«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»
консультация (средняя группа)

Димитриева Людмила Юрьевна

Основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении  чувашскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле,  о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются  условия для формирования нравственных чувств.основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении  чувашскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле,  о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются  условия для формирования нравственных чувств.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_rodnoy_yazyk.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

  Родная речь - это  живой воды родник,

питающий страницы лучших книг.

 И тем ценней святой её глоток,

что травят, загрязняют наш исток.

 Актуальность темы «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире» обусловлена серьезными преобразованиями, которые происходят в современном обществе и затрагивают сферу образования. Создание объективных условий для расширения функционирования  чувашского языка повысило интерес к истории, культуре, традициям и обычаям народа, а также сделало возможным наиболее полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе изучения родного языка. При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Чувашской Республики  от 27 июня 2008 г. «О языках в Чувашской Республике», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки.

В современных условиях модернизации дошкольного образования возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, педагогической коммуникативно-ориентированной речью. Возрастают требования к качеству знаний, к профессиональному языку самих педагогов. В настоящее время вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В нем учитывается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной ситуации развития детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Основное содержание программы воспитания в детском учреждении составляет национальный региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. По-моему мнению, в этом нужен комплексный подход. При подготовке к занятиям,  я ставлю перед собой следующие задачи:  воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края; познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками  чувашского народа. Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями. Важнейшее  значение имеет проведение  чувашских праздников.

Основным  направлением обучения  родному языку в дошкольном учреждении является формирование и развитие у детей простейших умений и навыков овладения чувашской речью в устной форме. К концу подготовительной группы,  дети должны уметь воспринимать  чувашскую речь на слух и вести несложный разговор (диалог),  составлять небольшое описание  предмета, рассказать о детском саде, о своей семье,  о себе, о друзьях и т.д., в пределах доступной их возрасту тематике; усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и типов предложений.

Важнейшим моментом является учет их психологических особенностей. Формирование и развитие умений и навыков  чувашской устной речи проводится в игровых и учебных ситуациях по темам всего, что их окружает (игрушки, предметы одежды, обуви, продукты питания, посуда овощи, фрукты, семья, детский сад, и т.д.). На практике я убедилась, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Именно поэтому мои занятия в основном представляют собой разговорные упражнения, при проведении которых детям прививаются первоначальные умения в диалоге, монологической речи на чувашском языке, чтение стихотворений, прослушивание аудио сказок.  В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям  чувашского народа мною используется  чувашский фольклор и детская национальная литература. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом.  Я стараюсь использовать в своей работе мультимедийные ресурсы нового поколения. Использую  различные презентации, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок. Стараюсь постепенно включать  в свою речь новые слова, формы слов, типы предложений, образцы связной речи. Прилагаю все усилия, чтобы изученные слова  регулярно использовались в речи детей. Мой опыт работы показал, что изучение  чувашского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Дети очень любят сказки. Чувашские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев.

Таким образом, основным компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно благодаря нему сохраняется нация,  правильное понятие о древних традициях и культуре, знания о своей религии. В образовательной деятельности при обучении  чувашскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле,  о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются  условия для формирования нравственных чувств.

Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. Я  пришла к выводу, что ничто другое так не оказывает влияния на душу ребенка, как личный пример взрослого. А значит,  впереди нас ждет большой и упорный труд, который непременно принесет свои плоды!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания"

В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога...

Развивающее образование в процессе обучения родному языку на дошкольной ступени

Статья посвящена актуальным проблемам развития родного языка в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе....

Родной язык, как важнейшая форма развития речевого общения ребенка дошкольного возраста.

Статья для педагогов детских садовВ общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и: активизация занимают очень большое место....

Обучение и воспитание на родном языке - путь к интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка

Педагогами МБДОУ Детский сад №47 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уделяется большое внимание знакомству с историей, бытом, культурой народов Башкортостана  через обучение...

Консультация для родителей «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»

МБДОУ №16 «Нэфсэт»     Консультация для родителей«Родной язык - как важнейшая ступень в развитии личности ребенка в современном мире»...

" Развитие личности ребёнка в современном мире, через потенциал игры "

Статья о том, как через потенциал игры развивается личность ребёнка в современном мире . ...

Консультация для родителей на тему: «Родной язык - как важнейшая ступень в развитии интеллектуального и духовного развития личности ребенка в современном мире»

laquo;Родной язык – святой язык, отца и матери язык,Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,А сказки бабушки потом я научился пони...