Август.

Эту пьесу композитор назвал еще «Жатва». Музыка ее не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка.

Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатвы» звучит мягче, женственнее. Но косить - всегда считалось делом мужским, а жать серпом - женским.

Поэтому и музыка «Жатвы», хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, изящнее, чем «Песня косаря».

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвон серпов. Подвижная, веселая мелодия как бы рисует оживленную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно желтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.

Интересно, какие картинки захочется нарисовать после прослушивания июльской и августовской пьес. Не обязательно рисовать косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню.

         «Охота». Русский быт XIX века невозможно представить без охоты, которая выступала своеобразной забавой в дворянских поместьях. Именно ее Чайковский и изобразил в этой осенней пьесе. Обычно охота всегда проходила шумно, весело, повсюду были слышны охотничьи рога и лай собак. Очень мастерски Петр Ильич использовал звукоизобразительные приемы в этой пьесе.

         «Осенняя песнь». Осень в нашей стране всегда особенная, не зря ею восхищались многие поэты, живописцы, воспевая в своих работах. Это неповторимая и ни с чем не сравнивая красота русской природы, искрящаяся золотыми красками. Конечно, осень бывает и другая, когда унылый дождик заставляет немного грустить по уходящему лету, а природа словно умирает. Именно это настроение и попытался передать Петр Ильич в своем произведении. Пьеса занимает центральное место во всем цикле. В ней словно отображен итог повествования. Интонации вздоха, грусть и тоска звучат в пьесе. Лишь средняя часть, как проблеск надежды и в ней звучит трепетный подъем, полный воодушевления. Однако третий раздел вновь возвращает к интонациям грусти и печали. Последние такты звучат с замиранием, кажется, что нет уже никакой надежды на возрождение.

       «На тройке». Хоть ноябрь и относится еще к осенним месяцам, но зима уже чувствуется в полной мере. Морозы уже стоят, а деревья покрываются белой изморозью. Восхитителен пейзаж в это время года. Начинается произведение красивой мелодией широкого дыхания, которая рисует перед слушателями русские просторы. Внезапно спокойствие нарушает отдаленное звучание колокольчиков, которые постепенно приближаются. Это резво скачет тройка лошадей, запряженных вместе. Веселый перезвон бубенцов на время отодвигает на задний план лирическое настроение. Но вот лошади промчались мимо и перезвон постепенно затихает. Снова звучит первая мелодия, похожая на заунывную песнь ямщика.

       «Святки». Что принято делать на Святки? Девушки гадают на своих суженных, по всюду царит праздничная атмосфера. По улицам ходят ряженые, которые заходят в дома и развлекают хозяев своими шутками, песнями. Своей заключительной пьесе в цикле Чайковский дал определение «Вальс». Эпизоды этого танца здесь действительно встречаются и чередуются с основной мелодией. Завершает пьесу торжественный праздник под звуки безмятежного вальса, когда все семейство вместе с гостями, собирается вокруг шикарной Рождественской ели.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года в музыке, живописи и поэзии"

Долгосрочный проек по музыке в подготовительной к школе группе. П.И. Чайковский альбом "Времена года"...

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Времена года» в музыке П. И. Чайковского.

Актуальность проекта: Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются этал...

Презентация проекта "Времена года в музыке П.И.Чайковского

В презентации раскрывается технология планирования и реализации проекта "Времена года в музыке П.И.Чайковского...

Проект "Времена года в поэзии, музыке, живописи"

При реализации данного проекта формируем начало  музыкальной и художественной культуры у детей, посредством знакомства с эталонами классической музыкальной, художественной, поэтической культуры...

Проект «Времена года в музыке П.И. Чайковского».

Проект «Времена года в музыке П.И. Чайковского» адресован детямстаршего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в реализации вариативного иинтегрированного подхода к решению цели...

Проект " Времена года в поэзии, музыке , живописи"

Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.В подобном сочетании мир искусства, ...